• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СОГРЕВАЕТ И ОБЕРЕГАЕТ

Национальные традиции ковро-ткачества до сих пор хранят и продолжают народные мастерицы. Одна из них жительница поселка Жосалы Бакыткуль Раймбаева. Рукодельница поделилась секретами мастерства, рассказала о создании ковров, разновидностях ковровых полотен – вышитых, ворсовых и безворсовых. С большим энтузиазмом Бакыт апа возрождает традиционную технику казахского прикладного искусства. Она сама обрабатывает сырье: чистит шерсть, моет, красит и прядет. Мастерица по старинной технике валяет войлок, изготавливает сырмак, бостек, украшает изделия казахским орнаментом.
Б.Раймбаева орнаментирует войлочные ковры с помощью аппликаций, техники узорного простегивания, филигранной вышивки крючком «біз кесте». Она также занимается лоскутным шитьем, изготовлением гобеленов.

Ткачеству она научилась у бабушки и мамы. В военные годы бабушка Акыш благодаря рукоделию смогла прокормить не только свою семью, но и помогала соседям и родственникам. Несмотря на солидный опыт, наличие учеников, Бакыт апа продолжает учиться и сама, считая декоративно-прикладное искусство многогранным и до конца не изученным. В прошлом году Бакыт апа выиграла грант и приобрела прядильный станок. Мастерица будет принимать заказы на изготовление войлочных атрибутов юрты, ковров...

– Для многих кочевых народов войлок был незаменим. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, жили в юртах из
войлока, – говорит моя собеседница. – Войлок спасал от зноя и холода, казахи считали, что войлок оберегает от злых духов. Сейчас один из самых старых, традиционных материалов вновь приобретает актуальность: полузабытое народное ремесло возрождается.

Как говорит мастерица, ковры ручной работы ценились во все времена, заказы на них есть и сейчас. Истинные ценители ручной работы предпочитают заказывать ковры с определенными орнаментами. Ведь любой орнамент, будь то қошқар мүйіз, или птичий клюв құс мұрұн, или какой-то цветок, несет в себе смысловую нагрузку. Они желали изобилия достатка, счастья, благоденствия. Такие ковры создавали уют, приносили благополучие в дом. Считалось, что висевший на стене ковер с сакральными знаками оберегал дом и охранял его от несчастий. Особое значение придавалось также и цветовой окраске ковров.

– Ковроткачеством занимались в основном женщины, – рассказывает Бакыт апа. – Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Девочек с раннего возраста привлекали сначала к подготовке материалов для ткачества, а затем постепенно учили техническим и художественным приемам создания орнаментов. Хорошо, что традиции наших предков нашли применение в современном быту, ковры ручной работы становятся предметом домашнего обихода.

Моя собеседница старается не только сохранить древнее ремесло, но и научить молодежь с его помощью зарабатывать на жизнь. Заветная мечта Бакыт апа – открыть обучающий центр, мастерскую. Ведь у нее накоплен богатый опыт, ее мастерство признано коллегами. Ученицы Бакыт апа занимают призовые места на конкурсах прикладного искусства. Она бесплатно учит ковроткачеству, лоскутному шитью, вышиванию «біз кесте» детей с ограниченными возможностями. Мастерица уверена, что в каждом ауле можно возродить прикладные виды искусства. Для этого нужны энтузиасты, которые захотят перенять мастерство, развивать его дальше.

Бакыт апа возрождает и подзабытое искусство вышивки крючком «біз кесте». Она рада тому, что в поселке немало девушек, которые хотят научиться этому трудоемкому ремеслу.

– Казахи говорят, «если придет на свет мальчик, то будет держать коня, а если девочка, то будет заниматься вышивкой». То есть, вышивка является особым видом искусства, которое сохраняется с давних времен и до сегодняшнего дня, – говорит мастерица. – При помощи небольшого крючка для вышивания можно создавать произведения соответствующим современным требованиям. Изобразительные возможности кесте еще не до конца раскрыты. Если этому виду искусства оказать поддержку, оно станет национальным брендом. К сожалению, искусство кесте еще мало пропагандируется, и все прикладное искусство остается в тени песенно-танцевального.

Отметим, что біз кесте – это вышивка крючком, которая требует постоянной концентрации, очень сложная и трудоемкая техника. Только очень терпеливые, усидчивые и аккуратные мастерицы могут сделать по-настоящему красивую вещь. Как рассказала мастерица, казахская вышивка имеет древние корни. Существует несколько видов национальной вышивки: «біз кесте», создаваемый с помощью крючка: «шым кесте», наносимый иглой, «баспа» – гладьевый шов, «шырыш кесте» – двухрядный шов. Вышивкой украшали попоны лошадей, сумки для хранения пиал и чашек. Казашки также вышивали различные части женской одежды. Бакыт апа владеет практически всеми техниками, но предпочтение все же отдает «біз кесте».

– Издревле в казахских семьях было принято, чтобы девушки сами ткали и вышивали себе приданое. При этом о самой девушке судили именно по качеству ее біз кесте – ведь без трудолюбия, усидчивости и аккуратности невозможно сделать хорошую вышивку, –
говорит Бакыт апа. – Более того, величина калыма, получаемого родителями невесты, часто определялась именно мастерством вышивки их дочери. Кстати, в Турции эта традиция сохранилась – у девушки в приданом должна быть одежда с ручной вышивкой. Что удивительно и приятно, в наших аулах такая традиция стала возрождаться.

По личным наблюдениям мастерицы, вышивка имеет огромное значение для души. Ведь не зря наши предки говорили – «заболеешь» вышивкой – излечишься от ста недуг.

– Все болезни приходят от плохих мыслей, – считает Бакыт апа. – В процессе вышивания нет времени на них. Голова занята обдумыванием узора, рисунка, фона. Удивительно то, что рукоделие лечит. Наши предки оставили нам огромное богатство узоров, в которых заложено много смыслов. Поневоле начинаешь изучать семантику национальных узоров, их смысл, значение каждого завитка, и тут вновь тебе открывается удивительный мир мудрости, оптимизма. Так что в процессе вышивки и изготовления ковра ручной работы на все житейские трудности начинаешь смотреть несколько иначе.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 03 май 2019 г. 347 0