Сырдарьинский аграрно-технический колледж — кузница востребованных в регионе рабочих кадров. Специалистов готовят по краткосрочным и долгосрочным курсам с использованием дуальной модели обучения. В колледже сохранилась традиция передачи мастерства от наставника ученику.
По дуальной системе учебное заведение работает третий год. Сейчас теоретические знания подкреп-ляют практикой в крестьянских хозяйствах и на предприятиях общепита более 90 студентов (это четыре группы). Обучение ведется по специальностям «тракторист-машинист сельхозтехники», «наладчик машин и тракторов сельского хозяйства», «фермер», «повар-кондитер». С помощью взаимовыгодной схемы парт-нерства колледж выстроил свою работу таким образом, чтобы молодые выпускники с охотой шли работать по выбранной специальности.
Как отметил руководитель колледжа Дархан Кожахметов, актуальность дуального обучения, в первую очередь, обусловлена кризисом, который переживает сфера профессионального образования. Проблема не нова. И связано это с тем, что учебные заведения технического и гуманитарного профиля руководствовались общепринятыми стандартами обучения. При этом не учитывалось мнение работодателей о том, какого специалис-та они ожидают увидеть у себя на предприятии. Кроме того, большинство предприятий перешло в частную собственность, в результате была утрачена взаимосвязь «вуз (колледж) –
производство». Однако экономика развивается и требует подготовленных в практическом плане специалис-тов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о работе.
– Дуальная система обучения предполагает подготовку специалис-та по двум направлениям – теоретическому и практическому, – поясняет заместитель директора колледжа по учебно-производственной час-ти Нуртаза Нугман. – То есть одну треть времени студент получает базовые знания в колледже, а все оставшееся время отшлифовывает навыки и получает практически знания на производстве. Главная цель такой системы – подготовить квалифицированного специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на соответствующем профессиональном уровне. Отмечу, что понятие преемственности для нашего колледжа не пус-той звук. Мастера производственного обучения передают свои знания и опыт студентам, стараются на практике научить всем тонкостям профессии. Мы принимаем на долгосрочную учебу и курсы юношей и девушек со всего района. Проблем для учащихся нет: есть общежитие, питание, стипендия. Наши студенты аграрных специальностей проходят практику прямо в поле – на крупных предприятиях аульных округов имени Токмагамбетова и Шаган. Техника у колледжа есть, в мастерских в учебное время всегда кипит работа, практика самая серьезная. В надежности выпущенных нами специалис-
тов мы не сомневаемся.
Самая востребованная специальность в колледже – фермер (специалист сельскохозяйственного производства). На полях ТОО «Шаған-Жер» набирается опыта студент группы № 42 Серикбол Ахатов.
– Сорок процентов учебного времени приходится на
теорию, а шестьдесят процентов мы проводим на практике в крестьянских хозяйствах района, – говорит Серикбол. – Считаю, что дуальная сис-тема обучения – одна из эффективных форм подготовки. Ведь работодатели заключают договор с теми, кто поступает в колледж. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив придет квалифицированный сотрудник. Мне предложили работу несколько хозяйств по окончании учебы, так что в действенности дуального обучения убедился уже сейчас.
Солидарна с Серикболом и студентка колледжа Гульдана Ериккызы, которая постигает премудрости своей будущей профессии в ресторане «Шаңырак».
– Я учусь на повара-кондитера, – говорит Гульдана. – Никакие учебники и пособия, всевозможные поваренные книги не заменят практических занятий на кухне ресторана. Повар – профессия востребованная. Уверена, что без работы после окончания колледжа не останусь.
По большому счету, дуальная сис-тема была и раньше, к обучению рабочих кадров прилагали совместные усилия учебные заведения и различные профильные предприятия. Сейчас эта практика в колледжах постепенно восстанавливается. Почувствовав голод в рабочих руках, работодатели повернулись лицом к учебным заведениям, стали активнее включаться в процесс подготовки кадров для своих предприятий, чтобы студенты знали специфику работы предприятия и вышли из стен колледжа квалифицированными специалистами.
Подготовленных, квалифициро-ванных фермеров, машинистов-трак-тористов и поваров готовят и в Жалагашском индустриально-аграрном колледже. По дуальной системе здесь обучаются 135 человек. Ребята, обучающиеся по специальности «тракторист-машинист», проходят производственную практику в крестьянских хозяйствах «Ер-Али», «Құрманбай ата», «Таң ЛТД», «Сарке батыр», «Мега агро», «Байтабын»... А будущие повара – в заведениях общепита ИП «Айнабаева», «Жақанова». Модель взаимодействия колледжа с техническими вузами, промышленными предприятиями, центрами занятости населения позволяет всем участникам процесса выстроить деловое партнерство, а студентам колледжа найти хорошо оплачиваемую работу.
– Как бы ни ценилось высшее образование, но к обладателям дипломов по таким ходовым профессиям, как станочник, крановщик, тракторист или слесарь, работодатели относятся с особым вниманием. Время, когда юристов, психологов, рекламщиков и экономистов работодатели расхватывали, прошло, – говорит директор Жалагашского аграрно-технического колледжа Гани Серикбаев. – Выпускникам школ, которые хотят хорошо устроиться в жизни, нужно штурмовать технические колледжи и вузы. Область испытывает нехватку квалифицированных рабочих профессий. И своей главной задачей мы ставим обеспечение рынка труда рабочей силой, соответствующей требованиям современного
производства.
Колледж не первый год работает в тесной спайке с крестьянским хозяйством «Ер Али», будущие машинисты-трактористы набираются навыков и опыта на полях хозяйства.
– В дуальной системе обучения заинтересованы все стороны – студенты, преподаватели и работодатели. В селе всегда нужны специалисты, которые владеют новыми технологиями, техникой, – считает директор хозяйства «Ер-Али» Алиби Бекжанов. –
Радует, что работодатели стали активнее включаться в процесс подготовки кадров для своих предприятий. Речь идет о том, чтобы дать молодежи не прос-то диплом, а практические навыки работы на производстве.
– Раньше у каждого училища было базовое предприятие, где ребята проходили практику, а по окончании устраивались сюда на работу. Шефы делали заказ на нужных специалистов, которых и готовили в училище. Такая система давала стопроцентную занятость выпускников. И сейчас эта практика восстанавливается, – отметил Г. Серикбаев.
Объем теоретической нагрузки по ряду учебных дисциплин в Жалагашском колледже сокращен. Производственной практике здесь уделено более семидесяти процентов времени.
– Все родители хотят, чтобы дети получили высшее образование, – говорит студент колледжа Бекзат Асылбай. – Но сейчас востребованы технические профессии. Моя будущая специальность машинист-тракторист. Работа после окончания учебы в одном из крестьянских хозяйств мне уже обеспечена.
Престиж технических специальностей растет. Но, к сожалению, час-то родители продолжают делать за своих детей неправильный выбор, по-прежнему тянут их в юристы, экономисты... Нужно на системной основе вести профориентационную работу для повышения привлекательности рабочих и инженерно-технических специальностей.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |