В редакцию «КВ» нередко поступают жалобы на работу торговых точек. В основном люди жалуются на недовес продуктов и несоответствие цены в чеке и на ценнике.
Эта история произошла недавно в супермаркете «Small». Кызылординец К. часто делал покупки в этом супермаркете. Несмотря на то, что он всегда внимательно читал этикетки на товаре, в этот раз, как говорится, нарвался на недовес. Купил пятикилограммовый пакет с мукой и решил его взвесить… Недовес оказался почти в двести граммов. Взял двухкилограммовый пакет с мукой – недовес 80 граммов. Спор с продавцом проблему не решил. Он аргументировал ситуацию так: расфасовывал муку производитель на заводе, а мы ни при чем. Просьбу покупателя позвать администратора проигнорировал.
И это не единственный случай. Пенсионерка С. Бисембаева купила в одном из супермаркетов в микрорайоне «Акмешит» окорочок весом почти 500 граммов, а когда принесла домой, обнаружила, что он покрыт льдом, после оттаивания в чашке понесла в магазин взвесить – оказалось, 320 граммов, 180 – лед.
Подобные примеры можно приводить еще долго.
Скажем, на пачке риса написано 1 килограмм, а на деле – 900 граммов. Вроде, не критично, но, согласитесь, неприятно. 10 обманутых покупателей – и хозяин магазина забирает себе стоимость целой пачки. А речь идет не только о рисе, гречке, муке, но и о фасованных овощах, фруктах, макаронах.
Обязанностями по защите прав потребителей сейчас в той или иной мере наделены разные государственные органы. Но курируют всю эту работу департаменты Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК, куда эти функции от департамента по охране общественного здоровья передали в июне 2017 года. К сожалению, проверки бизнеса сегодня минимизированы, и проверяют их только по обращению покупателей. Вот и решил корреспондент «КВ» пойти на разведку в супермаркеты. Автор строк посетил три: « Small», «Magnum», «Радуга вкуса». Все они показали отсутствие каких-либо нарушений в организации отпуска товара покупателю и не отмечены как нарушители санитарных норм хранения продуктов питания. В каждом супермаркете я брала по три двухкилограммовые пачки с мукой, в одном случае – обязательно недовес от 20 до 80 граммов. Недовес был в пачках с макаронами по 400 граммов – недовес от 6 до 15 граммов, в пачках с сахаром (песок) – вместо килограмма 980 гр., чай – до 100 граммов не хватило 4 грамма. Недовес в пачках с горохом и творогом (вместо 200 – 196 гр.), рис в пятикилограммовой упаковке весил 4,800 граммов. Казалось бы, граммы – мелочь. Однако, если представить, какие объемы этих продуктов уходят с прилавков магазинов, то речь можно вести о килограммах, центнерах, за которые, кстати, платим¸ мы, потребители.
В магазине в микрорайоне «Арай» купила конфеты на подложке, уже с ценником, а после решила их взвесить. По идее должен был быть 1 кг конфет, но весы показали 816 граммов. Продавец без лишних вопросов вернула деньги и сказала, что фасовкой «занималась новенькая», она, к сожалению, уже не работает, и потому, заметив, как я потянулась к другой упаковке с конфетами, посоветовала их не покупать, пообещав лично все их перевзвесить.
Наверняка есть люди, кто, подходя к кассе, с удивлением обнаруживал, что цена не соответствует указанной бирке в торговом зале. На кассе разница часто составляет от нескольких тенге до сотен. Зачастую при такой ситуации администрация магазина объясняет несоответствие цены тем, что «не успели поменять ценники», а в компьютер уже внесена новая стоимость, ничего уже поделать нельзя. Что делать покупателю, если его обмерили, обвесили или обсчитали в магазине? Я обратилась в областной департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей. В ведомстве отметили, что в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона РК «О защите прав потребителей», любой гражданин имеет право на проверку качества, комплектности, веса, объема, количества и размеров приобретаемого товара, работ или услуг. Казахстанцы также имеют право на проведение в их присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара.
В случаях возникновения сомнения у потребителя в весе, количестве, длине и иных параметрах товара продавец (изготовитель) обязан предоставлять возможность самостоятельно проверить указанные характеристики.
– При обнаружении потребителем фактов обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение в отношении качества товара, необходимо обратиться в органы внутренних дел, в чью компетенцию теперь входит рассмотрение подобных дел и привлечение к административной ответственности, – сказал руководитель отдела защиты прав потребителей департамента Еркасым Сулейменов.
Другими словами – вы можете вызвать сотрудников полиции. А чтобы подтвердить факт приобретения товара, можно снять фото или видео. К слову, продавец не имеет права запрещать вам делать фото- или видеосъемку. В Законе РК «О регулировании торговой деятельности», Гражданском кодексе РК, Правилах внутренней торговли нет ограничений на фотосъемку товаров. Поинтересовалась, какое наказание грозит магазину (рынку, ИП), если будет доказан обман потребителя.
– Согласно Кодексу РК «Об административных правонарушениях» обвешивание клиента, а также обмеривание и обсчет, или введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара влекут штраф на субъектов малого предпринимательства в размере 20 МРП, на средних и крупных – 30 и 50 МРП соответственно. Если в течение года обвешивание повторяется – штраф вырастает многократно и достигает 30, 50 и 100 МРП. При этом, если потребителю нанесен крупный ущерб (сумма не менее 3 МРП), то предпринимателей ожидает наказание вплоть до лишения лицензии и запрета на осуществление деятельности сроком до трех лет.
– А как поступать, когда на один товар разные цены?
– Ругаться и скандалить не стоит. Путаница с ценами – частый случай обмана в супермаркетах. Ценники часто расположены так, что покупателю сложно понять, какой из них к какому именно товару относится. И только подойдя к кассе, потребитель замечает, что товар стоит гораздо дороже, чем на ценнике. Обоснованно и терпеливо добивайтесь того, что вам положено по закону. Если такая ситуация произошла, и кассир настаивает на своем, необходимо сфотографировать ценник, пригласить администратора и сообщить ему о данном недоразумении. Обоснуйте это тем, что, согласно п. 12ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей», продавец обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта. Изготовитель обязан указывать стоимость работ и услуг в письменном виде. Таким образом, у вас есть законное право купить товар по цене, указанной на ценнике. Настаивайте на своем. Вы также имеете право требовать возврата разницы в стоимости товара, если цена на ярлыке ниже цены, указанной в чеке, и продавец при этом обязан продать вам товар по цене, указанной на ярлыке. Также в соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса РК предложение купить товар по определенной цене – это публичная оферта со стороны магазина, и ценник не что иное, как публичная оферта, а продавец обязан продать вам товар по той цене, которая в этой оферте указана. В ситуации, когда чек уже пробит, вы также имеете все законные основания потребовать возврата излишне уплаченной суммы или обменять товар на деньги. При этом можно ссылаться на ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей». Так что проверяйте чеки, не отходя от кассы.
Виктория РАЙСКАЯ« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |