У кызылординцев маршрутки и автобусы на улицах не вызывают особых эмоций, а вот в глазах гостей я часто замечал удивление, а затем слышал фразы вроде "Как люди на этом ездят?" или "Кто выпускает на линию такие микроавтобусы?".
Долгое время у нас были проблемы с дорогами, но сейчас заасфальтированы практически все улицы, а проспекты не хуже столичных. И если раньше "развалюхи", а некоторые автобусы по другому назвать язык не поворачивается, на фоне разбитых дорог выглядели не так уж и страшно, то сейчас они не вписываются в общую картину и не соответствуют ни требованиям пассажиров, ни техническому регламенту. Конечно, есть у нас большие, комфортабельные автобусы, курсирующие по маршрутам №№1, 11, 17, 18, но еще сохранились "пазики", "бусики", "газели".
Как правило, микроавтобусы немецкого производства на порядок старше своих "собратьев" из Поднебесной или России, а порой встречаются даже экспонаты выпуска начала девяностых годов прошлого столетия. Водители свой выбор объясняют просто: немецкое – значит качественное, а то, что в этих машинах ремонтировались практически все важные узлы, никого не волнует, а для сотрудников ДПС важно наличие документов, в числе которых – свидетельство о прохождении технического осмотра. К слову, автор этих строк не сомневается, что весь "раритетный" транспорт проходит его. Процедура эта несложная, а при наличии двух-трех тысяч тенге или связей – вообще моментальная. Не раз мне самому предприимчивые молодые люди, оформляющие страховые полисы около здания административной полиции по проспекту Жибек жолы, предлагали пройти техосмотр, не заезжая на стенд, а лишь отправив фото автомобиля по мессенджеру.
Поведение на дорогах некоторых водителей маршрутного такси тоже удивляет. Как можно с полным салоном обгонять поток машин по крайнему левому ряду и резко уходить вправо к остановке или давить на педаль газа, когда до светофора еще два десятка метров, а зеленый уже моргает и вот-вот загорится желтый? Надо же думать прежде всего о пассажирах, водителях, которых ты "подрезаешь", о пешеходах.
Теперь о частном извозе. Точных данных о количестве машин, разъезжающих по областному центру с «шашечками» на крышах, нет, но ясно одно – их множество. Достаточно в час пик выйти на центральные улицы, где сразу станет видно: из трех машин – две с "петушками". Старенькие «гольфы», «бэшки», «ниссаны», «ауди», «мерседесы» и другие, списанные много лет назад на своей исторической родине, у нас продолжают работать. Конечно, хорошо, когда можно легко и быстро поймать такси, договориться о цене и быстро оказаться в нужном месте, но всегда есть обратная сторона медали.
Машины часто в удручающем состоянии, нет никакой гарантии, что они в исправном состоянии, а за рулем сидит адекватный человек с солидным водительским стажем. Для занятия частным извозом водители должны обратиться в городской акимат и отдел ЖКХ, получить уведомление о начале деятельности в качестве перевозчика такси, составить договор с фирмами-перевозчиками, привести в соответствие экипировку, транспортное средство и так далее. Большинство же вместо того, чтобы сделать это, выезжают утром на "пятачки" и начинают работать.
На таких стоянках у «бомбил» свои правила, которые они навязывают пассажирам. Почему, например, я не могу выбрать автомобиль большой и удобный, с кондиционером и чистым салоном, ведь он стоит передо мной? Всё потому, что у водителей своя очередь, и большинство клиентов с этим давно смирилось, хотя если настаивать, то своего добиться всегда можно.
Пользуясь услугами, так сказать, уличных таксистов, пассажир не получает гарантий безопасности. Никто не знает, когда автомобиль в последний раз проходил технический осмотр, есть ли у водителя страховка на пассажиров, зарегистрирован ли он как индивидуальный предприниматель в налоговом комитете. Случись с такой машиной неприятный инцидент, и концов не найдешь. Поэтому лучше предупреждать близких о своем маршруте, в присутствии водителя передавать по телефону данные о транспортном средстве: цвет, марка автомобиля, госномер. Но даже в таком случае при утере ценных вещей, как правило, вряд ли таксист вернет пропажу.
Организованнее и по правилам работают службы такси. Их у нас десятка два. Многим известны "Жұлдыз", "Аңсар", "Deluxe", "Комфорт", а с недавних пор набирает популярность и вытесняет конкурентов с рынка "Яндекс Такси".
Владельцы компаний требуют у своих водителей страховку на пассажиров, регистрируют их как официальных перевозчиков, проверяют техническое состояние, внешний и внутренний вид автомобиля, клиент вправе попросить дополнительные опции, за которые заплатит и получит неплохой сервис. Машины обычно приезжают вовремя, потому что если водитель «продинамит» клиента, то ему грозит штраф. Постоянным клиентам службы дарят бонусы, которыми можно расплачиваться за поездки, но самое главное – есть связь с диспетчером, и информация о заказе сохраняется. При любом происшествии, пропаже вещей или плохом сервисе заказчик может позвонить в компанию и решить через нее возникшую проблему. В крайнем случае пассажир с данными о поездке может обратиться в суд, но руководители компаний стараются избегать таких случаев и решать конфликтные ситуации по взаимному согласию.
В службах такси работают водители, для которых перевозка пассажиров – основной заработок, а частные извозчики, у которых свои «пятаки» в районе, могут за целый день отвезти три-четыре клиента, остальное же время простоять на месте, создавая неудобства для других участников дорожного движения. Заработок у них небольшой, но и затраты на содержание автомобиля маленькие.
Машины, работающие в службах, почти не стоят на месте, и если те таксисты, кто проводит в тени у магазинов и домов основную часть рабочего дня, начнут больше ездить, то машин, припаркованных вдоль городских улиц и на стоянках, станет меньше. Если каждый из нас будет принципиально относиться к этому вопросу, пользоваться услугами только фирм-перевозчиков, то, быть может, нелегальщики уйдут из этого сегмента рынка.
Кирилл ДЕНИСОВ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |