Родиной акынов прозвали в народе Кармакшинский район. Не богатством и знатностью рода прославились Ешнияз сал, Балкы Базар, Дур Онгар, Кете Жусуп, Омар Шораяк, Жиенбай, Турмагамбет. Секрет всенародной любви к ним – в их поэтическом даре. В культурной жизни казахского общества роль жырау – степных музыкантов и акынов-импровизаторов – была весьма значимой. Воздействуя на слушателей силой художественного слова, они не только давали оценку происходившим в степи событиям с позиций народа, но также подвергали суровой критике негативные стороны жизни. В них были сос-редоточены честь, совесть и мудрость народа. Их авторитет в степи был высок – острыми и меткими фразами поэт мог возвысить или уничтожить любого оппонента.
Одним из таких мастеров поэтического слова был Жиенбай жырау. Он родился в 1864 году в ауле №2 Куандаринской волости Казалинского уезда (ныне аул имени Турмагамбета Кармакшинского района). Его мать была сестрой славившегося в Приаралье акына и жырау Омара Шораяка. Именно он дал племяннику имя Жиенбай. В казахской родословной иерархии детей от сестер и дочерей называют жиен. На пробуждение таланта маленького Жиенбая важное влияние оказала среда, в которой он вырос. Отец Жиенбая Дузбенбет тоже был искусным домбристом и обладал красивым голосом.
Звезда славы Жиенбая взошла во время аса Шоная. Проведению асов в степи уделялось особое внимание, словоохотливые старики, женщины и молодежь аулов обсуждали событие. В памяти у людей надолго оставались имена борцов-палуанов, одержавших победу, клички скакунов, пришедших первыми в байге, салы и сери, отличившиеся находчивостью и красноречием. Для проведения аса в местечке Актайлак было поставлено 300 юрт,в музыкально-поэтических поединках приняли участие более сорока жырау и жырши, акынов и певцов из всех трех жузов. Победителю был назначен приз в 300 голов лошадей. По условию состязания исполняемые участниками жыры, терме, толгау и дастаны не должны были повторяться. Словесные баталии длились на протяжении недели. В конце состязания остались только акыны Тасберген и Жиенбай. Пальму первенства Тасберген уступил Жиенбаю. Спор именитых искусных жырау проходил при огромном стечении людей. Людей было настолько много, что они не смогли поместиться в отведенном мес-те, и Жиенбаю пришлось выступать на вершине холма. Жиенбай отличался щедростью и благородством души и был безразличен к богатству. За свою жизнь он не нажил состояния. Полученный приз – 300 лошадей – он раздал по пути домой.
Жиенбай владел грамотой, именно он записал в переводе с арабского знаменитый дастан «Кероглы». Айтысы Жиенбая с признанными мастерами поэтического слова Кете Жусупом, Турымбетом Салкынбайулы были записаны ученым-исследователем Марданом Байдилдаевым и опубликованы в 1965 году в сборнике «Айтыс», жыры были собраны Алкуатом Кайнарбаевым и вошли в сборник «Ғасырлар толқыны», вышедший в свет в 2004 году. Продолжателями творческих традиций отца стали сыновья Жиенбая Рустембек и Дастанбек. Старший Рустембек 12-летним мальчишкой выступал перед публикой. Он был частым гостем на тоях и пиршествах, хотя все же на путь творчества он не вступил. Постигший грамоту у местного муллы Кожагелды Балтока, позже он обучал сельскую детвору. Музыкальные и поэтические способности передались и младшему сыну Жиенбая – Дастанбеку. Обладатель сильного и красивого голоса, он не успел проявить в полной мере свой талант. С началом войны добровольцем ушел на фронт и не вернулся.
Семейную традицию продолжили сыновья Рустембека Кошеней и Бидас. Кошеней был первенцем в семье, родившийся сразу после войны в 1946 году, когда отец после четырех лет на фронте вернулся домой.
Человек редкого таланта, Кошеней унаследовал дар своих знаменитых предков. Знаток казахского фольклора, он наизусть знал и исполнял такие эпосы и дастаны, как «Кероглы», «Рустем-дастан», «Кобланды», «Алпамыс», «Кыз Жибек», а также произведения Базара жырау, Кете Жусипа, Жиенбая жырау, Турмагамбета. В 1968 году Кошеней окончил Кызылординский педагогический институт имени Н.В.Гоголя, учительствовал в ауле Акжар Кармакшинского района. В 1971-1973 годы учился в аспирантуре Литературного института имени Горького в Москве. Кошеней поселился в общежитии института на Малой Бронной на третьем этаже. На два этажа выше в том же общежитии жил с семьей акын из Кызылорды Отеген Кумисбаев. Как писал позже в своих воспоминаниях о Кошенее К.Отеген, «...Звуки домбры и сильного голоса Кошенея заполняли коридоры общежития, послушать певца из далеких казахских степей наряду с проживавшими в общежитии немногочисленными казахскими студентами, приходили и другие. Сверкая глазами и вибрируя голосом, он воспевал героические деяния славных казахских батыров, красоту бескрайних степей».
Тогда же его приглашают в Алма-Ату для участия в праздновании 125-летия Жамбыла Жабаева. Музыкально-поэтический дар совсем еще молодого Кошенея вызвал восхищение маститых жырау и жырши. Съехавшиеся со всей республики мастера поэтической импровизации склонили головы перед талантом Кошенея, на разные макамы исполнявшего жыры собственного сочинения.
Пробовался Кошеней и в амплуа актера – снялся в роли сына Акана сери в фильме «Ас» по мотивам поэмы «Кулагер» Ильяса Жансугурова, поставленного режиссером Болатом Мансуровым. Жизнь поэта оборвалась на взлете в результате несчастного случая 8 марта 1973 года. Было ему всего 26 лет. Он прожил короткую, но яркую жизнь, посвященную служению своему народу, национальному искусству, и оставил после себя богатое наследие. Его произведения публиковались на страницах газет и журналов, вошли в сборники «Қазақтың қазіргі халық поэзиясы», «Жамбыл және қазіргі халық поэзиясы», были переведены на русский язык.
Традиции сказительства продолжил и младший сын Рустембека Бидас. Он родился в 1951 году в селе Акжар Кармакшинского района. В его репертуаре наряду с эпосами «Кобыланды» и «Кероглы», киссы Омара Шораяка «Садуакас и Сахи», Жиенбая «Бедняк», терме и жыры Балкы Базара, Турмагамбета и другие. Сыновья Кошенея Арбалы, Нурбол, Акнур и Арнур также пошли по стопам отца и являются представителями традиционного искусства жырау.
В Кармакшинском районе в честь Кошенея Рустембекулы установлен памятник, в 2006 году открылся первый и пока единственный в Казахстане Дом жырау, который также носит имя Кошенея. Возглавляет его известный в республике акын, жырау и термеши Серик Жаксыгулов, его заместителем работает Бидас Рустембеков. Здесь бережно хранят музыкальные традиции предков. Уникальному и сложному искусству, насыщенному глубоким философским смыслом, здесь обучают молодое поколение. Из стен Дома жырау вышли многие известные в республике и за его пределами музыканты, которые достойно представляют искусство земли Сыра.
Жанна Балмаганбетова
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |