Своеобразным носителем этнической истории казахов является народный эпос и инструментальная музыка. С древних времен до наших дней дошли музыкальные инструменты домбра, сыбызгы, шертер, жетиген, адырна, сазсырнай и другие, каждый из которых отличался присущим ему тембром звучания, широтой и разнообразием возможностей. Но, пожалуй, ни один инструмент не может сравниться с кобызом, отличающимся особой сакральностью и завораживающим слушателя неповторимым звучанием. По утверждению ученых, кобыз – прародитель всех смычковых инструментов – имеет необычную и загадочную историю. Создателем кобыза, а также автором и исполнителем первых кюев для кобыза был великий предок тюрко-язычных народов, философ и мудрец, великий шаман и сказитель степи Коркыт. До наших дней дошло около двадцати кюев Коркыта, из которых одиннадцать положены на ноты, некоторые известны в нескольких вариантах. Кюи «Қорқыт сарыны», «Қорқыт толғауы», «Қоңыр», «Башпай», «Әуіппай-әуіппай», «Тарғыл тана», «Елім-ай, халқым-ай», «Ұшардың ұлуы», «Елмен қоштасу», «Байлаулы киіктің зары», «Желмая», «Тенгри» имеют свою историю создания.
Наследие Коркыта вошло в репрезентативный список нематериального наследия ЮНЕСКО. Заявка «Наследие Коркыта: эпос, народные сказания и музыка» была внесена Казахстаном совместно с Турцией и Азербайджаном и одобрена на 13-й сессии межправительственного Комитета по охране нематериального культурного наследия (ЮНЕСКО), проходившей в конце прошлого года в Порт-Луи, столице Республики Маврикий. За годы независимости в список нематериального культурного наследия человечества от Казахстана вошли номинации «Искусство исполнения традиционного казахского домбрового кюя», совместно с Кыргызстаном – «Традиционные знания и навыки изготовления кыргызской и казахской юрт (тюркских кочевых народов)» и «Айтыс/Айтыш, искусство импровизации», а также «Наурыз – традиционное празднование Нового года и начала весны», «Культура приготовления и разделения тонкого хлеба – лаваша, катырмы, жупки, юфки», «Соколиная охота», а также казакша курес (традиционная борьба).
В далеком островном государстве Маврикий перед членами комиссии кюи Коркыта исполнил на кобызе Максат Мухамеджан – артист оркестра народных инструментов имени Турмагамбета Кызылординской областной филармонии. Он с увлечением рассказывает о необычайной магии древнего инструмента. Уроженец аула Тогускен Жанакорганского района, искусством игры на кобызе Максат овладел благодаря своему отцу Бурхану, учителю математики и физики, человеку талантливому и музыкально одаренному.
– В юности вместе с эстрадно-концертной бригадой певца-композитора и акына Нартая Бекежанова отец ездил по аулам, играл на домбре, принимал участие в концертах художественной самодеятельности школы, района.
В студенческие годы отцу довелось слышать виртуозную игру Нышана Шаменулы. Известный музыкант и кюйши земли Сыра, благодаря которому народ услышал кюи Коркыта, родился в 1883 году в городе Акмечети.В народе он известен под именем Соқыр Нышан (Слепой Нышан). В детстве он заразился черной оспой и ослеп на оба глаза. Кюи Коркыта впервые записали в 1975 году академик Алькей Маргулан и ученый-фольклорист Мардан Байдильдаев. Нышан Шаменулы исполнил их на кобызе, который прислал из Алматы профессор Болат
Сарыбаев, внесший большой вклад в возрождение казахских народных инструментов.
В 70-х годах прошлого века методист районного Дома культуры отдал ему кобыз, который пылился в одном из кабинетов. В сущности, никто не проявлял интереса к инструменту, чему есть вполне понятное объяснение: в советское время кобыз, как атрибут шаманов и пережиток прошлого, был предан забвению.И хотя раньше отец никогда на держал в руках кобыз, он научился исполнять не нем несколько кюев и исполнил их на концерте. Все дети в семье умели играть на кобызе.
Отец был музыкантом-самоучкой и мечтал, чтобы его дети стали профессиональными музыкантами. Все шестеро детей в семье закончили Казахскую государственную консерваторию имени Курмангазы и посвятили свою жизнь музыке. Прекрасно играла на кобызе сестра Асем, кандидат искусствоведения. К сожалению, она рано ушла из жизни. Самая младшая сестра Гулжамига – пианистка, преподает в школе имени А.Жубанова в Алматы, лауреат международных конкурсов.
После окончания консерватории М.Мухамеджан был принят в Казахский государственный академический оркестр имени Курмангазы, позже работал в Международном казахско-турецком университет имени Яссави преподавателем кафедры «Музыкальное искусство». В 2006 году по приглашению ученого-фольклориста, жырау Алмаса Алматова перевелся в Кызылординский государственный университет имени Коркыта ата преподавателем кафедры «Традиционное музыкальное искусство».
Высшей духовной ценностью любого народа является его национальное искусство, которое уходит корнями в глубокую древность.В истории есть великие личности, неподвластные ходу времени и не вмещающиеся в пространственные границы. Тихое пение черного кобыза донеслось до нас из глубины веков. Коркыт, оставивший после себя бессмертное нас-ледие, является фигурой с тысячелетней историей, ставшей символом всего тюркского мира, его священным кодом и нравственной опорой, призывающей к единству и согласию, взаимопониманию и созидательному труду.
Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |