В последнее время все чаще вспоминают о символах национальной культуры, в связи с этим лоскутные кұрак-көрпе приобретают особую популярность. Многое о секретах лоскутного шитья, значении кұрак-көрпе может поведать рукодельница из Сырдарьинского района Улбосын Бекмагамбетова.
- Шитье из лоскутов сейчас принято называть модным словом пэчворк, - говорит Улбосын апа. - Народные мотивы в технике пэчворк встречаются в культуре разных этносов. Но у казахов этому искусству придается особое значение. В старину, когда красивые ткани были дорогим дефицитом, каждый оставшийся после шитья кусочек использовался с пользой. Интересно, что по стилю орнаментов на көрпе можно определить, из какого рода семья.
Улбосын апа - учитель начальных классов, более тридцати лет проработала в Сырдарьинской школе № 35 им. И. Токтыбаева. С детства любила шить. Увлекательное хобби после выхода на пенсию переросло в любимое дело. Недавно вместе с семьей она переехала в Кызылорду. В ближайших планах рукодельницы – открыть центр искусства, где на безвозмездной основе можно будеть обучать рукоделию.
-Көрпе бывает разных видов: жамылғы көрпе (одеяло), жер көрпе (небольшого размер матрас для сидения на полу), шай-көрпе, жүк или келін жеге, қыздың жасауы (приданое), қу көрпе (матрас, набивается исключительно гусиным пухом), төр көрпе (для почетных гостей), ою көрпе (узорчатое корпе), - говорит Улбосын апа. – История кұрак-көрпе началась с появлением кочевых народов: необходимость его использования была обусловлена чисто практическими соображениями: көрпе заменили нашим предкам стулья, кровати, одеяла и ковры. Важнейшее символическое свойство құрақ – это скрепление семьи, соединение в неразрывное целое представителей разных семей, родов... Узоры на көрпе выпол-няли функции оберега на счастье, удачу, здоровье. Именно поэтому лоскутные изделия воспринимались как гарант благополучной жизни.
Знакомство c лоскутной техникой позволяет нам прикоснуться к философии казахского народа. Некоторые исследователи считают, что в составлении одного большого полотна из обилия мелких деталей отразились мистические представления казахов - каждый лоскут наделяли символическим значением. Так, лоскутное көрпе испокон веков считалось залогом крепкой семьи, потому что брак есть не что иное, как соединение множества частей в единое целое.
- Сегодня мы много говорим о безотходном производстве, о новых дизайнерских решениях – все это как нельзя лучше вписывается в технологию кұрак-көрпе, культурного шедевра, оставленного в наследство нашими предками, - говорит Улбосын апа. - Выполненные вручную лоскутные произведения приносят в дом ощущение устойчивости и спокойствия. Такие изделия и раньше были незаменимым атрибутом быта кочевников и теперь не выходят из моды, являясь гордостью каждой семьи.
На изготовление одного кұрак-көрпе, по словам собеседницы, уходит два-три дня. Непростое это дело сложить в один единый ансамбль множество кусочков ткани. Знания по математике помогают рукодельнице в работе. Придумывая и вычерчивая узоры с циркулем и линейкой в руках, она всегда поражалась умению предков, выстраивавших симметрию на глаз. Помимо кұрак-көрпе Улбосын апа может сшить и традиционные көрпе с национальным орнаментом.
- Процесс изготовления көрпе делится на несколько этапов. Көрпе выполняются в технике құрақ (из лоскутов) и ою (с орнаментом), - поясняет Улбосын апа. - Раньше при изготовлении көрпе использовали баранью или верблюжью шерсть. Сейчас используют хлопок, синтепон или поролон. При изготовлении внутреннего матраса в хлопчатобумажную ткань равномерными слоями укладывается вата. Матрас простегивается крупными стежками, чтобы вата внутри лежала ровно и не сбивалась. Впоследствии на внутренний матрас будет одет внешний чехол с орнаментом. Для пошива внешнего чехла используются бархат или велюр. Раньше изделия кроились «на глаз», сейчас используют стандартные размеры. Каждое көрпе – вещь
эксклюзивная.
Заказов на изготовление кұрак-көрпе, по словам Улбосын апа, всегда было много. Поступают они и сейчас, особенно, когда выдают девушку замуж. Ведь, көрпе – основная часть приданого невесты. В разных регионах Казахстана разные требования к приданому. На юге, например, количество көрпе должно быть нечетным, на севере -
четное.
Улбосын апа привлекает к рукоделию своих невесток. С большим удовольствием помогает шить узорные лоскутные көрпе и корпеше своей свекрови Шолпан
Жусупова.
-Мне очень нравится шить кұрак көрпе, - говорит она. - Есть такое ощущение, что пока ты шьешь көрпе и настраиваешься на позитивное, у тебя меняется жизнь, в ней все как будто раскладывается по полочкам. Казахские көрпе – это традиционный вид народного прикладного творчества. Это красота, которую можно перенести на ткань. Лоскутные работы обладают удивительно притягательной силой. Думаю, что секрет кроется в энергии, которую человек передает вещи в процессе создания.
Сегодня лоскутное шитье претерпевает свое новое рождение. Улбосын апа считает, что именно декоративно-прикладное творчество предоставляет уникальную возможность познакомиться с культурными традициями народа. Воспитывает чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. В процессе творчества человек вкладывает в свою работу душу, чувства, свои представления о жизни.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |