В творчестве каждой выдающейся личности есть произведение, навеки вписавшее имя автора в историю. "Гамлет" У.Шекспира, "Путь Абая" М.Ауэзова, "Война и мир" Л.Толстого... Возьму на себя смелость добавить сюда и песню ансамбля "TheBeatles" – «Yesterday», и кюй «Адай» Курмангазы.
В этом же ряду и книги, написанные совместно двумя авторами. Например, первый совместный роман "Двенадцать стульев" И.Ильфа и Е.Петрова, "Следователь Тихонов" братьев Аркадия и Григория Вайнеров, драма "Восхождение на Фудзияму" Ч.Айтматова и К.Мухамеджанова.
В канун 90-летия двух великих сыновей киргизского и казахского народов Чингиза Турекуловича и Калтая (Халиолла) Мухамеджановича невольно вспоминается история создания их совместного творения. И прежде всего то, что к пьесе имеет непосредственное отношение созданный в годы «оттепели» в Москве театр «Современник». В начале 1970-х театру работать стало трудно. Впрочем, ему и раньше не было легко, не все замыслы осуществлялись, но тогда коллектив был един, что помогало держать круговую оборону против произвола цензуры. В семидесятом же произошел раскол. Приняв предложение возглавить МХАТ, ушел из «Современника» его основатель и руководитель Олег Ефремов. За ним труппу покинула значительная часть ведущих актеров. Театр оказался обескровлен, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений.
Вопреки прогнозам, театр не умер. В 1972-м году по просьбе оставшейся части творческой труппы театра Министерство культуры назначает новым главным режиссером Галину Волчек.
Прошло полгода, театр ставит спектакли из багажа Ефремова. И это сильно давит на нового главрежа. Ей срочно нужен свой спектакль, иначе в верхах и в театральных кругах её просто не поймут. И в такие дни творческого поиска в Москву прилетает её друг Ч.Айтматов, книгами которого зачитывалась не только Москва, но и весь Союз. Что говорить, если после выхода первой повести 30–летнего Чингиза «Джамиля» Луи Арагон назвал ее второй книгой о любви после «Ромео и Джульетты».
Галина Борисовна волчьей хваткой вцепилась в Айтматова – дай пьесу! Мягкий ответ Чингиза Турекуловича,что он не драматург, не останавливает режиссера. И тут писатель заговорил о своем казахском друге Калтае Мухамеджанове и о его способностях драматурга. Дальше все завертелось. Приезд Мухамеджанова в Москву, его договор с театром и полученная половина авторского гонорара. Лед тронулся.
Легко начав пьесу, автор затем оказался в застое. Проходили дни, но не было ни одной новой строки. Можно сказать, паника охватила драматурга. Здесь всё смешалось: нежелание подвести друга, проблема возврата уже потраченного аванса, не говоря уже о творческих идеях.
И в эти дни в гости к Калтаю ага приехала сестра Чингиза Турекуловича – Люция. Разговор за дастарханом, накрытым супругой Калеке Фаридой Бекжановной, продолжался до трех ночи. Рассказы сестры писателя о тяжелых годах семьи Торекула Айтматова после его расстрела в 1937 в ауле Шекер Таласского района Киргизии, о клейме детей врагов народа, особенно в годы войны, с огромной болью отозвались в сердце хозяина дома. Что это такое, Калтай ага знал на собственной судьбе. Ведь его отец Мухамеджан-аксакал был выпускником знаменитого на всю Среднюю Азию медресе "Көкіл-Таш" под Бухарой и был расстрелян как враг народа в том же 1937-ом, когда и Чингизу, и Мухамеджану было всего по девять лет.
Он долго не мог уснуть. Перед глазами проплывали эпизоды тяжелого детства в родном ауле (ныне хозяйство "Ширкейли" Сырдарьинского района Кызылординской области). И та железобетонная стена, не дававшая писать ни строки, в одночасье рухнула.
За письменным столом работа пошла стремительно. Рукопись уже в Москве. Художественный совет "Современника" принял ее на «ура». Но Галине Борисовне нужен не просто успех, а грандиозный, и не потом, а уже на премьере, чтобы "взорвать" искушенный театральный бомонд столицы. По ее мнению, для этого было недостаточно авторитета автора пьесы, поскольку широкая московская публика не знала К.Мухамеджанова.
Решение приходит мгновенно – нужен соавтор. По всем статьям подходит Ч. Айтматов – тем более, что он и порекомендовал К.Мухамеджанова. Ответ писателя – он не занимается плагиатством и что своих книг достаточно – не останавливает главного режиссера. Она всеми силами продолжает убеждать Айтматова, напоминая, что идею пьесы он же и предложил своему другу.
Ее не убеждает и логичный отказ Ч.Айтматова в том духе, что идею "Ревизора" Н.Гоголю подкинул А.Пушкин после сбора материалов о Емельяне Пугачеве в Оренбурге, но тем не менее авторство Н.Гоголя никто не оспаривает.
Однако "чего хочет женщина – того хочет бог", и великий Айтматов согласился на соавторство, хотя при одном условии: он не возьмет ни копейки авторского гонорара. В ответ же услышал: «А мы и не думали тебе платить».
И в 1973 году состоялась блес-тящая премьера спектакля «Восхождение на Фудзияму», которая показала, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам, что «Современник» жив! С этой премьеры началось триумфальное шествие спектакля по Америке, Франции, Германии, Швеции, Норвегии... Несмотря на громадный успех за рубежом, творческий путь пьесы не был усеян розами. Советская критика отнеслась к ней настороженно, отечественным театрам не рекомендовали ее ставить.
Вторую жизнь пьеса получила в 1989-м, когда на киностудии «Киргизфильм» была снята картина с одноименным названием. Пьеса, написанная сорок пять лет назад, не утратила актуальности и сейчас. Более того, в наши дни она заиграла новыми красками на сцене Русского театра драмы имени М.Лермонтова в Алматы в постановке народного артиста РК Рубена Андриасяна.
Родившиеся в аулах Ч.Айтматов и К.Мухамеджанов стали великими в литературе. Их уже нет с нами, но они остались в наших сердцах, смотря на нас с бронзовых пьедесталов.
В Кызылорде возле городского акимата стоит памятник трем славным сыновьям земли Сыра – К.Мухамеджанову, А.Тажибаеву и З.Шукурову. А недавно Президент страны поручил руководителям регионов построить по одному объекту в Туркестане. Думаю, было бы замечательно, если бы перед зданием, построенным кызылординцами, поставить памятник двум тюркам –Чингизу Айтматову и Калтаю Мухамеджанову, помня о том, что Елбасы хочет превратить Туркестан в духовную столицу всех тюрков, населяющих евразийское пространство.
Мухатдам Серикбаев
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |