• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УЧИТЫВАЯ ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА

Сейчас в Казахстане всего несколько специальных учебных заведений, которые готовят рабочих и инженерные кадры для железнодорожной отрасли. Одно из них – Казалинский транспортно-технический колледж, который в 2017 году получил статус высшего. В настоящее время колледж продолжает готовить рабочих и специалистов-железнодорожников для Кызылординской области и ряда западных регионов Казахстана.

1 октября 1929 года при паровозном депо станции Казалинск было открыто фабрично-заводское училище. Это было время, когда в Советском Союзе был взят курс на индустриализацию, ускоренные темпы которой удивляли даже специалистов из западных стран. Объяснялось это просто: страна остро нуждалась в машинистах паровозов и кочегарах, кузнецах, столярах, требовались осмотрщики и ремонтники вагонов и другие рабочие кадры, необходимые на железной дороге. А в октябре 1940 года ФЗУ было переименовано в железнодорожное училище № 3 и готовило необходимые кадры для железной дороги «Оренбург – Ташкент». 

К 1964 году ФЗУ было переименовано в городское профессионально-техническое училище. Тут необходимо отметить, что даже в те годы это было одно из немногих учебных заведений во всем Союзе, которое выпускало специалистов для железнодорожного транспорта. И потому в Казалинском училище обучалось немало молодых людей из России, Белоруссии, Украины, Башкортастана и других уголков Советского Союза.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия ГПТУ вошло в состав Западно-Казахстанской железной дороги. С тех пор неоднократно менялось его официальное название. В январе 2013 года оно стало государственным предприятием «Казалинский транспортно-технический колледж», а в 2017-м, как говорилось выше, получило статус высшего колледжа.

Колледж готовит также специалистов для нефтегазовой отрасли, энергетики, транспорта, строительства, субъектов малого и среднего бизнеса. Кроме того, здесь обучаются будущие повара, кондитеры, дизайнеры и другие специалисты. Все это стало возможным благодаря современному оборудованию для кабинетов, мастерских и лабораторий. На эти цели из областного бюджета было выделено 25 миллионов тенге. Одним из наиболее ценных приобретений стал тренажерный комплекс для машиниста тепловоза, выпущенный компанией «Торрес видео» из Екатеринбурга, который один в один повторяет кабину современного тепловоза. Здесь предусмотрена каждая деталь, необходимая для работы машиниста, и потому человек чувствует себя точно как в кабине локомотива. Оборудование стоимостью в 20 миллионов тенге полностью компьютеризировано. А оценку в завершение занятия ставит компьютер.

– Главным в работе учебного заведения, конечно же, остается подготовка рабочих и специалистов-железнодорожников, – говорит директор учебного заведения Болат Ахметов. – Колледж  имеет государственную лицензию на подготовку ряда специалистов-железнодорожников. Есть помощник машиниста тепловоза, осмотрщик и специалист по ремонту вагонов, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, дежурный по железнодорожной станции, слесарь по ремонту подвижного состава, бригадир путейцев, проводник пассажирских вагонов. 

В настоящее время колледж готовит студентов по 11 специальностям и 23 квалификациям. Работают 124 инженера-педагога, 40 процентов из которых имеют высшую категорию.  Как говорит директор, материально-техническая база колледжа отвечает всем современным требованиям. Это учебный корпус на 410 мест,  36 учебных кабинетов, научно-методический центр, учебно-производственные мастерские и лаборатории.  По новейшим технологиям оборудованы мастерские газоэлектросварки, столярные и слесарные, мастерская поварского дела. Имеются  общежития, столовая, теплица, созданы хорошие условия для занятий физической культурой и спортом. При колледже есть летняя спортивная площадка, учебно-тренировочный зал и фитнес-клуб.

На IV областном форуме «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров» говорилось о необходимости повышения качества профессионального и технического образования, обеспечения этой системы образования необходимыми научно-методическими пособиями и кадрами. В ходе форума в пример не раз приводили прочные партнерские связи  между колледжем и Казалинским вагоноремонтным депо  ТОО «Камкор вагон». Благодаря этому стало возможным внедрение дуального обучения по специальности «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава».  45 студентов колледжа сейчас проходят на предприятии производственную практику.

Недавно в стране были построены две важные железнодорожные ветки – «Жезказган – Бейнеу» и «Аркалык – Шубарколь» общей протяженностью 988 километров. Как говорят специалисты, реализация проекта позволит обеспечить постоянной работой 12 тысяч человек. Среди них и выпускники Казалинского транспортно-технического высшего колледжа, которые, будучи студентами, проходят там производственную практику. В настоящее время здесь трудятся немало молодых людей с дипломами казалинского колледжа. Всего же заключены соглашения с 14 предприятиями на предмет прохождения производственной практики по 10 специальностям.

Выше говорилось о том, что сегодня колледж готовит рабочих и специалистов не только для железнодорожной отрасли. Среди всего прочего можно назвать 50 студентов, которые обучаются по специальности «Сборка и эксплуатация систем и оборудования газоснабжения». Учебные мастерские и лаборатории оснащены современным оборудованием и необходимыми методическими пособиями, которые были доставлены из Казани. 

На сегодняшний день колледж добился неплохих результатов в деле подготовки специалистов, которые пользуются большим спросом на рынке труда. Учебное заведение приняло участие в проекте «Модернизация системы профессионального и технического образования», финансируемом Всемирным банком, и стало обладателем гранта в размере 57 миллионов тенге. Основная цель проекта заключается в подготовке специалистов по эксплуатации и техническому обслуживанию подвижного состава на железной дороге.

Пристальное внимание уделяется повышению уровня профессиональной подготовки преподавателей. В рамках названного выше проекта директор колледжа Болат Ахметов и его заместитель Маржан Ахай побывали в Версале (Франция), где ознакомились с материально-техническим оснащением местного колледжа и переняли опыт работы французских коллег. Пребывание заместителей директора колледжа Мухтара Акниязова, Серика Нуралы и методиста Гаухар Сарсенбаевой в Бонне, Кельне, Зигбурге и других городах Германии позволило им заметно повысить уровень профессиональной подготовки. Еще два преподавателя и три мастера производственного обучения прошли обучение в Чехии. Шесть инженеров-педагогов обучались на курсах «Инновационные технологии в локомотивном хозяйстве» в центре повышения квалификации при АО «Қазақстан темір жолы» в Астане. Кроме того, налажены тесные партнерские связи и обмен опытом с инженерами-педагогами из Актюбинского колледжа транспорта и коммуникаций, Кызылординского аграрно-технического колледжа и Байконурского колледжа «Космос».

Выше говорилось о том, что когда-то в это учебное заведение приезжали учиться молодые люди из различных городов Советского Союза. Как оказалось, эта добрая традиция живет и поныне. В настоящее время в Казалинском транспортно-техническом высшем колледже обучаются ребята из Алматы, Тараза, Актюбинска и Байконура. Причем, как говорит директор учебного заведения, спрос на железнодорожные и другие специальности растет с каждым годом.

 Казыбек КАМАЛУЛЫ

Кызылординские вести / Предыдущие номера 30 ноябрь 2018 г. 591 0