• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

БЕСЦЕННОЕ НАСЛЕДИЕ КОРКЫТА

Как уже сообщали «КВ», на 13-й сессии межправительственного Комитета по охране нематериального культурного наследия (ЮНЕСКО), проходившей с 26 ноября по 1 декабря в Порт-Луи (Республика Маврикий), в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в числе девяти элементов включена и многонациональная номинационная заявка «Наследие Коркыта ата: эпическая культура и музыка» (Казахстан, Азербайджан, Турция).

Об этой радостной и долгожданной новости на заседании научно-методического совета по охране и использованию историко-культурного наследия области сообщил глава региона Крымбек Кушербаев. Стоит напомнить, что именно акиму нашей области принадлежит инициатива внесения наследия великого Коркыта в перечень нематериальных памятников культуры ЮНЕСКО. Работа в этом направлении была начата четыре года назад. Этому вопросу было посвящено первое заседание научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия области, состоявшееся в феврале 2014 года.

За эти годы проделана большая работа. Как отметила координатор проекта, заместитель руководителя областного управления культуры, архивов и документации Жанат Курамысова, состоялся ряд экспертных встреч по подготовке заявки в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Так, в феврале 2017 года по инициативе акимата области и Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО
совместно с Казахстанским Национальным комитетом по охране нематериального культурного наследия в Кызылорде состоялась встреча экспертов из Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана и Турции, а также международной Тюркской академии. Тогда был выработан план действий, дополнительно к заявке разработан сценарий фильма.

В марте 2017 года в Алматы состоялась вторая итоговая встреча экспертов четырех стран, на которой был окончательно согласован текст номинации «Коркыт ата: эпическая культура, народные сказания и музыка» («Қорқыт атаның мұрасы: эпикалық мәдениет, халық аңыз-әнгімелер және әуендері») и был представлен в штаб-квартиру ЮНЕСКО (Париж) для рассмотрения в 2018 году. В целом идея подготовки совместной заявки «Наследие Коркыта ата» обсуждалась тюркоязычными странами в ходе совещания нацкомиссии по делам ЮНЕСКО стран – членов ТЮРКСОЙ в июле 2016 года в Стамбуле, но именно благодаря поддержке руководства нашей области она нашла свое развитие и продолжение. Решение о совместной подготовке этой номинации было принято делегациями тюркоязычных стран в ходе 11-й сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО
по охране нематериального культурного наследия, состоявшейся в декабре 2016 года в Аддис-Абебе.

Для Казахстана это не первый опыт участия в многонациональных заявках. Так, в 2014-2015 годах в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО были включены совместные с Кыргызстаном номинации «Традиционные знания и навыки изготовления казахской и кыргызской юрт» и «Айтыс – искусство импровизации». В 2016 году этот список пополнился многонациональной заявкой «Культура распространения и приготовления тонкого хлеба: лаваш, катырма, жупка, юфка». Наряду с этим в репрезентативный список НКН от Казахстана были включены национальная заявка «Казакша курес» и многонациональные номинации «Наурыз» и «Кусбелгiлiк», «Игра в асыки». Самым же первым казахстанским элементом была номинация «Искусство исполнения традиционного домбрового кюя».

В работе 13-й сессии межправительственного Комитета по охране нематериального культурного наследия (ЮНЕСКО) в Порт-Луи приняли участие 217 стран. Казахстан представила делегация из четырех человек, в числе которых были представители нашей области – заместитель руководителя обл-управления культуры, архивов и документации Жанат Курамысова и кобызист, исполнитель кюев Коркыта, артист областной филармонии Максат Мухамеджанов. 28 ноября многонациональная номинационная заявка «Наследие Коркыта ата: эпическая культура и музыка» была полностью одобрена международными экспертами и единогласно включена в список нематериального культурного наследия человечества.

Наследие деда Коркуда/Коркыта ата/деде Коркута – эпическая культура, народные предания и музыка (Азербайджан, Казахстан, Турция) – включает эпос, народные предания и музыку в исполнении легендарного  Коркыта. Оно основано на двенадцати героических легендах, историях и сказаниях и тринадцати традиционных музыкальных произведениях, передающихся изустно во время выступлений. Подобные выступления сопряжены с определенными культурными кодами и музыкальными произведениями. Легендарный герой Коркыт появляется в каждой истории в виде старика, чьи слова, музыка и мудрые изречения повествуют о традициях, связанных с рождением, свадьбой и смертью. Предания несут в себе глубокие знания по истории и культуре тюркоязычных общин. Эти легенды распространены и исполняются во время различных мероприятий.

В музыкальных композициях основные интонации воспроизводятся с помощью музыкального инструмента – кобыза, с помощью звуков природы, а для этой среды характерны имитационные саундскейпы (например, имитация волка или лебединая нота). Музыкальные композиции связаны друг с другом эпическими историями. Этот элемент охватывает социальные, культурные и духовные ценности. Он практикуется и поддерживается сообществом в самых разных случаях – от семейных событий до национальных и международных фестивалей – и поэтому хорошо укоренен в обществе, выступая в качестве соединительной нити между поколениями.

Коркыт-ата – легендарная личность, общая для всех тюркских народов. Он был символом тюркского мира, его священным кодом и нравственной опорой. О нем существует множество легенд и сказаний. Они встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и особенно южной огузской ветви: туркмен, азербайджанцев и турок. Наш великий предок родился и вырос на берегу Сырдарьи, предположительно в VIII-IX веках. Он из рода Кай (Кайыспас) Огузского племени. Отца звали Каракожа. Мать из рода кипчак. Коркыт прожил долгую жизнь. Его рождение также связано с чудесами и мифами. Есть предание, что перед появлением на свет младенца произошло затмение солнца, вокруг стало совсем темно, началась буря с дождем, загремел гром и засверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда родился Коркыт, все эти природные явления закончились, вокруг все успокоилось, засветило яркое солнце. «Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт», –решили люди. Жизнь старца не просто красивая легенда, исторические документы подтверждают существование Коркыта. Первое письменное доказательство о Коркыте – героический эпос огузов «Китаби деде Коркуд». Эпос известен в основном по двум рукописям: дрезденской, состоящей из 12 сказаний, и ватиканской – 6 сказаний. У тюркских народов существует также общий народный эпос «Огуз-наме» («Сказание об Огузе»). В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Что интересно, в эпосе Коркыт выступает и сказителем, и героем. В этом его особенность.

В памяти народа Коркыт ата, прежде всего создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе. Жива легенда, что Коркыт, осознав скоротечность человеческой жизни и то, что ни богатство, ни знатность не сохранят ее, решает покинуть дом и отправиться на поиски бессмертия. Мысль о том, что всему придет конец, мучила его, и в поисках бесконечной жизни мудрец уходит от людей. Всюду он видит увядание и смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит о скорой смерти, в степи — ковыль, выгорая под солнцем, даже горы говорят об ожидающем их разрушении и о том, что такой же конец ждет Коркыта. Видя и слыша это, в одиноких терзаниях выдолбил он из дерева ширгай — первый кобыз. Свои мысли и чувства старец изливал в музыке. Он вложил душу в эти мелодии, а чудесные и пронзительные звуки струн кобыза затронули сердца людей и пленили их. Играя на кобызе, Коркыт избегал смерти. Так ему открылась истина, и он нашел путь к бессмертию, оставив после себя большое культурное наследие – кобыз.

Наследие Коркыта сохранилось в казахском музыкальном искусстве. Известно около двадцати произведений, одиннадцать из которых записаны на магнитофонную пленку. Коркыт – знаменитый поэт, непревзойденный музыкант, герой легенд с глубоким философским смыслом, стал золотым фундаментом нашей духовности. Создатель кюев, основатель игры на кобызе, он оставил богатое литературно-музыкальное наследие, получившее широкое распространение на благодатной земле Сыра.

Основными носителями и приверженцами этого элемента являются сообщества эпических, народных сказителей и музыкальных исполнителей. В Азербайджане – это эпические сказители и рассказчики о деде Коркуде. Носители элемента – члены ряда неправительственных организаций, таких, как НПО «Язичылар бирилийи», НПО «Симург» и общественное объединение «Ярадичи Тешеббюсьер». В Турции – менестрели и барды, которые верят в менестрельную традицию, возникшую на основе эпосов деде Коркута, повествователи сказаний под названием «Масальчилар», рассказывающие былины из эпосов деде Коркута и медды, которые доносят эпосы деде Коркута в стиле их народных традиций повествования. В Казахстане – музыкальные исполнители кюев Коркыта ата (кобызши) на кобызе. Большой вклад в сохранение элемента внесли исследователи кюев Коркыта ата – НФ «Духовное наследие тюркского мира», центр «Коркыттану» Кызылординского государственного университета. Во всех трех странах были задействованы соответствующие эксперты, академики из формальных и неформальных учебных заведений и НПО, которые внесли свой вклад в сохранение и продвижение элемента на местном и национальном уровнях.

По определению ЮНЕСКО, нематериальное культурное наследие, которое также называют «живым наследием», включает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, передаваемые общинами из поколения в поколение. Цель репрезентативного списка нематериального культурного наследия человечества – привлечение внимания к традиционным знаниям и обычаям различных общин.

Несомненно, включение элемента «Наследие Коркыта: эпическая культура и музыка» в список нематериального наследия человечества будет способствовать повышению интереса в обществе к кюям Коркыта и в целом усилит позитивное отношение к национальному достоянию. Популяризация таких музыкальных традиций служит еще одним консолидирующим фактором в полиэтничном государстве, что может служить примером не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества. Сохранение своей культуры, собственного национального кода –
одно из ключевых условий общенациональной программы духовной модернизации «Рухани жаңғыру», разработанной на основе статьи Главы государства Нурсултана
Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Президент Казахстана подчеркнул, что история и национальные традиции – это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Сегодня у нас есть четкие ориентиры дальнейшего пути, которые отражены в статье Президента РК «Семь граней Великой степи». На их основе мы продолжим приумножать и актуализировать многовековое духовно-культурное наследие предков.

 Включение элемента в список нематериального наследия ЮНЕСКО – это радостное событие не только для нашей области, но и всего Казахстана. Это тот редкий случай, когда за столь короткий срок нам удалось включить элемент в список ЮНЕСКО. Это –результат огромной и целенаправленной работы не только руководства области, ученых-исследователей, историков, музыкантов, но и всего населения Приаралья, жителей самых отдаленных населенных пунктов региона.

– С первых дней был составлен план мероприятий, соответствующий алгоритм действий, – сказала замруководителя управления. – В 2014 году был полностью реконструирован мемориальный комплекс «Коркыт ата», ставший местом паломничества, сакральным местом для тюркоязычных народов. Легендарный образ Коркыта открыл новые возможности для развития туризма в регионе. Ежегодно его посещают до тринадцати тысяч туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Именно поэтому комплекс внесли в туристический маршрут «ЭКСПО-2017». Архитектурный ансамбль воздвигнут на месте прежнего захоронения Коркыта, включает памятник высотой 8 метров, состоящий из 4-х прямых стел, устремленных ввысь. В центре расположен кобыз, который при порывах ветра издает звуки. Здесь расположены амфитеатр, пирамида желаний, гостиница, музей, где представлены ценные экспонаты, рассказывающие об эпохе великого мыслителя. Комплекс «Коркыт ата» внесен в государственный список памятников истории и культуры местного значения. Здесь традиционными стали встречи гостей и выступления музыкантов в рамках международного фольклорного музыкального фестиваля «Коркыт и мелодии Великой степи». Комплекс включен в список историко-культурных объектов «Сакральной географии Казахстана».

Имя Коркыта ата присвоено Кызылординскому государственному университету, аэропорту, одной из улиц областного центра. На сцене областного музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова поставлен спектакль «Коркыт» писателя-драматурга Ирана Гайыпа. В области стал традиционным международный фестиваль фольклорного музыкального искусства «Коркыт и мелодии Великой степи».

В соответствии с требованиями ЮНЕСКО теперь перед нами стоит задача по популяризации наследия Коркыта ата не только на международном уровне, но и с широким охватом жителей сельской местности. Это одно из ключевых требований международной организации. Сегодня важно не только сохранить, но и передать произведения сказителя будущим поколениям в его первозданном виде. Продвигать и развивать наследие нашего великого предка в массы. Важно сохранить бесценный устный фольклор – кюи Коркыта, который передавался из поколения в поколение, из уст в уста. Одним из носителей музыкального наследия Коркыта в нашей области является кюйши, кобызист Максат Мухамеджанов. Его выступление на 13-й сессии ЮНЕСКО вызвало бурю эмоций у участников и экспертов из разных стран мира.

Признание многонациональной заявки – это не только важное достижение, но и большая ответственность. Через пять лет мы должны отчитаться перед межправительственным Комитетом по охране нематериального культурного наследия об итогах проделанной работы. Впереди предстоит сделать еще больше. Продолжить начатые исследования по изучению музыкально-литературного наследия Коркыта. Его произведения хоть и являются наследием всех тюркоязычных народов, но кюи его встречаются только у нас. Поэтому наша главная задача – показать всему миру богатое наследие казахского народа, возвеличивая его творчество. Коркыт известен миру и своим крылатыми словами, афоризмами, которые также нужно исследовать. Очень важно популяризировать кобыз. В области планируется расширить масштабы традиционного международного фольклорно-музыкального фестиваля искусств тюркоязычных стран «Коркыт и мелодии Великой степи». С 2019 года на международном уровне будет проходить и прошедший впервые в этом году в нашей области рес-публиканский конкурс кобызистов «Коркыт. Кобыз». Будет расширена сеть кружков игры на кобызе в сельских клубах и музыкальных школах, планируется создать ансамбль кобызистов. Также намечено проведение конкурсов, фестивалей по пропаганде наследия Коркыта, гастроли кызылординских музыкальных коллективов в Азербайджан и Турцию. Предстоит совместная работа с учеными и исследователями этих и других тюркоязычных стран.

Наследие Коркыта ата включено в список выдающихся ценностей человечества. Бесценный фонд преданий о древнем сказителе отныне под надёжной защитой. Это позволит нам познакомить весь мир с творчеством нашего великого предка.

Ботагоз АЖАРБАЕВА


НАШЕ ОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ

Хангельды АБЖАНОВ, директор Института истории и этнологии имени Валиханова, доктор исторических наук, профессор:

– Я считаю правильным, что ЮНЕСКО признало эпос «Коркыт ата» объектом нематериального культурного наследия. Это очень хорошо. Так и должно быть.

Коркыт ата – наше общее достояние, богатство тюркских народов. И признание его как мирового культурного наследия человечества – это верное, справедливое решение по отношению к нашему прошлому. Легенды о Коркыте созвучны с нашей национальной идеей «Мәңгілік Ел».

Признание эпоса «Коркыт ата» объектом нематериального культурного наследия ЮНЕСКО поднимает значение нашей культуры и истории на новую высоту.


НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ

Берекет КАРИБАЕВ, член-корреспондент НАН, профессор КазНУ имени Аль-Фараби:

– Эта новость стала очень важным событием для всех нас. Музыка, изречения великого сказителя и мудреца, его наследия – гордость нации, это мировое признание поднимает престиж нашего государства, его авторитет.

Коркыт ата духовно сплотил древние тюркские народы, а богатые легендами и преданиями низовья Сырдарьи стали сердцем тюркского мира.

Огромное значение придавали ученые всего мира трудам нашего великого предка. Теперь после включения его наследия в список ЮНЕСКО исследования поднимутся на новый, более высокий мировой уровень, а бесценный фонд преданий о древнем сказителе окажется под надёжной защитой.


ЭТО НУЖНО ПОТОМКАМ

Койшыгара САЛГАРАУЛЫ, писатель, доктор исторических наук, профессор:

– Включение эпоса Коркыта ата в список культурного наследия человечества – общая радость для всех казахстанцев. Коркыт ата – не только легендарный персонаж, он настоящая историческая личность. Тому доказательство – его произведения. Но так как мы еще не до конца изучили нашу историю, до сих пор пока приходится ссылаться на сведения из легенд.

Я уже долгое время изучаю древнюю историю. И в ходе многолетних исследований убедился, что Коркыт ата и основатель восточно-тюркского каганата Тоныкок – один и тот же человек. Удостовериться в этом можно, сравнив их жизненные пути, деятельность в китайских летописях. Хоть у них и разные имена, но очень похожи характеры и судьбы. Коркыт ата пришел на казахскую землю уже в преклонном возрасте. Об этом, например, пишет поэт Магжан Жумабаев в поэме «Коркыт». Поэтому считаю, что пришло время признать и донести до будущих поколений, что Коркыт ата – реальная историческая личность.

Кызылординские вести / Предыдущие номера 08 декабрь 2018 г. 1 270 0