• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ИДУЩИЙ ВПЕРЕДИ

«Сейчас в мире насчитывается пять-шесть крупных и очень влиятельных политиков, среди которых находится и Нурсултан Абишевич Назарбаев. Я очень верю ему и согласна со всем, что он делает в Казахстане».

(Из выступления Премьер-министра Великобритании в 1979–1990 годах Маргарет Тэтчер на пресс-конференции в Лондоне 29 октября 1991 года) 1 декабря – казахстанцы отметят особенный праздник – День Первого Президента Республики Казахстан, утвержденный в честь первых всенародных выборов, состоявшихся в 1991 году.

О важности данного события Глава государства пишет следующее: «Первые всенародные президентские выборы в Казахстане состоялись 1 декабря 1991 года. Советский Союз находился уже в предсмертной агонии, его экономика лежала в руинах. На встречах с избирателями я не пытался отмахнуться от проблем, не раздавал неоправданных популистских обещаний, а вел с людьми открытый и прямой разговор. Честно предупреждал своих избирателей, что страну ждут серьезные испытания, и через них нужно будет пройти, потому что другого, обходного и безболезненного пути к независимости и благосостоянию у нас не было... Через 20 лет знаменательный день, когда прошли наши первые всенародные выборы, решено было сделать государственным праздником – Днем Первого Президента Республики Казахстан».

Но прежде чем состоялись те события, в последние пере­строеч­ные годы до момента провозглашения независимости Казахстана, в условиях распада СССР происходил процесс исторического самоопределения народа Казахстана в пользу суверенитета, демократии и свободного рынка. Президент республики в последующем охарактеризовал начало 1990-х годов как «…особые годы по накалу страстей и эмоций. Это были годы, когда принимались важнейшие решения, от которых зависел дальнейший путь нашего государства, когда одно неверно принятое решение могло существенно изменить траекторию движения страны».

При подробном изучении первого выпуска серии «Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Хроника деятельности 1990–1991 годы» под редакцией Махмуда Касымбекова, где отражены основные мероприятия с участием Главы государства внутри страны и за рубежом, а также других материалов поражают энергичность, работоспособность Лидера Казахстана не только в пределах республики, но и на постсоветском пространстве.

При этом Нурсултан Абишевич Назарбаев одновременно осуществлял работу и играл лидирующую роль в нескольких стратегически важных направлениях.

ПОПЫТКА РЕФОРМИРОВАНИЯ СССР ВО БЛАГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

Думаю, старшее поколение хорошо помнит, что конец 1980-х и ранние 1990-е были труднейшим временем. Одряхлевшая и недееспособная советская государственная машина давала сбой за сбоем. СССР испытывал тяжелый системный кризис. В те годы положение Казахстана усугублялось еще и тем, что в структуре экономики Союза ему была отведена сырьевая роль. В то же время более половины экономического потенциала республики находилось в ведении союзных министерств. В итоге страна оказалась в унизительном положении дотационной.

Нурсултан Абишевич Назарбаев еще в качестве председателя правительства советского Казахстана понимал, что если государство не выработает твердую национальную политику и не будет ее последовательно проводить, то скорая гибель СССР неизбежна. И ему не раз приходилось убеждать центр в необходимости ответственного, взвешенного подхода к решению межнациональных проблем. В дальнейшем, уже на посту Президента, он не изменил своих взглядов, стоял на тех же позициях. И это помогло уберечь независимый Казахстан от трагических испытаний, выпавших на долю многих бывших союзных республик.

В условиях еще сохранившегося тоталитарного режима смелым, даже героическим шагом стало открытое заявление Нурсултана Назарбаева с трибуны I Съезда народных депутатов СССР, где он назвал основную причину бедственного положения, в котором оказалась страна, – это многолетняя неэффективная политика союзного руководства.

Он утверждал, что центральная власть продолжает совершать ошибки в экономике и национальной политике, приумножающие наши трудности и фатальные для такого уникального государственного образования, как Советский Союз. Это выступление, поддержанное коллегами, получило отклик не только съезда, но и всей страны, а союзное руководство, выстраивая отношения с республиками, теперь старалось действовать осмотрительнее.

Через 2 месяца Нурсултан Назарбаев избирается первым секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана и выбирает курс на создание прочной базы для перехода на экономическую самостоятельность республики.

Поставив целью самостоятельность Казахстана, Нурсултан Назарбаев, четко понимая разницу между решимостью и безоглядностью и зная устройство советской экономики, не только не форсировал отделение от СССР, но и противодействовал планам мгновенного разрыва сложившихся десятилетиями экономических связей между союзными республиками.

В книге «Неоконченная история. Три цвета времени» Михаил Горбачев рассказывает о встрече с Нурсултаном Назарбаевым и Борисом Ельциным в Ново-Огареве следующее: «…На встрече мы стали обсуждать кадровые вопросы и возможные изменения после заключения Союзного договора. Договорились о том, чтобы был новый председатель правительства: Павлов был неу­дачным… В связи с этим велся разговор о Назарбаеве, чтобы его сделать премьером. Назарбаев говорит: я пойду только в том случае, если это будет реальная работа, а не просто так».

Также знаем, что на IV Съез­де народных депутатов СССР Нурсултана Абишевича выдвигали на должность вице-президента Советского Союза. Данные факты ярко отражают масштаб лидерства и авторитета нашего Президента на союзном уровне.

Однако кадровых изменений не произошло. За день до подписания согласованного документа заговорщики из числа советских руководителей, в том числе вице-президент страны, премьер-министр и главы силовых ведомств, противясь заключению нового справедливого Союзного договора, предприняли попытку государственного переворота. Она окончательно подтвердила политическую несостоятельность союзного центра и перспектив сохранения единого государства. Была поставлена точка в судьбе КПСС и советской сверхдержавы.

Как известно из архивных материалов, «после разоблачения путчистов» была пов-
торная попытка подписать Союзный до-говор, суть которого, по словам нашего Президента, заключалась в следующем: «республики получат исключительное право на владение, пользование и распоряжение всем национальным богатством, находящимся на их территории. Сам Союз основывается на началах добровольности, взаим­ном интересе и равноправном партнерстве республик».

Но тройка лидеров России, Украины и Беларуси в лице Ельцина, Кравчука и Шушкевича, нарушив предварительные договореннос­ти по заключению Союзного договора, подписали соглашение в Беловежской пуще, фактически положив конец СССР. При этом они хотели к этому «примкнуть» и Нурсултана Назарбаева. Однако лидер Казахстана, обладающий незаурядными деловыми и личными качествами, отказался от незапланированных действий, в том числе от подписания несогласованного документа.

По нашему мнению, следующая оценка, данная выдающимся политиком и реформатором Ли Куан Ю во время визита в Казах­стан, лучшим образом раскрывает политическое лидерство Нурсултана Абишевича Назарбаева на заре независимости страны: «…Президент Казахстана и до 19 августа был фигурой, известной в мире и СССР тем, что своей деятельностью способствовал развитию реформ и сохранению целостности экономического пространства. А последние месяцы выдвинули его в число лидеров, имеющих влияние на дальнейшее развитие событий, и это подтверждается растущим интересом к нему таких крупнейших политиков мира, как Мейджор, Бейкер, Тэтчер и других. И наметившаяся ось консолидаций усилий Горбачев – Ельцин –Назарбаев дает основания ожидать позитивных сдвигов в обстановке в стране».

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что результатом инициативы Лидера Казахстана по евразийской интеграции без политической подоплеки стало подписание Соглашения о Евразийском экономическом союзе в 2014 году. Мы всегда должны помнить, что путь к Евразийскому экономическому союзу был непростым. И успешно пройден только благодаря титаническому и последовательному труду «евразийца» Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Когда мы говорим о «евразийстве», то невольно вспоминаем Льва Гумилева, сына известных поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой, выдающегося ученого, с одной стороны, разработавшего собственную пассионарную теорию этногенеза, с другой стороны, внесшего крупный вклад в популяризацию истории кочевников Великой степи. Кстати, именно по инициативе Президента Казахстана в 1996 году имя Л. Н. Гумилева было присвоено Евразийскому национальному университету в Астане. Тем самым Глава государства выразил дань глубокого уважения к личности русского ученого, носившего всю жизнь в душе и мыслях великие ритмы цивилизации Евразии, историю всего тюркского народа.

ПЕРВЫЕ ШАГИ МИРОТВОРЦА НАЗАРБАЕВА

Нурсултан Абишевич Назарбаев в книге «Эра независимости» о тяжелом состоянии Казахстана в начале 90-х годов рассказывает следующим образом: «Независимый Казахстан, де-факто располагавший значительной частью ядерного арсенала СССР, стал объектом самого пристального внимания со стороны ведущих держав. Из-за сложившихся в международной политике стерео­типов их отношение к новой незнакомой стране было в первое время неоднозначным. Незнание наших реалий поначалу вызвало формирование негативного образа Казахстана как исламского государства, обладающего ядерным оружием и угрожающего всему мировому сообществу. Этот негативный образ мешал не только нам, но и нашим будущим партнерам».

В такой непростой ситуации Нурсултан Назарбаев принял единственно верное решение – о закрытии испытательного полигона в Семипалатинске и впоследствии отказе от четвертого по величине в мире ядерного арсенала (1 216 ядерных боеголовок – это больше, чем было на тот момент у Великобритании, Франции и Китая, вместе взятых), тем самым поставив точку в трагической истории нашей страны и открыв дорогу для всего человечества в деле построения мира, свободного от оружия массового уничтожения. Первый государственный акт суверенного Казахстана послал сигнал планете: наша страна стремится к миру, свободному от ядерной угрозы.

Пользуясь случаем, хотелось бы привести выдержку из немецкой ежедневной газеты «Франк­футер Альгемайне Цайтунг» о нашем Президенте: «Среди наиболее влиятельных политиков Советского Союза казах Нурсултан Назарбаев – один из самых элегантных. Подкупая и своей внешностью, и манерами, он относится к тем редким явлениям, которые резко выделяются на фоне все еще преобладающей массы серых политруков».

Свои первые официальные поездки наш Президент в качестве Главы государства совершил в Великобританию и Турцию. Именно в ходе его первой официальной поездки в Великобританию Маргарет Тэтчер сделала политический прогноз личности молодого Лидера Казахстана, сбывшийся впоследствии с большим перевесом в пользу Елбасы.

Вышеуказанные встречи стали толчком для начала деятельности Нурсултана Абишевича Назарбаева по привлечению иностранных инвестиций. Казахстанский Президент в книге «Эра независимости» пишет, что «с самых первых лет независимости нашей страны я стремился перенимать прогрессивный мировой опыт, внимательно анализировать причины успеха других стран. Уже самые первые встречи с Ли Куан Ю показали, что один из главных секретов Сингапура кроется в привлечении инвестиций. Этим путем, с учетом особенностей Казахстана, мы решили идти вперед».

Поистине титанические усилия понадобились Нурсултану Назарбаеву, чтобы заинтересовать крупный иностранный бизнес казахстанскими промышленными проектами, которые остро нуждались в масштабных инвести­циях. Следующие выдерж­ки из книги «Эра независимос­ти» о переговорах Нурсултана Абишевича с американским президентом по освоению Тенгизского нефтяного месторождения в 1991 году ярко показывают Елбасы как грамотного управленца, имеющего высокие знания во всех отраслях экономики, а также раскрывают его дар убеждения: «Через неделю я встретился с Президентом США Джорджем Бушем-старшим, который приехал в Москву для подписания договора СНВ-2. Мы детально обсудили с ним ход переговоров между «Шевроном» и «Тенгизнефтегазом» и согласились поддержать проект. Я подробно рассказал обо всех сложностях месторождения, в частности об отсутствии технологии транспортировки в связи с высоким содержанием серы и т. д. Профессиональные политики редко разбираются в технологических тонкостях производственного процесса. Поэтому Джордж Буш был впечатлен всеми этими техническими подробностями и спросил: «Вы, видимо, по образованию нефтяник?» Нет, говорю, металлург, но как руководителю Казахстана мне вопросами нефтяной промышленности приходится заниматься очень серьезно».

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА И ДЕКЛАРАЦИЯ О СУВЕРЕНИТЕТЕ

В вышеуказанных обстоятельствах Нурсултан Назарбаев как Президент, взявший на себя ответственность за судьбу Казахстана, принял принципиальные стратегические решения, которые охватывали новый этап всеобщего демонтажа тоталитарного социалистического строя, освобождения общества от коммунистической идеологии.

Нурсултан Абишевич Назарбаев об учреждении поста Президента Казахской ССР в своей книге «Эра независимости» пишет следующее: «Сама логика жизни потребовала от нас сделать этот шаг. Не существовало иного способа противостоять авторитарным методам союзных структур в экономике и национальной политике. Только президентская власть могла стать реальной силой, которая консолидирует усилия исполнительной и законо­дательной власти, обеспечит эффективную деятельность государственного механизма, преодолеет жесткую централизацию экономики, защитит интересы республики и ее граждан».

Следующим значимым шагом, явившимся логическим результатом процесса суверенизации, стало принятие 25 октября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР». Документ стал первым основополагающим законодательным актом молодого государства, с которого начался подготовительный этап дальнейшего развития государственно-правовой
системы страны по пути оформления полной государственной независимости.

ВЫБОР РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Как отмечал Нурсултан Назарбаев, «Независимый Казахстан возродился на руинах советской административно-командной экономики, получив от нее в наследст­во
пустую казну, гиперинфляцию, повальную безработицу, бедность на грани нищеты и множество других тяжелейших проблем. Мы были близки к экономической катастрофе, грозившей уничтожить только-только пробившиеся ростки суверенитета. Острая драматическая ситуация, в которой нам тогда приходилось действовать, не оставляла времени для колебаний и излишних раздумий: реанимация экономики означала для страны выживание. Вопрос стоял именно так. Государство бросило все силы на экономику и выиграло эту историческую битву. Наши первые экономические успехи подготовили стартовую площадку для важных политических инициатив».

Именно принцип Нурсултана Назарбаева «сначала – экономика, потом – политика» доказал, что экономические завоевания продвигают политические реформы и им способствуют.

Вместе с тем для скорейшего вывода страны из сложного экономического кризиса и дальнейшего углубления экономических реформ необходимо было принимать быстрые эффективные меры, и в первую очередь Лидеру Казахстана необходимо было заручиться прямой поддержкой своего народа.

Об этом сам Нурсултан Абишевич Назарбаев в книге «Эра независимости» вспоминает следую­щее: «Осенью 1991 года, через полтора года после своего вступления в долж­ность Президента, я обратился к Верховному Совету с предложением реформировать избирательную систему республики. 16 октября 1991 года был принят Закон «О выборах Президента Казахской ССР», установивший новый порядок избрания главы государст­ва – всенародным голосованием, чтобы не депутаты, а все граждане страны решали, кто достоин стать общенациональным лидером. Я был абсолютно убежден, что в сложившихся социально-политических обстоятельствах только доверие, подтвержденное соотечественниками на избирательных участках, даст подлинное право на лидерство».

Необходимо отметить, что предложение Первого Президента Республики Казахстан об избрании главы государства всенародным голосованием, инициированное на заре независимости, соответствует плебисцитарной демократии М. Вебера, согласно которой харизматичный лидер избирается прямым голосованием народа и имеет возможность действовать независимо от Парламента. При этом одновременно избранный лидер несет политическую ответственность перед избирателями.

Наряду с этим, согласно «линии» американского политолога, одного из теоретиков транзитологии Д. Растоу, первые всенародные президентские выборы стали началом первого этапа политического реформирования – формирования национального единства. И это подтверждают следующие слова Нурсултана Назарбаева: «… выборы положили начало формированию братского сообщества казахов, русских, украинцев, корейцев, немцев и других этносов – то есть всех, кто единой командой решил пробивать себе дорогу в здоровое будущее нашей республики».

Кроме того, важнейшей чертой республиканской формы правления является выборность главы государства. В связи с этим предложение об избрании президента народом, внесенное Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, определило форму правления будущего независимого государства, впоследствии закрепленного в Конституции Республики Казахстан.

27 лет назад, 10 декабря 1991 года, во Дворце Республики Алматы впервые за всю историю казахского народа избранный Главой государства Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил с инаугурационной речью, самыми главными словами которой были: «Мы в состоянии жить самостоятельно».

В преддверии государственного праздника весь казахстанский народ знает и мировое сообщест­во признает, что благодаря четкой и выверенной политике Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева наша страна стала не только поистине независимым государством с новой столицей и развитой рыночной экономикой, но и образцом межнационального согласия, уверенно взявшим курс на то, чтобы войти в число 30 развитых стран мира к 2050 году.

Мы уверены, что сплоченный казахстанский народ под руководством Нурсултана Абишевича Назарбаева с опережением достигнет этой стратегичес­кой цели. Молодое, подрастающее поколение казахстанцев всегда должно помнить, что началом пути «Модели Назарбаева» стали первые всенародные президентские выборы.

              Амерхан РАХИМЖАНОВ,

             доктор политических наук, профессор.

             (газета «Казахстанская правда»).

Кызылординские вести / Предыдущие номера 30 ноябрь 2018 г. 511 0