Одним из обязательных атрибутов празднования Наурыза, безусловно, являются состязания по национальным видам спорта.
Они пройдут во всех районах области и в Кызылорде. Радует то, что у нас уделяется особое внимание их развитию. Например, в Жанакорганском районе по национальным видам спорта в спортивных секциях кокпар, тогузкумалак, тенге алу, аударыспак, казак куреси, асык ату занимаются почти две тысячи человек.
Три раза в Жанакорганском районе проходил чемпионат страны по национальным конным видам спорта. Сейчас, например, проходит 13-й чемпионат Казахстана среди молодежи. Основу сборной нашей области по кокпару составляют жанакорганские спортсмены. И их успехи на этом поприще более чем весомы.
Например, на республиканском фестивале «Ұлы дала руxы» по национальным видам спорта команда «Сейхун» Жанакорганского района заняла третье место по кокпару.
Кокпар можно назвать важной составляющей богатейшего культурного наследия, которое передалось нам от предков. И отрадно, что в нашем регионе он развивается хорошо.
Еще с древних времен собирались крепкие джигиты на конях, которые должны были сначала отнять у соперника, потом удержать тушу козла.
Кокпар сопровождает разные события аульной жизни – свадьбу, помолвку, рождение ребенка. Виновник торжества должен лишь предоставить специально приготовленную тушу козла. В нее иногда заливают до ведра воды, чтобы была тяжелее.
Почему именно козлиная туша? Потому что шкура козла крепче, чем у барана. Кокпар может длиться часами, с утра до вечера, удача переходит от одной команды к другой, порой от шкуры ничего не остается. Со стороны кажется, что несложно отнять тушу козла у соперника. На самом деле тут только силой не возьмешь – нужны сноровка, ловкость и знание особых прие-
мов. Настоящий кокпарши сначала поддастся противнику, изобразит неуверенность. А потом резко на себя тушу рванет! Тут важно выбрать момент – не поспешить, не опоздать, словом, рассказать об этом легче, чем исполнить.
У кокпара много разновидностей. Одной из самых популярных конных игр у народов Центральной Азии остается көкпар-көкбөрі, что в переводе означает «серый волк». Для кочевников злейшими врагами были волки, так как они наносили большой ущерб. Убить волка считалось большой удачей. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу – на растерзание собравшимся людям. Со временем это превратилось в игру, а волка стали заменять тушей козла или барана.
В кокпаре участвуют джигиты одного или нескольких аулов. Нелегко приходилось всадникам, потому что туша козла (без головы) весила 30-40 и даже 50-60 кг. Бывало, за нее сражалось до тысячи человек. Аул, у которого в итоге состязания оказывалась добыча, считался победителем. Джигиты с «боевым трофеем» затем с гордостью ездили по дворам, принимая поздравления и подарки от сельчан.
Кокпар был любимой игрой кочевников еще во времена Чингисхана. Никто не видел в этой игре дикости или жестокости. Более того, считалось, что мясо козла, используемого в кокпаре, обладает целебными свойствами. Приготовленные из него блюда помогали избавиться людям от различных болезней.
В Жанакорганской специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва и в спортклубе «Жаңақорған» работают секции кокпара. Их посещают более 80 юношей. Тренируют ребят Съездбек Сыздыков, Сламхан Боранбаев и Канат Абылбеков.
Когда я заканчивал этот материал, позвонил руководитель Жанакорганского районного отдела физкультуры и спорта Махмут Рахымжанов и поделился новостью: на чемпионате Казахстана по конным видам спорта, который сейчас проходит в поселке Жанакорган, сборная нашей области по кокпару вышла в полуфинал, где встретится со спортсменами из Алматинской области.
Так что вполне возможно, аккурат к Наурызу наша команда преподнесет болельщикам отличный подарок в виде золотых медалей.
Максут ИБРАШЕВ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |