На Наурыз каждая хозяйка по традиции накрывает праздничный дастархан, за которым собираются родственники и друзья. На современном столе можно увидеть большие блюда для мяса, изящные салатницы, хрустальные фужеры, оригинальные конфетницы и многое другое. Забылись времена, когда посуда была не только предметом роскоши, но и сакральным символом. Вместе с тем посуда всегда была в центре культуры казахского народа, являлась неотъемлемым атрибутом жизни, элементом древних традиций.
Во все времена центром жилища кочевников был очаг, а большой увесистый казан символизировал достаток и благополучие семьи. Посуда являлась неотъемлемым атрибутом национальных традиций казахского народа и была приспособлена к кочевому хозяйству. По своим свойствам она была практичной, легкой и износостойкой. Основными материалами для изготовления служили дерево и кожа. Использовали дуб, шкуры коз, лошадей, верблюдов. Кожаная посуда не могла разбиться, легко сгибалась при нажатии, поэтому в ней, в основном, хранили жидкости. Деревянная была приспособлена для общественного питания.
- Посуда - ыдыс-аяқ - отличалась от посуды оседлых народов и была предназначена для сервировки. Она имела в некоторой степени сакральное значение, поэтому к ней относились очень трепетно и бережно, - рассказывает заведующая отделом «Археология и этнография» областного историко-краеведческого музея Айгерим Беккулиева. - Через посуду нельзя было переступать, перепрыгивать или же наступать на нее. Не допускалось использование грязной посуды. Существовала отдельная посуда для человека, скота, собак и ловчих птиц. В основном посуда появлялась в доме вместе с приданым невесты и использовалась много лет.
К казану относились особенно аккуратно. Изготавливали его в основном из чугуна. Казан использовали в течение всей жизни, передавая из поколения в поколение. Если казан ломался или его намеренно разбивали, это считалось плохой приметой.
Сейчас покажется удивительным, но несколько веков назад казан имелся не в каждой семье, это был очень дорогой предмет обихода, доступный только зажиточным людям. Семьи с малым достатком готовили в более скромных металлических емкостях. В очень богатых курганах эпохи бронзы вместе с усопшими находили казаны, что говорит о большом значении этого предмета.
В отделе археологии и этнографии музея есть интересный экспонат – медный казан в национальном стиле.
- Медный казан IV-II веков до нашей эры был найден при раскопках городища Баланды, –
рассказывает А. Беккулиева. - Это эпоха раннего железа. В то время медь ценилась выше золота, на нее меняли скот и оружие. Отличительная особенность нашего экспоната - у него три ножки, это говорит о том, что он принадлежал зажиточному человеку.
Посуда использовалась во многих обрядах. В первую очередь - когда отмечали Наурыз. Наурыз-коже казахи всегда готовили в казане. Разные виды посуды имелись у зажиточных и семей среднего достатка. Чем больше было посуды и чем она была красивее, тем богаче считалась семья.
Широкое распространение имела деревянная посуда. Практически в каждой юрте, несмотря на социальный статус ее владельцев, была чаша для подачи мяса - астау и набор деревянных кесе. Уважение к посуде было обусловлено в том числе суровыми условиями жизни. Ведь пару-тройку веков назад полноценный прием пищи мог быть всего один раз в день.
Молоко же подавали обязательно в деревянной посуде. По словам А. Беккулиевой, у казахского народа всегда присутствовала сакральная связь с деревом.
- Отношение к дереву у нашего народа испокон веков было трепетным. Дерево считалось дорогой вещью. Если в степи стояло одиночное дерево, никто бы не стал его рубить и использовать в качестве топлива. Если дерево вырастало на могиле какой-либо личности, то эта могила считалась святой.
Во время сватовства родители невесты преподносили сватам угощение на деревянном блюде — бас табак. Когда невеста приходила в дом жениха, ее угощали молочным напитком из деревянной пиалы.
Известно, что во время проведения совета старейшин в юрту не допускались женщины. Поэтому мужчины брали с собой саба. Удобный бурдюк из кожи вмещал 5-6 литров напитка, которым могли освежиться участники совета.
Посуду использовали также при погребальном обряде. Археологи при раскопках не раз находили посуду вместе с другими сакральными вещами. Традиция погребения усопшего вместе с посудой сохранялась вплоть до XVIII века.
Мастеров, которые изготавливали посуду, всегда было немного. Их называли уста, у каждого из них была своя специализация (ағаш ұста, темір ұста и т.д.). В основном посуду делали в регионах, где произрастали леса. Особенно славились мастера Восточного и Южного Казахстана. В каждом регионе были свои технологии изготовления посуды, особенности инкрустации и орнаментации. О качестве посуды говорить не приходится, некоторые найденные при раскопках предметы обихода, прослужив не один десяток лет, сохраняли свой первозданный вид.
Нужно заметить, что традиции изготовления национальной посуды не утеряны. Талантливые мастера, которые изготавливают ее, есть и сегодня. Есть они и в нашем регионе.
Фонд областного историко-краеведческого музея считается одним из самых богатых. Его работники бережно хранят все этнографические ценности, в том числе уникальные образцы национальной посуды.
Еще один редкий экземпляр – фляга для хранения и перевозки круп. Она относится к первому тысячелетию нашей эры, найдена во времена хорезмской экспедиции под руководством С. Толстого в городище Алтын асар в 1960 году.
Одним из эффектных образцов посуды является кувшин из керамики для воды датированный VII – V веками, найденный в могильнике Уйгарак в нижнем течении Сырдарьи. Блюдо отлично сохранилось, несмотря на то, что в свое время его активно использовали в быту.
При раскопах городища Сыганак найдены осколки керамических тарелок и пиала X-XVIII веков. Также в фонде имеются различные ступы для шелушения пшена — келі-келсап. Муку и талкан изготавливали с помощью ручной мельницы — диірмен.
Наталья ЧЕРНЕЙ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |