В лицее «Білім-инновация» № 10 уделяется особое внимание возрождению национальной культуры. К примеру, прошло больше года, как здесь открыли клуб «Асыл әжем».
Идея об открытии клуба бабушек, которые могут рассказать о национальных традициях, обычаях, показать обряды, объяснить их значение, принадлежит заместителю директора лицея Ляззат Микеевой.
Сейчас в клубе – десять бабушек, но здесь будут рады пополнению. Главные требования к ажекам – хорошо знать фольклор, традиции и обычаи казахов, историю, по возможности, владеть игрой на народных музыкальных инструментах.
Бабушки собираются один раз в месяц, занимаются с детьми после уроков. Они учат девочек национальным традициям, знакомят с фольклором, одновременно воспитывают в них почтение к родителям, к старшим, культивируют доброжелательность, дружбу.
– Обрядов, традиций у казахов немало, – говорит Тазагуль Казбекова, бабушка выпускницы лицея Иманы Танкаевой. – Они сопровождают нас с самого рождения: «бесікке салу», «шілдехана», «сундетке отырғызу»… Многие традиции и обряды сейчас подзабыты. Наша задача – их бережно сохранить и передать подрастающему поколению.
Школьниц здесь учат шить корпеше из разноцветных лоскутов, которое называется «құрақ-көрпе». Сейчас такое искусство лоскутного шитья называется пэчворк.
По словам Шахаризат Жаманкуловой, бабушки восьмиклассницы Данагуль Оскелен, в последнее время все чаще вспоминают о символах родной культуры. Казахское курак-корпе с пестрыми узорами есть практически в каждом доме. Раньше по стилю орнаментов корпе можно было определить, из какого рода происходит семья. За каждым лоскутным изделием стоит глубокая философия предков. Наши прабабушки были самыми настоящими знатоками пэчворка. Национальные мотивы лоскутных корпе можно гармонично вписать в современный интерьер, так что курак-корпе всегда будет актуальным и проживет еще долго.
– Обучение женским премудростям девочки во всех аспектах – от ведения хозяйства до специфики семейных отношений проходили дома под руководством старших членов семьи, – говорит Шахаризат аже. – И здесь неизмерима роль бабушки. Именно она была и остается носителем интеллектуальной преемственности между разными поколениями женщин. Было бы очень хорошо, если клубы бабушек существовали во всех школах, чтобы старшее поколение могло поделиться своим житейским опытом.
Бабушкам клуба «Асыл әжем» есть чем удивить школьниц. К примеру, недавно они учили девочек работать с веретеном. Тазагуль аже с сожалением отмечает, что сейчас даже в аулах женщины не пользуются веретеном, не прядут шерсть, им гораздо легче и проще купить готовую пряжу. Поэтому и искусство владения веретеном, прядения не везде сохранилось. Бабушки клуба бережно относятся к этому занятию, считают, что ручное прядение нужно сохранить и передать молодому поколению секреты мастерства.
– Прядение – одно из древнейших женских ремесел, если хотите философия жизни степняка, – говорит Тазагуль аже. – Сколько песен, сказок, преданий сложено о пряхах и прядении! Совершенствуется производство изготовления пряжи, но многие опытные пряхи считают, что веретено не потеряло свою популярность, по крайней мере, у нас.
Национальная кухня – еще одно из направлений в работе клуба бабушек. По словам Шахаризат аже, кухня казахского народа всегда отличалась свое-образной технологией приготовления и глубоким смыслом. Через национальную кухню можно проследить духовную культуру казахского народа, историю кочевья и оседлой жизни, его быт.
– Казахская кухня не ограничивается баурсаками и бешбармаком, как думают многие. Каждое блюдо имеет свою историю, интересные традиции приготовления, – говорит Шахаризат аже. – Мы стали возвращаться к истокам. И очень важно передать знания потомкам, чтобы молодежь занималась возрождением нашего самобытного и богатого наследия. Как отметил Глава государства в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», стремясь в будущее, мы не должны забывать о своих истоках.
Бабушки не только рассказывают о казахской национальной кухне, а на практике показывают, как перемолоть с помощью ручной мельницы пшено и сделать из него талқан и жент, как сварить из кислого молока ірімшік, заквасить айран или кумыс, испечь без золы вкуснейший таба-нан.
– Конечно же, таба-нан необходимо печь в золе, но где ее найдешь в городских условиях, – улыбается Гульсара Насибекова, бабушка одиннадцатиклассницы Аружан Али. – Ведь, таба-нан – лепешки, выпекаемые в двух сковородках, которые зарываются в горячую золу. Но қазан-жаппай (пресную лепешку) в казане может испечь каждая городская хозяйка. Многие обычаи, традиции, ритуалы казахского народа, по существу, стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. Обычаи и традиции, пословицы, поговорки, сказки оказывают воспитательное воздействие на подрастающее поколение, если их правильно применить, если они понятны и близки сердцу детей, то становятся прекрасным поучительным уроком.
Кстати, в лицее недавно открыли кружок юных поваров, которым руководит Азипа Хажимукан. Здесь девочки осваивают азы кулинарии, пекут сдобу, учатся сервировать стол. Но главный акцент при этом делают на приготовление блюд национальной кухни.
– Девушка должна уметь делать что-нибудь своими руками – шить, рисовать, изготавливать интересные предметы, готовить национальные блюда, –считает А. Хажимукан. – У Баласагуни есть высказывание «Воспитывая девочек, мы воспитываем целый народ».
Бабушки клуба «Асыл әжем», считают, что к духовным культурным ценностям, воспитывающим и формирующим в молодежи чувство любви к Родине, относятся произведения устного народного творчества, а эстетические вкусы развиваются посредством народных песен, кюев и айтысов, произведений прикладного искусства. Поэтому вместе с ученицами ажелер устраивают конкурсы на лучшее знание пословиц и поговорок, народных сказок и загадок, в лицее часто проходят выставки прикладного искусства, конкурсы народных песен.
– Национальные традиции казахов – это огромный и важный пласт работы по воспитанию подрастающего поколения, – говорит Гульсара аже. – Одним из путей сохранения национальной идентичности Глава государства называет традиции и обычаи нашего народа, язык, литературу, национальное прикладное искусство. И возрождению народного творчества способствует программа «Рухани жаңғыру». Нужно помнить о нашем прошлом, сохранять национальные традиции, передавать их молодежи.
София АЛДАМЖАРОВА« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |