• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СВЕТ, ИДУЩИЙ ЧЕРЕЗ ГОДЫ

Асылбека Ибраева впервые увидел почти шестьдесят лет назад – когда он был слесарем, а затем водителем автобазы, где работал мой брат Жаксыбай. Позже они стали студентами Алматинского политехнического института, жили в одном общежитии, вместе проходили практику на Балхашском медеплавильном комбинате.

Асылбек Касымович, получив специальность «механическое оборудование заводов черной и цветной металлургии», связал свою жизнь с машиностроением и промышленным производством. Первые шаги на инженерном поприще он делал мастером механического цеха Кызылординского завода по ремонту строительно-дорожных машин, потом был начальником цеха, главным механиком треста, главным инженером завода…

В 1980 году завод по ремонту строительно-дорожных машин, ремонтно-механический завод и котельную комбината строительных материалов и конструкций Главриссовхозстроя слили в одно мощное предприятие - Кызылординский экспериментальный ремонтно-механический завод Главриссовхозстроя. Возглавить его доверили Асылбеку Ибраеву, который последовательно, этап за этапом, прошел путь от мастера производства до руководителя крупного предприятия.

Став у руля производства, первостепенное внимание он уделял внедрению новых технологий и профессиональному росту рабочих, созданию благоприятных условий труда. Ежегодно работникам завода выделялось жилье, они обеспечивались продуктами питания из подсобного хозяйства.

Вот как вспоминает то время Тлепберген Накипов, тогдашний главный инженер КЭРМЗ:

- Трудовую деятельность после института я начал с конструкторского цеха завода и проработал с Асылбеком Касымовичем 15 лет. Он был грамотным и энергичным руководителем, дневал и ночевал на заводе. Благодаря его настойчивости был разработан проект производства длиннобазового планировщика (автор Феликс Ким, начальник конструкторского бюро), который мы защитили вначале в Ленинграде, а затем в Минводхозе СССР в Москве. Начиная с 1985 года, завод занялся производством и поставками этой техники во все рисосеющие регионы страны, выиграв это право в конкурсе с аналогичными предприятиями Узбекистана, Таджикистана и России.

Асылбек Касымович действительно был новатором. Первыми в области мы внедрили промышленное телевидение и могли наблюдать по монитору, не выходя из кабинета, весь производственный цикл завода, что во многом способствовало повышению результативности труда, оперативности принятия управленческих решений.

Первыми в области мы стали производить ветроэнерго-установки, которые использовались на отгонных участках животноводства в Кызылкумах и Каракумах для освещения юрт чабанов.

Помимо длиннобазовых планировщиков завод выпускал трассовые мастерские, затворы для шлюзов, емкости различной вместимости, мостики для оросительных каналов и закладные элементы к ним, товары народного потребления из сэкономленных металлоконструкций – в ход шли деловые отходы алюминия, металлической проволоки и прутьев.

Наш директор уделял особое внимание квалификации инженерно-технических кадров на заводе, в числе которых отмечу таких мастеров своего дела, как упомянутый уже Феликс Ким, начальник механического цеха Валерий Трясунов, начальник техотдела Нариман Мухамедьяров, старший мастер Жолдас Егизбаев, фрезеровщик Бахытжан Тлегенов, токари Александр Трясунов, Никита Ким, Анвар Досанов, Василий Малофеев, электросварщики Камал Жубаназаров, Юрий Сероштанов, Михаил Караев, Дуйсен Ержанов, Нурлан Шайтимов и другие.

На производстве Асекен буквально горел, приучая нас ответственно относиться к любой работе. Помню, в уборочную страду надо было срочно изготовить коленвал для остановившегося комбайна в одном из хозяйств, деталь была изготовлена под утро, и все это время Асылбек Касымович бодрствовал вместе с нами. И таких примеров было немало.

А вот воспоминания моего одноклассника Владимира Кедрова, работавшего слесарем, а затем начальником цеха КЭРМЗ:

– Благодаря такому руководителю мы всегда перевыполняли планы, никогда не подводили своих партнеров и заказчиков.

Среди руководителей промышленных предприятий области, по-моему, не было сильнее производственника и, как сейчас говорят, менеджера, чем Асылбек Касымович. Он сам был дисциплинирован во всем и жестко пресекал факты недисциплинированности со стороны подчиненных, не переносил разгильдяйство в любом из его проявлений. По нему можно было сверять часы, ежедневно он приходил к нам в цех в 15.00 для ознакомления с положением дел, неформальной беседы, и эту практику он не отменил даже после запуска промышленного телевидения.

Всегда заботился о своих работниках. Меня как квалифицированного специалиста рекомендовал в состав горкома партии. Мы одними из первых в Кызылорде хозяйственным способом обеспечили ввод двух жилых домов по 40 квартир в рамках программы «Жилье-91» в микрорайоне «Шугыла», где поселились работники нашего завода и учителя подшефной школы №7, которой завод всегда оказывал необходимую помощь. В частности, построил мастерскую для выпуска товаров народного потребления, выделял средства для укрепления материально-технической базы, оплачивал путевки учителям в профилактории.

Успешно выполнялась продовольственная программа завода. Подсобное и тепличное хозяйства обеспечивали нас продуктами и витаминами.

А еще Асылбек Касымович был человеком слова. Если что-либо обещал, то обязательно делал. Я понимаю, что и в обкоме партии, и облисполкоме тоже нужны были хорошие руководители, но мы все равно сильно расстроились, когда наш директор ушел от нас…

В январе 1985 года первым секретарем нашего обкома партии стал Е.Ауельбеков, и уже через несколько дней он побывал на КЭРМЗ, пробыв там восемь (!) часов. Посетил все цеха, осмотрел территорию, котельную, теплицу, административное здание, беседовал с рабочими, интересовался их производственными и житейскими делами, учебой детей, условиями труда и техники безопасности, обеспеченностью жильем, детскими садами, продуктами питания, организацией досуга и отдыха, медицинского обслуживания.

В столовой он был приятно удивлен широким ассортиментом блюд, чистотой и уютом, уровнем обслуживания. У рабочих, пришедших сюда на полдник, он спросил: «У вас всегда так? Или руководство завода подготовилось так к моему приезду, завезя продукты и наведя марафет?». Все в один голос ответили: «У нас всегда так!».

Руководитель региона провел и оперативное совещание на заводе, задавая вопросы и давая поручения, связанные с дальнейшим развитием предприятия.

А когда все эти поручения были исполнены в срок, для чего руководству завода приходилось обращаться в республиканские и союзные ведомства –Главриссовхозстрой и Минводхоз СССР, стало ясно, что Еркин Нуржанович увидел в лице Асылбека Ибраева умелого и ответственного руководителя, умеющего неординарно мыслить и проявляющего настойчивость в исполнении задуманного.

В конце 1985 года его избрали членом бюро Кызылординского горкома партии, делегатом XVI съезда Компартии Казахстана. А чуть позже Е. Ауельбеков в интервью журналу «Партийная жизнь Казахстана» отмечал, что наряду с другими руководящими работниками области большим авторитетом и уважением пользуется директор экспериментального реммехзавода А. Ибраев, подчеркнув, что «такие люди всей силой своего воздействия утверждают атмосферу творческого труда, открывают простор инициативе, не дают невыполнимых обещаний и заверений, но если сказали, то сделают».

В декабре 1987 года А. Ибраева утвердили заведующим новым отделом обкома партии – экономическим. Мы тесно общались по работе (я в те годы был помощником первого секретаря обкома, зав. организационно-партийным отделом обкома), нередко приходилось совместно готовить какие-то документы. У Асылбека Касымовича взгляд на некоторые вещи был иным, чем у нас, партийных функционеров со стажем. Чувствовался новаторский дух и желание оперативно реагировать на все позитивные сдвиги, поддерживать лучшие начинания. При этом он не считал зазорным учиться у молодых. И в то же время был честолюбивым.

В одной из наших приватных бесед он заметил: «У нас принято говорить о честолюбии негативно. Но я считаю, что у любого руководителя или политика должно быть развито честолюбие. В основе этого слова – честь. Любой человек должен стремиться в лучшем свете проявить себя».

Подобные вещи Асекен говорил очень редко, но поступал так всегда. И когда был заместителем председателя Кызылординского облисполкома, и заместителем главы областной администрации, и когда возглавлял АО и производственно-коммерческое предприятие «Куат».

Не уронил он и чести своей семьи, достойно продолжив дело отца, одного из ярких представителей директорского школьного корпуса области фронтовика-орденоносца Касымбека Ибраева.

Не все знают, что А.Ибраев стоял у истоков известного распоряжения Председателя Совета Министров СССР Н.Рыжкова от 29 августа 1988 года, благодаря чему для жителей области был введен повышающий коэффициент к заработной плате.

А началось с того, что экономическим отделом обкома партии были подготовлены записки на имя Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР за подписью члена ЦК КПСС Е.Ауельбекова о необходимости установления такого коэффициента для жителей Приаралья с доводами и аналитическими выкладками.

Госкомтруд и Минфин СССР ответили отказом, ссылаясь на отсутствие средств, после чего Е.Ауельбекову пришлось прибегнуть к трибуне XIX Всесоюзной партийной конференции, побывать на личном приеме у Генерального секретаря ЦК. Только после этого был принят этот судьбоносный документ.

Асылбеку Касымовичу, когда он работал зав. отделом обкома партии, первым заместителем председателя облисполкома, пришлось решать одну из важнейших задач региона – наращивание промышленного потенциала низовьев Сырдарьи. Были заложены основы горнодобывающей отрасли, пошли эшелоны с рудника Шалкия, началась эксплуатация Кумкольского нефтяного месторождения. Велись расширение, реконструкция и техническое перевооружение завода «Рисмаш», обувной фабрики, ЦКЗ, Аральского завода подъемно-транспортного оборудования, созданы филиалы обувной фабрики в Шиели и Казалинске, электротехнического завода в Аральске, фабрики «Карагандаодежда» в областном центре, открыты филиалы швейной фабрики облместпрома на станции Саксаульская, в поселке Новоказалинск, организован комбинат надомного труда в Кызылорде.

Асылбек Касымович сделал даже больше, чем было в его силах, работал честно и добросовестно. Однако, на мой взгляд, чиновничья работа даже на столь высоких постах его тяготила. И дело не только в бесконечных согласованиях при принятии любого решения, развал союзного государства, разрыв межхозяйственных связей, переход на рыночные отношения в период глубокого кризиса. Главное, что он очень хотел вернуться к своему любимому делу, полностью беря ответственность и за себя, и за судьбы своих работников. И сделать такой решительный шаг тогда были способны немногие.

В апреле 1992 года Асекен с несколькими своими единомышленниками образовал ТОО «Куат», которое первоначально, как и все предпринимательские структуры того периода, занималось торговой и посреднической деятельностью, но уже через три года было налажено производство, которое дальше шло только по восходящей.

Было запущено предприятие по производству труб из полимеров, фильтров и сварных сегментных фитингов для напорного холодного водоснабжения и канализации, транспортировки природного газа и подземного скважинного выщелачивания при добыче ископаемых. Вся выпускаемая продукция сертифицирована и соответствует международным стандартам. Постоянно увеличивался ассортимент, в настоящее время ТОО производит свою продукцию на одиннадцати линиях, выпуская трубы из полиэтилена низкого давления высокой плотности диаметром от 10 до 630 мм, а также из поливинилхлорида.

Основные потребители трубной продукции предприятия –нефтедобывающие и геологоразведочные компании Казахстана, России, строительные фирмы области. Никаких нареканий и претензий со стороны потребителей на продукцию ТОО «Куат» никогда не было.

…Я не скульптор, но если бы надо было сделать памятник Асылбеку Касымовичу, я бы предложил его фигуру в полный рост из гранита, а в обрамлении использовал бы только прямые линии – без всяких завитушек и узоров. Почему? Потому, что такой стиль лучше всего отвечал бы твердому характеру этого замечательного человека, его простоте и открытости, постоянной готовности помочь людям.

Но лучшая память об Асекене – это глубокая благодарность и уважение тех, кто работал с ним, знал его и хранит это чувство. И этот след, идущий через годы, по-настоящему добрый и светлый.

Кенес МАХАМБЕТОВ

Кызылординские вести / Предыдущие номера 09 февраль 2019 г. 741 0