• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УДИВИТЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ ВОЛШЕБНАЯ СИЛА

В музыкальной культуре казахского народа особое место занимают песни. В них ярко выразилась многовековая история народа, его надежды и чаяния, горе и радость, думы и мечты. Песня звучала повсюду в бескрайней казахской степи: на шумных ярмарках и базарах, во время пиршеств и тоев, в задымленных лачугах бедняков и богатых юртах с роскошной отделкой. Жизнь кочевника была немыслима без песни – звонкой ликующей песней открывали той, песней встречали рождение ребенка, с песней провожали человека в последний путь.

Многообразием тематики, красотой и звучностью казахское песенное искусство всегда привлекало внимание ученых-исследователей. «Мне чудится, что вся казахская степь поет», – писал путешественник Григорий Потанин. «Мог ли я пройти мимо тех сокровищ, которые так неожиданно передо мной открылись?», – восклицал Александр Затаевич, влюбленный в красоту степных напевов, подводя итоги своего четырехлетнего труда по собиранию и записи напевов и мелодий казахов, вышедшего в свет в марте 1925 года в Москве.

Неподражаемым исполнением казахских народных песен прославилась заслуженная артистка Республики Казахстан Мадина Ералиева. Своеобразная манера исполнения, неповторимый тембр красивого голоса принесли артистке любовь и признание зрителей. Ее невозможно было спутать ни с кем, ее узнавали с первых тактов, с первых слов исполняемых ею песен.

Будущая певица родилась на станции Казалинск 2 августа 1955 года. Отец будущей певицы Есмалай преподавал в школе историю, мама Дарига занималась домашним хозяйством и была искусной рукодельницей. Петь Мадина начала очень рано. Отец пророчил дочери блестящее будущее. Но стать свидетелем успеха дочери ему было не суждено. Он рано ушел из жизни. Заботы о воспитании Мадины и младшей Сагиры легли на хрупкие плечи матери. Ночи напролет она строчила на швейной машинке одежду на заказ, зарабатывая пропитание для семьи. Первое платье для выступления на сцене для Мадины она сшила своими руками. Еще ученицей интерната №5 города Казалинска Мадина участвовала в художественной самодеятельности. И учителя, и одноклассники восхищались ее незаурядным талантом.

Когда умерла мать, Мадина училась в Кызылорде на втором курсе музыкального отделения педучилища имени М.Маметовой. Смерть отца, а затем и матери наложила отпечаток на ее жизнь. Она рано осознала ответственность за судьбу близких. После смерти родителей у нее остался единственный родной человек – младшая сестра Сагира, которую она опекала всю свою недолгую жизнь.

Путевку в профессиональное вокальное искусство М.Ералиева получила в Кызылординском педучилище имени М.Маметовой, которое она закончила в 1974 году. После окончания вместе с Сагирой они приехали в Алматы. Ее мечта – устроить сестру в школу искусств имени А.Жубанова. Но поступить туда не удалось. Неудача не сломила упорную и решительную Мадину. Узнав случайно, что в Алматы будет проходить конкурс художественной самодеятельности, она подает заявку на участие.

Хрупкая девушка в казахском платье с оборками, в украшенной монетами тюбетейке сразу завое-вала путь к сердцу зрителя. Песней, которую Мадина исполнила на конкурсе, была «Акбаян». Музыку к ней сочинил наш земляк из Жанакорганского района, молодой, тогда еще никому не известный автор Бексултан Байкенжеев. Песня помогла стать девушке настоящей звездой. Слова песни написал друг композитора Асет, который не был поэтом и никогда, ни до, ни после этого, не писал стихов. В порыве чувств, страдая от безответной любви, молодой человек посвятил их любимой девушке, не ответившей ему взаимностью. Песня так полюбилась слушателям, что молодую исполнительницу песни Мадину народ прозвал «Акбаян».

Далее – учеба на музыкальном факультете Казахского женского педагогического института в Алматы. После окончания аспирантуры при институте по рекомендации ее земляка Мардана Байдилдаева Мадину пригласили на работу в Институт литературы и искусства имени М.Ауэзова Академии наук КазССР. Теплое участие известного ученого, исследователя и знатока казахского фольклора в самом начале творческой карьеры оказало благотворное влияние на становление таланта молодой певицы. В первое время Мадина вместе с сестрой Сагирой жила в доме ученого и очень сблизилась с его семьей. Позже он выхлопотал для Мадины комнату в общежитии. Работу в институте М.Ералиева успешно совмещала с концертной деятельностью. М.Байдилдаев был и беспристрастным критиком, и добрым советчиком девушки. Вместе они обсуждали все: репертуар, концертные костюмы и даже манеру держаться на сцене. Спустя годы, когда ученого уже не было в живых, а Мадина стала известной артисткой, она всегда приходила в этот дом, привозя с собой подарки из зарубежных гастролей.

Мадина не сразу выбрала карьеру профессиональной певицы. Работая научным сотрудником института, она вплотную занималась исследовательской работой, изучала казахский фольклор. Ее нас-тавники, видные ученые и писатели Узбекали Джанибеков, Ануар Бекжанов, заметив талант Мадины, советовали ей: «Заниматься наукой, конечно же, хорошо, но твое настоящее призвание – сцена...».

С 1985 года до конца своей жизни Мадина работала солисткой Алматинской областной филармонии. Она вкладывала душу в народную песню. Особенность ее исполнения – глубокое проникновение в суть народной мелодии. Обаяние и чистота ее голоса придавали красоту стихам и брали за душу каждого слушателя, заставляя его переживать вместе с певицей. Ее кумиром был Гарифолла Курмангалиев, народный артист КазССР, оперный певец, непревзойденный исполнитель народных песен.

...После долгих часов тряски по разбитым дорогам в аул въезжает автобус. Это приехал с концертом фольклорно-этнографический ансамбль «Адырна» Алматинской областной филармонии, в составе которого выступала молодая певица Мадина Ералиева. Несмотря на изматывающую дорогу и усталость, певица выходила всегда на публику с приветливым лицом, с сияющей улыбкой, красивая и нарядная. С первых нот она завораживала слушателей чарующими звуками своего голоса. Ее концерты становились подлинным праздником народной песни. Лиричные и проникновенные «Айқаракөз», «Угай-әй», «Әгугай» перемежались с задорными и шутливыми «Жылқы ішінде ала жүр», «Ағажан-Латифа», «Әттең, тонның келтесі-ай». Песни эти легко узнаваемы и привлекают внимание слушателя красотой, искренностью и глубиной.

За исполнение народных песен в 1990 году Мадине Ералиевой присудили звание народной артистки КазССР. Для исполнительницы народных песен было важно создать образ, соответствующий характеру той или иной песни. Когда слышишь записи ее концертов, в памяти всплывает образ красавицы с неповторимым певческим голосом. Каждый талантливый певец фольклорного плана представляет музыкальную культуру своего народа, и важную роль в этом играет не только типичная внешность, национальная одежда и репертуар, но и особая манера исполнения, специфические тембры голоса, присущие характеру речи и пению своего народа. Все это в полной мере присуще Мадине Ералиевой. Очень важным элементом в создании образа был для певицы костюм для сцены. И здесь в полной мере проявлялась ее художественная натура. В годы работы в Академии наук она заинтересовалась историей казахского национального костюма. В каждый свой костюм она вносила элементы, соответствовавшие ее представлению и пониманию сценического образа. Ее художественный вкус сформировался благодаря матери, которая на старенькой швейной машинке «Зингер» ночи напролет шила платья для сельских модниц.

Кумирами Мадины были выдающиеся казахские певицы Роза Багланова и Бибигуль Тулегенова. Преклоняясь перед признанными мастерами сцены, она была далека от подражания. У нее сложился свой, ни на кого не похожий стиль исполнения. Часто, особенно в начале своей певческой карьеры, Мадина брала с собой на гастроли баян. Многим запомнились народные песни, которые она исполняла, аккомпанируя себе на баяне.

В исполнении Мадины песни казахского народа звучали на признанных сценах многих стран мира – в США, во Франции, Англии, Мексике, Бельгии, Италии, Алжире, Египте, Арабских Эмиратах, Ливии, Китае, Марокко, Ираке, Иране, Пакистане, Индии, Японии, Корее. Певица очень любили стихи поэта Мукагали Макатаева, песни на его стихи «Есіңе мені алғайсың», «Ризамын» стали лучшими в ее репертуаре. Печально, но ее знаменитая песня «Қош, енді, қош бол күрен күз» оказалась пророческой. Ее жизнь трагически оборвалась в результате автомобильной аварии.

Именем Мадины Ералиевой назван Дом культуры в областном центре. Построенный еще в советское время в 1974 году Дворец культуры «Бумажник», бывший в ведении целлюлозно-картонного комбината, в 2002 году был передан городскому отделу культуры и назван именем выдающейся певицы. В Доме культуры есть музей, который сотрудники называют «комнатой Акбаян». Здесь хранятся личные вещи артистки: концертные костюмы, головные уборы, аксессуары, фотографии, копии личных документов, переданные ее родными и близкими. В память о певице в Кызылорде проводится конкурс исполнителей песен Мадины Ералиевой – «Акбаян». 

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Предыдущие номера 12 январь 2019 г. 1 812 0