Домбры с безукоризненным мелодичным звучанием изготавливает мастер из аула Досбола би Шиелийского района Биржан Дильманов. Его мастерская известна далеко за пределами региона. Заказы на эксклюзивный музыкальный инструмент поступают со всех уголков страны и даже из зарубежья. – Слышали легенду о хромом кулане («Ақсақ құлан»)? – начинает разговор молодой мастер. – Легенда о местности Куланотпес («кулан не пройдет»). Сын Джучи-хана был убит на охоте раненым куланом. Отец, предчувствуя беду, обещал залить горло расплавленным свинцом тому, кто принесет ему печальную весть о сыне. Все боялись сообщить отцу правду, и только кюйши Кетбуга сыграл на домбре сочиненную им музыку, в которой отец услышал страшную весть и все понял. Но казнить ему пришлось не кюйши, а… домбру. Вот почему осталось в корпусе инструмента отверстие. А воинам своим приказал вырыть яму и загнать туда всех куланов Сары-Арки. И эта огромная яма постепенно наполнилась водой. И стала носить название Куланотпес.
Биржан говорит, что умением изготавливать национальные музыкальные инструменты обязан своему отцу Базарбеку Дильманову и дяде Сапарбеку Алиулы, известным мастерам. Если основам профессии Биржан учился у отца, то в дальнейшем мастерство оттачивал в ТОО «Шертер» – это одна из первых казахстанских фирм, которая с 1992 года на профессиональном уровне занимается изготовлением всех национальных музыкальных инструментов и сувениров. Заказов на изготовление домбр немало. Одни просят изготовить домбру с памятной надписью, другие – отреставрировать старые инструменты.
– Сделать хорошую домбру и добиться идеального звучания не каждому удается, – говорит он. – Самый хороший инструмент получается из индийского красного дерева или черного африканского палисандра, но и стоимость инструмента в таком случае возрастает. Раньше казахи делали домбры из местных деревьев. Материалы для своих инструментов я заказываю в Алматы. Домбры в основном делаю из бука, дуба, сосны, березы, карагача, палисандра. Сейчас много ремесленников, которые могут сделать инструмент красивой формы. Он будет блестеть, но не будет хорошо звучать.
Инструменты, сделанные руками Биржана, у музыкантов нарасхват. Цены у мастера варьируются – от 35 тысяч до 250 тысяч тенге за домбру – все зависит от исходного материала, но и за качество своих инструментов он отвечает.
– Инструмент нужно чувствовать душой. Научить этому невозможно, – замечает он. – На изготовление одной домбры может уйти от недели до полугода. Все зависит от настроения, вдохновения, заказчика и материала. Самое главное, чтобы звучание было хорошее. Ни один мастер не скажет, что достиг предела в звучании домбры. Каждая неповторима. Завораживающие звуки можно извлечь лишь из домбры, детали которой проработаны очень тщательно.
Биржан кропотливо работает над каждой деталью: корпус, дека, гриф… Он готов часами рассказывать о технологии создания инструмента. Но, как говорит мастер, все же самое главное – выбор дерева. Всех секретов он, конечно, не раскрывает, но он постоянно экспериментирует, чтобы добиться идеального звучания. Вначале доски распиливает на дощечки нужного размера, затем определенное время сушит. Далее им придают округлую форму и склеивают. Готовый корпус мастера обвязывают резиновым жгутом для лучшего скрепления. Особое внимание мастер уделяет деке, передней части домбры, от которой зависит уникальное звучание домбры. Гармония звука зависит от соотношения корпуса и деки. От деки зависит усиление звука и бархатистость звучания. В процессе изготовления учитывается и процесс сушки дерева. Чтобы домбра лучше звучала и дольше хранилась, надо сушить дерево при комнатной температуре, избегая сырости.
Крышка домбры должна быть идеально ровной, тогда и звук будет без изъянов. Инструмент должен быть сделан по всем законам акустики. Если вы покупаете домбру, дека которой изготовлена из ели, она будет постепенно улучшать свое звучание. Через год или два вы почувствуете, что домбра стала звонче и ярче по звучанию. А если дека сделана из кедра, то домбра свое первоначальное звучание не изменит. Домбра, как и другие музыкальные инструменты, любит, чтобы на ней постоянно играли. Неразыгранный инструмент теряет свои звуковые качества.
Одно из главных отличий современной домбры от инструментов, на которых играли Курмангазы и Даулеткерей, – струны. Сейчас их делают из лески, но раньше казахи на домбре использовали жильные струны, изготовленные путем сложного процесса выделки бараньих или козьих кишок. По словам Биржана, лес-ка звучит очень ярко и мощно, но жильные струны дают особый колорит, очень глубокий и мягкий звук. Домбры с настоящими струнами звучат совсем иначе, профессионал всегда отличит такой звук от звука лес-
ки. Правда, через пару недель интенсивной игры сухожилия просто рвутся.
– Надо сказать, что о домбре в народе сложено немало легенд. История домбровой музыки тесно переплелась с историей народа, – отметил Биржан. – Веками кюйши передавали увиденное, наигрывая на домбре. Рассказывают, что один из основателей казахской музыки Курмангазы с детства прислушивался к звукам степи, передавая это в кюях. Кстати, именно его кюи я люблю исполнять.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |