• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗАПЧАСТИ К АВТО: СРОК СЛУЖБЫ НЕ ГАРАНТИРОВАН

Поток бывших в употреблении автомашин из Германии и других стран, который имел место в недавнем прошлом, породил проблему запасных частей к ним. Появились дельцы, которые на первых порах разбирали попавшие в аварию машины на запасные части, а вскоре поставили это прибыльное дело на поток. Вслед за ними не заставили себя ждать запасные части, узлы и агрегаты китайского производства. О последних, которые отличаются низкими ценами и таким же невысоким качеством, пойдет речь в нашем материале.

В течение последних двух десятков лет количество легковых автомобилей на наших дорогах увеличилось в разы. Все началось с того, что люди начали пригонять старые автомашины из Германии, Польши и других стран. Со временем значительно стал наращивать свое присутствие на нашем рынке российский автопром, появились автомобили, произведенные в Узбекистане, а затем и отечественные машины. В итоге сегодня на наших дорогах можно увидеть авто со всех концов света, которые нередко создают на улицах заторы и пробки. Только в Кызылорде, по информации управления административной полиции областного департамента полиции, в настоящее время зарегистрировано 56332 легковых автомобиля.

Автовладельцы считают, что после ремонта железного коня и замены какой-либо детали он обязан отслужить отведенный по нормативам срок. Однако не тут-то было. Сегодня частые поломки начинаются именно после того, как хозяин заменил какую-нибудь деталь в двигателе, коробке передач, ходовой части или электрохозяйстве. Всему причиной китайские запчасти, которые заполонили магазины и рынки. Все это как владелец авто я не раз испытывал сам.

Новый рынок Кызылорды специализируется на продаже запасных частей, а также различных аксессуаров к автомашинам. Почти в сотне бутиков торгуют запасными частями к автомашинам всех марок и моделей – выпущенных в странах дальнего и ближнего зарубежья, а в последние годы и отечественного автопрома.

В связи с увеличивающимся количеством автомашин с каждым годом больше становится станций технического обслуживания и различных мастерских. По информации городского отдела предпринимательства, промышленности и туризма, на сегодняшний день в областном центре зарегистрировано 3764 субъекта малого и среднего бизнеса, которые оказывают услуги населению. И почти сотня из них - СТО с современным оборудованием, а также более мелкие автомастерские.

Как говорилось выше, подавляющее большинство товара, который продается на Новом рынке - китайского производства, о качестве его говорить не приходится. За примером далеко ходить не стоит. Рядом с рынком по улице Пушкина расположены СТО и небольшие мастерские, где вам заменят любую деталь. Мастера и слесари, которые тут работают, тоже в один голос говорят о низком качестве китайских запчастей.

Приведу пример из своего водительского опыта. Несколько лет назад мне понадобилось поменять вышедший из строя гидроусилитель руля. Купил на Новом базаре новенький ГУР в красочной упаковке и принес мастерам, которые заменили его в течение получаса. Но вот беда, с новым агрегатом я проездил всего неделю. И, как оказалось, не я один такой – некоторые, так сказать, новые запчасти и вовсе отказывались работать. Со временем мастера стали рекомендовать ставить не новые детали, купленные на рынке, а бывшие в употреблении, которые можно купить в местах, где разбирают старые автомобили, в основном, иномарки. Такого же мнения придерживается и автослесарь с многолетним стажем Рустем Нурманов, который считает, что для замены износившейся детали лучше использовать оригинальную, хоть и бывшую в употреблении. Потому как есть хоть какая-то гарантия, что железный конь еще послужит своему хозяину.

Впрочем, как говорит житель Кызылорды Дмитрий Травин, который продает запасные части на Новом рынке добрый десяток лет, здесь можно найти и оригинальные запасные части от производителя. Но они стоят дороже минимум в три раза. Продавец говорит, что запасные части к тем или иным автомашинам завод продолжает выпускать еще в течение трех лет после того, как определенная марка снята с конвейера. А после этого в дело вступают производители из Китая, Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии. У них уже качество продукции значительно хуже, соответственно, ниже и цена.

Владелец соседнего бутика Абдибек Койбагаров тоже работает здесь не один год и хорошо знает коньюнктуру рынка. Он говорит, что не все запчасти, произведенные в КНР, низкого качества. Есть и достаточно качественный товар. Соответственно, и цена на них выше. Разумеется, значительно больше дешевых - срок службы такого товара может быть год, месяц или даже несколько дней.

Тут хотелось бы отметить, что каждый, кто пришел на рынок, отдает свои кровные в надежде, что замененная деталь будет служить отведенный ей срок. И потому невольно встает вопрос, кто и почему такое допускает? К сожалению, такой вопрос часто остается без ответа.  

Согласно закону РК «О правах потребителей» каждый гражданин Казахстана имеет право покупать в магазинах или на рынках товар, отвечающий требованиям качества. К сожалению, требования этого закона сейчас часто нарушаются. Как говорит руководитель отдела департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Кызылординской области Еркасым Сулейменов, человек, продающий какой-либо товар, обычно дает гарантию на определенный срок. Если же товар испортился до истечения этого срока, покупатель имеет право его вернуть или потребовать заменить на более качественный.

И тут нельзя не сказать о низкой правовой грамотности нашего населения. Уже сколько раз говорилось о том, что при покупке любого товара необходимо требовать сертификат и товарный чек. Только при наличии чека человек может вернуть товар или потребовать его заменить. Мы же привыкли верить на слово. Кроме того, не все магазины или бутики на рынках имеют кассовые аппараты, и потому не выдают чеки об оплате. Если же продавец чека не дает, то, как говорит Е. Сулейменов, необходимо снять процесс на видео или заручиться поддержкой одного-двух свидетелей, чтобы потом можно было обращаться в суд.

В советские годы покупка автомобиля становилась для хозяина и всей его семьи настоящим событием, о котором еще долго вспоминали с удовольствием. А сейчас, когда машин на улице больше, чем людей, говорят: первый раз радуешься, когда купил автомашину, второй – когда ее продал. Говорят так не зря, потому что продать машину, которая давно отработала свои ресурсы, не так-то просто.

Казыбек КАМАЛУЛЫ,

фото автора

Кызылординские вести / Предыдущие номера 13 апрель 2019 г. 326 0