• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

МЕТКИХ СЛОВ ПРИЧУДЛИВЫЙ УЗОР...

Национальная самобытность и высокая духовность казахского народа  особенно ярко проявилась в его песнях. За сотни лет кочевой жизни на огромных пространствах Великой степи казахи создали величайшие образцы устной народной поэзии. Казахский фольклор уникален и отличается богатством жанров. Существует свыше сорока видов песен: героические сказания (дастаны), философские размышления (толғау),посвящения (арнау), песни-назидания (терме), обрядовые песни (жар-жар, сыңсу, бесік жыры, жоқтау и другие), лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, песни, посвященные религиозным обычаям (заклинания баксы, заговоры, заклинания и другие), поэтические состязания (айтысы).

Знаток и исследователь фольклора тюркоязычных народов, ученый-ориенталист, академик Василий Радлов отмечал, что казахи отличались от других своих соплеменников особенной ловкостью в выражениях и замечательным красноречием, воспевая в своих песнях не сказочный мир, а свою жизнь. Не случайно в народе бытует выражение «Өнер алды – қызыл тіл», что означает «Вершина искусства – красноречие». В казахской степи мастерами поэтического слова признавались лишь те, кто экспромтом, без предварительной подготовки мог сочинить стихи на любую тему, что требовало не только природного дара, но и всестороннего знания жизни своего народа, его мифов, легенд и преданий.

Композитор, собиратель казахского фольклора Александр Затаевич,  отмечая необыкновенную красочность и образность устной народной поэзии, которая отличалась богатством метафор и сравнений, размахом фантазии, писал, что «...и в живой речи казахи – прирожденные ценители и любители изысканного красноречия».Об их поэтическом мастерстве свидетельствуют  айтысы – состязания акынов-певцов, которые своими меткими поэтическими импровизациями проповедовали лучшие этические идеалы казахского народа. Большая их часть дошла до наших дней в записях ученых-фольклористов Диваева, Радлова, Копеева и других.

Жанр айтыса присущ многим народам с тюркскими корнями. Поэтические состязания-мугаллакаты были популярными еще у средневековых арабов. У карачаевцев айтыс известен под названием «ийнар» или «сумеликжырла», у туркмен – «айтышыгы», у татар – «эй-тегиу», у алтайцев – «согюги-кожондор», у киргизов – «айтыш». Однако, как отметил доктор исторических наук, директор Института истории государства Буркитбай Аяган, в классическом виде жанр айтыса сохранился только у казахского народа.    

Традиция айтыса тесно связана с ораторским искусством. Казахский народ хранит в своей памяти имена биев-ораторов Толе би, Казыбека би, Айтеке би, Бала би, Сырыма Датова и других. Польский поэт и этнограф Адольф Янушкевич, встречавшийся с красноречивыми биями Кунанбаем, Койшибаем, с народными поэтами и певцами Орынбаем и Шоже, с восхищением отмечал, что «барды степей – великие поэты, импровизации которых свидетельствуют о необыкновенном таланте и способностях».  

Ни в чем не раскрывается так ярко душа народа, как в песнях. Песня звучала в повседневной жизни казахов, а любимый инструмент степняка – домбра – занимала почетное место в каждой юрте. Акын обычно импровизировал и исполнял песню сам. Знаменитые казахские акыны  Жиембет, Маргаска, Актамберды, Умбетей, Бухар жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против внешних врагов. Ни одно празднество не проходило без участия акынов, столь высоки среди народа были их авторитет и влияние. Они слагали песни о важных исторических событиях, героических сражениях,  прославленных батырах, воспевали любовь, благородство, чувства и переживания, мечты и чаяния людей.Наиболее искус-
ных из них называли салами и сері (Биржан сал, Акан сери). Они имели высокий статус в традиционном казахском обществе и отличались не только ношением одежды и манерами, но и особым стилем поведения. В окружении сказителей, борцов (палуанов), музыкантов салы и сері ездили по аулам, где народ принимал их как самых уважаемых гостей. Музыканты гостили не один день и развлекали жителей аулов, соревнуясь друг с другом в исполнительском мастерстве.Так появились айтыс и тартыс, или кюй-тартыс. Отважиться на него мог не каждый исполнитель. Обычно в этом музыкальном состязании двое домбристов поочередно играют кюи. Первый в любой момент может прервать свою игру, а второй должен тут же подхватить и продолжить. Соперничая друг с другом в блеске и красоте импровизации, музыканты исполняли один кюй за другим. Особо трудным заданием считалось повторение кюя соперника по памяти.

По утверждению классика казахской литературы Мухтара Ауэзова, «айтыс – самый богатый жанр казахского фольклора». Один из древнейших видов искусства, айтыс акынов особую значимость и духовную силу приобрел в ХVIII-XIX веках. Этот период можно назвать «золотым веком» айтыса. Поэтическое ристалище, словесный поединок, как правило, происходит перед собравшимся народом. Без предварительной подготовки и обдумывания, импровизируя поочередно, акыны соревнуются в остро-
умии, находчивости, глубине и образности слов, блеске мыслей, умении сочинять стихи экспромтом. Состязание акынов предполагает не только умение говорить в рифму, но и ощущение тонкого чувства меры, когда участники не просто «переговаривают» друг друга, а по достоинству ценят меткость, яркость и выразительность истинного слова и вовремя останавливаются, умолкают, признав преимущество соперника. Вдохновенные импровизации исполнялись под аккомпанемент домбры или кобыза и  сопровождались выразительными жестами. Таким образом, айтыс представляет собой сложный синтез ряда искусств – поэзии, музыки, драматического представления, исполнительского мастерства. Айтыс отличался многообразием форм: жар-
жар – свадебная песня, которую исполняли поочередно группы девушек и джигитов во время приезда невесты в дом жениха, бәдік-айтыс – песенно-поэтические заклинания, которые исполняют хором группы женщин и мужчин для изгнания болезней, айтысы-загадки.  Самые распространенные виды айтыса – қайым-айтыс и сүре-айтыс. Наиболее простой и доступный вид – қайым-айтыс (обычно короткие песенные импровизации, в котором обычно принимали участие начинающие акыны) чаще исполняла молодежь во время игр и празднеств. Известные акыны, стяжавшие славу и любовь народа, преимущественно участвовали в сүре-айтысах.

Их айтысы, получившие устное распространение или записанные с середины XIX века казахскими и русскими учеными, представляют собой динамичные самостоятельные произведения. В айтысе могли участвовать несколько акынов, но все же наиболее распространенным было выступление парами, причем нередко соревнующимися сторонами выступали мужчина и женщина. Соперниками в айтысе выступали непременно представители разных родов и по традиции каждый превозносил достоинства своего рода.  Победа в айтысе символизировала победу одного рода над другим.

Музыкально-поэтическое состязание обычно начиналось с взаимного представления соперников. Сидящие друг против друга акыны исполняли  своеобразный песенный диалог на любую произвольную тему, поочередно подхватывая слова оппонента. По итогам соревнования выбирается победитель, при этом оценивается как музыкальность и ритмичность, так и сообразительность в парировании аргументов соперника. Победа приносила славу, признание и известность. Услышанные на айтысе афоризмы и удачные выражения позже передавались из уст в уста и становились крылатыми.

Особой популярностью в народе пользуется айтыс акына Биржана и поэтессы Сары. Акын, композитор и непревзойденный певец Биржан, услышал о девушке Саре, которая в свои семнадцать лет прославилась не только красотой, но и блистательным умом и одержала победу в споре с  именитыми акынами своего края. Приехав в аул к девушке, Биржан представляет себя как прославленного акына из рода аргын, который, прослышав о появлении в роде найман нового акына – Сары, приехал состязаться в искусстве, и называет себя «сладкозвучным соловьем среднего жуза». Биржан дает высокую оценку поэтическому таланту Сары:

Двух певцов прекрасен бой.

Силы мерятся борьбой.

Песни бьются меж собой.

Песня, как клинок, остра,

Пой, Биржан! Пой, Сара!

В айтысе Биржана и Сары поднимаются общественно-нравственные проблемы: судьба личности, эмансипация женщины, обычаи и традиции, родовые отношения. Как уникальный жанр искусства айтыс привлекал внимание профессиональных композиторов. Знаменитому певцу-импровизатору Биржан салу и поэтессе Саре Мукан Тулебаев посвятил оперу «Біржан-Сара».  

Яркое отражение искусство айтыса нашло в Приаралье. Земля Сыра стала родиной выдающихся мастеров песенного импровизаторского искусства Омара Шораяка, Карасакала Еримбета, Будабая Кабылова, Рахмета Мазхожаева, Куаныша Баймаганбетова, Байназара Отепова, Турмагамбета Изтлеуова, Кошенея Рустембекова, Нартая Бекежанова, Манапа Кокенова.

В созвездии акынов земли Сыра особое место принадлежит Нар-
таю Бекежанову. В тридцатые годы прошлого столетия имя Нартая было широко известно не только в присырдарьинских аулах и городах, но и во всей республике. Он родился в 1890 году в ауле Бестам Шиелийского района в крестьянской семье. Суровая жизнь закалила его характер. Он вырос спокойным, сдержанным, немногословным. Постоянная нужда, повседневные заботы не заглушили его природного дара певца. Он был еще подростком, когда за ним закрепилось прозвище «парень-певец». На становление таланта юноши большое влияние оказали мать будущего музыканта Бактыгуль и дядя Мансур, который был известным в тех краях акыном. Мать и дядя незаметно, исподволь воспитывали в Нартае интерес и любовь к музыке и поэтическому слову. К тому же именно в это время случилось событие, которое окончательно определило судьбу Нартая. В город Ак-Мечеть прибыл прославленный   акын Тайжан. Опытный, чуткий певец приметил юношу, приободрил его, говорил ему о трудном и почетном пути певца, о том, что нужно очень серьезно относиться к своему таланту, лелеять, беречь, растить его. Советы Тайжана глубоко запали в душу начинающего певца. Нартай считал себя учеником Тайжана.

В 1937 году Нартай возглавил агиткультбригаду Шиелийского района. Небольшая вначале бригада вскоре разрослась в областной ансамбль, душой его был Нартай. В составе ан-самбля были певцы, домбристы, танцоры. Ансамбль пользовался большим успехом. Самодеятельный коллектив отличался богатым репертуаром. В народе этот коллектив называли ансамблем Нартая. Активную деятельность развернул ансамбль
Нартая в годы Великой Отечественной войны. С неизменным успехом выступал он в Чимкенте, Джамбуле, Кзыл-Орде, а также за пределами
республики – в Оше, Джалал-Абаде.

Нартай выделялся своей многогранностью. Зимой 1943 года в Алма-Ате состоялся айтыс. Сюда приехали многие знаменитые акыны – Шашубай, Кенен, Калка, Нурлыбек и другие. В айтысе участвовал и Нартай. Он состязался с акыном Нурлыбеком. Многие акыны заранее подготовили свои слова, записали текст поэтической речи. Шашубай, Нурлыбек и Нартай часто отступали от заготовленного текста, «на ходу», экспромтом сочиняли свои ответы, показав тем самым пример вдохновенной импровизации. Нар-
тай аккомпанировал себе на гармони и пел тягуче и широко. Ему шел тогда шес-
той десяток, но голос его был по-прежнему силен, красив и изящен. Акыны пели о жизни и трудовых успехах советских людей в тылу, о победе над гитлеровскими захватчиками.

Высоко ценил Нартая акын Жамбыл Жабаев. О его удивительном даровании, поэтическом мастерстве старый акын говорил впоследствии не раз. 

Всенародной славой и признанием пользовался акын Манап Кокенов. У него много  званий, но главное  – народный акын.  Впервые он заявил о себе как о поэте в 1943 году. В Жанакоргане организовали айтыс акынов, куда съехались мастера жанра со всех аулов, были среди них и уже именитые акыны. Вот тогда-то на айтысе и попробовал свои силы пятнадцатилетний светловолосый мальчуган,
как тогда его прозвали, «ақ бала». Выступление юного таланта из Талапа было оценено по достоинству. Организатор айтыса, акын-импровизатор Нартай Бекежанов предрек тогда Манапу Кокенову большое артис-
тическое будущее и не ошибся. Автор многих поэтических произведений, неоднократный победитель областных и республиканских айтысов, продолжатель лучших музыкальных традиций национальной культуры, он создал свою творческую школу.

Куаныш Баймагамбетов родился в 1895 году на территории нынешнего совхоза имени Амангельды Сырдарьинского района Кзыл-Ординской области. С ранних лет он любил слушать песни, затем начал исполнять их сам. Принимал участие в айтысах с такими признанными мастерами жанра, как Иса Байзаков, Айтбай Дуйсенбаев. Занимался сбором и изучением образцов айтыса. В 1925 году произведения К. Баймагамбетова впервые стали достоянием не только слушателей, но и читателей. Его стихи, посвященные переводу столицы республики из Оренбурга в Кзыл-Орду, о подвиге воинов Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, были опубликованы в газетах и журналах того времени. Лучшие стихи и песни Куаныша Баймагамбетова изданы отдельным сборником.

Сегодня айтыс не утратил своей значимости. Пройдя долгий эволюционный путь, в наши дни айтысы собирают полные залы благодарных слушателей. И что особенно радует – искусство айтыса продолжают   молодые акыны Меирбек Султанхан, Нурмат Мансуров, Иран-Гайып Кузенбаев, Еркин Садыкулы, Сырым Адилбеков, Талгат Кузембаев и другие.

Один из титулованных айтыскеров республики – Мухтар Ниязов. Выходец из Жалагашского района, он победитель многих международных и республиканских айтысов, дважды становился обладателем главного приза   – «Золотой домбры». Как отметил мастер поэтической импровизации, айтыс воспитывает в людях уважение к своим корням и традициям. В республике сейчас уделяется пристальное внимание развитию национального искусства. Как и столетия назад, для участия в айтысах приезжают акыны со всех уголков
республики, вооруженные домброй и силой могучего слова. Растет популярность айтыса среди молодежи.  В своих выступлениях акыны воспевают достижения страны, а также поднимают актуальные вопросы, волнующие общество. 

В 2015 году айтыс как уникальное искусство импровизации был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.  

 Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Предыдущие номера 17 ноябрь 2018 г. 1 295 0