«Всем известно, что Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру… Стремясь улучшить управление лошадью во время езды, степняки изобрели высокое седло и стремена. Новшества позволили всаднику уверенно сидеть на коне и даже при быстром движении эффективнее использовать свое оружие – лук, копье, саблю».
(Из статьи Елбасы «Семь граней Великой степи»)
Издревле лошадь была верным другом кочевников. Казахский народ и по сей день не представляет жизни без лошадей. В национальной культуре особую нишу занимает традиция изготовления конской упряжи и седел.
Кожабек Жапбасбай – один из представителей династии мастеров-седельщиков. Любимому делу он посвятил более сорока лет. Как признался 72-летний аксакал, этим ремеслом владели его предки.
– Я вырос в многодетной семье. Мой отец Болебай Жапбасбаев был учителем, долгие годы работал директором школы в ауле Ширкейли Сырдарьинского района, – говорит мастер. – У нас было свое хозяйство. Отец все свое свободное время отдавал лошадям, был прекрасным наездником, участвовал в скачках. Он был уверен, что первенцем в семье будет сын, и заранее изготовил седло. Через год на свет появился я.
Сейчас Кожабек ата и не помнит, когда впервые сел на лошадь, но уже в 10-летнем возрасте участвовал в конных скачках. На его счету немало побед на районных и областных состязаниях. Свою жизнь он не мыслил без лошадей. После окончания Алматинского зооветеринарного института вернулся в родной аул, где долгие годы работал в животноводстве.
Сегодня в коллекции мастера весь комплект конского снаряжения. Различные виды седел – ер – ремни, подпруги, уздечки… Остались самые ценные и дорогие сердцу изделия.
– Это то самое именное снаряжение, – показывает свое первое в жизни седло мой собеседник. – Оно до сих пор в идеальном состоянии, обтянуто кожей и обито серебряными гвоздиками. Лишь в некоторых местах пришлось немного переделать накладные украшения.
Аксакал с особой гордостью представил еще одно седло, самое старое из его коллекции. История его оказалась тоже небезынтересной. Седло нашему герою в 1981 году привез родственник из Жалагашского района. Оно было в ужасном состоянии, так как долгие годы, будучи не у дел, пролежало в сарае. Как выяснилось, его еще в конце XVIII века смастерил узбекский мастер из Каракалпакии. Как раз в тот год у К.Жапбасбая после двух дочерей на свет появился долгожданный сын. Он решил отремонтировать и переделать седло. Обтянул его новой кожей, украсил серебряными набивками. Новое седло отец подарил своему единственному наследнику – Айбеку, который впоследствии стал тоже хорошим наездником. Это была одна из лучших работ мастера. Аксакал признался, что недавно на одной из выставок ее хотели купить за немалые деньги гости из Турции, но об этом и речи не могло быть…
Говоря о технологии изготовления седла, опытный мастер подчеркнул, что в первую очередь важно, чтобы оно было удобно не только всаднику, но и берегло спину коня.
– Современные седла производят с таким расчетом, чтобы они были надежной защитой для спины животного от возможных натираний, ударов и других механических повреждений, – сказал Кожабек ата. – В их строении есть специальные внутренние подушки, устанавливаемые в соответствии с особенностями спины лошади. На правильно оседланном скакуне наездник не сможет нанести вред здоровью коня. Современные виды седел помогают корректировать посадку всадника, распределяют вес так, чтобы было комфортно и лошади.
По словам мастера, известно много видов казахских конских седел. Аршынское, адайское, керейское, найманское, каракесекское... Многие из них, увы, уже забыты, остались в преданиях и литературе. За долгие столетия седла изменялись и внешне, и конструктивно. Сейчас каких только разновидностей не существует, но принципиальная конструкция и основные части, по сути, одни и те же. В Казахстане, как правило, седла изготавливают из березы. Технология различная. В наших краях мастера работают с ивой. Важно, чтобы дерево было сухим. Самый ценный материал – ива, пролежавшая
после сруба в тени не менее полувека. Из такого дерева получаются отличные седла.
Сейчас аксакал больше времени отдает заказам по реставрации старых изделий. Среди желающих приобрести седло – коневоды, любители скачек.
– В последние годы заметно выросло число истинных ценителей седел, – с радостью отмечает мастер. – Значит, традиции наши не уйдут в небытие.
В хозяйстве нашего героя более десятка лошадей и верблюдов. Династия Жапбасбаевых долгие годы занимается выведением породистых скакунов. Гордость аксакала – пятилетний Ак желек – правнук самой знаменитой лошади СССР, чистокровного ахалтекинского жеребца Абсента. Он стал первым советским конем, вырвавшим победу на олимпиаде в Риме в 1960 году. В конном мире об Абсенте ходили легенды, о его жизни снят документальный фильм, написана книга. Ему установлен медный памятник на Луговом конезаводе.
Кожабек ата вспоминает, что еще в 1983 году его отец купил четырехлетнего внука Абсента – Сардора. От него на свет появилось более ста породистых лошадей. Многие были скрещены с местной казахской породой – жабы.
Наш герой, несмотря на возраст, до сих пор на коне. Уже двадцать лет он живет в Кызылорде, но не забывает и о своих родных краях, где любит про-ехаться на лошади по любимым пастбищам.
– Лошадь по праву можно назвать национальным символом нашей страны, достоя-нием казахского народа, – отметил аксакал. – Наша Великая степь подарила миру и коневодство, и всадническую культуру, это подчеркнул наш Елбасы в своей статье «Семь граней Великой степи». Среди четырех основных видов домашних животных – төрттулік мал – конь по значимости занимает первое место. Некоторые его атрибуты и сегодня являются важными сакральными. К примеру, камча – предмет особого почитания и оберега у казахов. «Арыстан аң патшасы, жылкы мал-патшасы» — «Лев – царь зверей, конь — царь домашнего скота», «Ер қанаты — ат» – «Крылья батыра — конь», «Жігіттің сорлысын аттың жолдысы теңестіреді» – «Неудачливого джигита выручает удачливый конь» – так говорят народные поговорки. Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их «есті жануар» – «мудрым животным», «тілсіз адам» – «безъязыким человеком». Детей любя называли «жеребеночек мой», «құлыным-құлыншағым».
Кожабек ата слывет не только хорошим мастером, но и знатоком легенд и поверий о лошадях. Немало он может рассказать и об их удивительных качествах.
– В древности у казахов была карта – своеобразный степной путеводитель, на котором были отмечены колодцы, – рассказывает аксакал. – такими картами пользовался Чингисхан. Его войско, прежде чем испить из источника, направляло туда лошадей. Если животные пили воду, значит, она была чистой. Если нет – люди искали другой колодец. Этой удивительной особенностью лошадей до сих пор пользуются люди. Издревле всадник в степи в поисках живительной влаги отпускал своего скакуна. Лошадь безошибочно приводила человека к воде. Благодаря своим верным спутникам дорогу домой находили и заблудившиеся путники. Чтобы защитить себя ночью в песчаной степи от ядовитых скорпионов, пауков или змей, наши предки раскладывали под головой седло, под ногами – потник от седла, а вокруг – длинный повод для привязывания лошади. Эти предметы источали конский запах, который на дух не переносили ядовитые насекомые и змеи.
Молодые скакуны Кожабека Жапбасбая сегодня пользуются большой популярностью. Часто к нему приходят с просьбой арендовать их на сундет той. На торжество аксакал отправляет коня в полной праздничной амуниции. Он горд тем, что лошадь и нынче самый верный спутник человека. Ни один народ, наверное, не благодарен этому животному так, как казахи. Любовь к ним у нас в крови.
Ботагоз АЖАРБАЕВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |