• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НЕТ В МИРЕ КРАШЕ РОДИНЫ НАШЕЙ

В Кызылординской области проживает почти 800 тысяч человек. Преобладающее большинство составляют казахи, вместе с ними живут русские, татары, корейцы, чеченцы, немцы, турки, украинцы, евреи, ингуши, армяне, узбеки, киргизы – для всех земля Сыра стала Родиной. В этой связи интересно знать, как, когда наш регион стал многонациональным? Кандидат исторических наук, доцент КГУ имени Коркыта ата Айтжан Оразбаков и магистр истории Зейнеш Атеева провели исследования и на их основе подготовили научный труд «История возникновения многонационального населения Приаралья». Как явствует из него, территория Приаралья издревле была плотно заселена. Согласно древним источникам, караваны в течение дня проходили через несколько поселений. Эти караваны состояли из представителей разных этносов. В ХІХ веке на берега Сырдарьи пришли русские, благодаря строительству ряда оборонительных сооружений и поселений увеличилась численность представителей разных этносов в регионе. В первую очередь это были купцы из числа бухарских евреев, получивших российское гражданство, татарские купцы Казани.

Первое русское поселение на территории современной Кызылординской области появилось в 1866 году рядом с фортом Жулек. С появлением почтового тракта из Оренбурга в Ташкент вдоль дороги стали появляться почтовые станции, которые заселялись отставными солдатами. Первое крупное поселение из числа европейских представителей Российской империи на территории Приаралья появилось после бунта несогласных с царским указом уральских казаков в 1875 году. Две тысячи уральских казаков, которые были признаны бунтовщиками, лишились казачьих привилегий и были сосланы в город Казалинск. А с прибытием к сосланным членов их семей этот город, получивший такой статус в 1867 году, стал своеобразным казачьим центром, где проживало пять тысяч человек, говоривших на русском языке. Именно Казалинск стал тем местом откуда уральские казаки впоследствии распространились по всему Казахстану и даже по берегам Амударьи. С приходом казаков в Казалинск царское правительство подумывало организовать на их основе новое Туркестанское казачество, однако нехватка финансов, а главное – недоверие к бунтовщикам побудило власти отказаться от этой затеи.

Первыми крупными диаспорами, которые появились на территории современной Кызылординской области наряду с казаками, были бухарские евреи и татары.

Бухарские евреи издревле жили в Средней Азии, они населяли не только Бухару, но и Хивинское и Кокандское ханства. Благодаря своим ссудам и товарам они были вхожи и в ханские дворцы. Караваны бухарских евреев в те времена можно было встретить на караванном пути из Бухары в Оренбург и на других направлениях. С появлением русских войск на юге Казахстана и в Средней Азии евреи приняли российское подданство и оказали русским посильную помощь в завоевании Средней Азии.

С приходом русских еврейские лавки появились во всех фортах и городах юга Казахстана и Средней Азии. По первой Всероссийской переписи 1897 года, в Казалинске, который в то время был намного больше Перовска, проживало 120 евреев.

Татары в ХІХ веке были известны тем, что занимались торговлей в казахских аулах, вели пропаганду ислама. Ярким свидетельством этого может служить то, что почти вся религиозная литература по исламу дореволюционного периода была издана в типографиях Казани. Купцы-татары на территории Казалинского и Перовского уездов вели монопольную торговлю от торговой фирмы Хусаиновых, центр которой располагался в Казани. По той же переписи, в Казалинске проживало 627 татар. Свидетельством их зажиточности служило то, что в женской школе Казалинска училось 40 татарских девочек.

С укреплением российской администрации на берегах Сырдарьи начали появляться представители других этносов, которые населяли в то время Российскую империю. В первую очередь это были украинцы и белорусы. После польского восстания 1863-1864 годов в Приаралье начали прибывать сосланные поляки, а впоследствие и другие этносы для которых Приаралье стало местом отбывания наказания. По упомянутой переписи, на территории Средней Азии и юга Казахстана проживало 11 597 поляков. Многие оставили после себя множество литературных и изобретательных работ, посвященных казахам.
Так, художник Бронислав Залесский – рисунки из серии «Жизнь киргизских степей», поэт Густав Зелинский написал поэмы «Киргиз» и «Степь», Северин Гросс издал «Сборник материалов для изучения быта киргизов».

В конце ХІХ века на берегах Сырдарьи увеличивается численность разных этносов, что хорошо видно из данных первой Всероссийской переписи. На территории Казахстана проживали представители 60 этносов, именно вторая половина ХІХ века стала периодом формирования в Казахстане многонационального населения.

В 1906 году с началом Столыпинской аграрной реформы в казахские земли хлынул очередной поток переселенцев.

Первая мировая война внесла изменения в этнодемографическое состояние региона. Если в начале войны наблюдалось небольшое переселение из зон боевых действий, то с усилением боевых действий в Казахстан и Среднию Азию начали прибывать военнопленные. В Казалинске и в Перовске были расположены лагеря для австрийских пленных. После войны большинство вернулось на родину, однако были и те, кто предпочел остаться. Например, по архивным данным, в 1926 году в коммуне Умфельда, расположенной неподалеку от Кызылорды, проживало 132 австрийца и велись переговоры с правительством Австрии о переселении в Казахстан семей этих колонистов и оказании им помощи со стороны правительства Австрии в обеспечении сельхозтехникой.

При советской власти территория Казахстана, как и в царский период оставалась местом ссылки политически неблагонадежных и криминальных элементов. С началом коллективизации в Казахстан начали ссылать кулаков, немалая их часть оказалась на территории нашей области.

С середины тридцатых годов активизировалась работа репрессивных органов. Первую волну депортаций отдельных этносов советское правительство объяснило чисткой приграничных районов СССР, где могут начаться боевые действия.

Первым народом-изгнанником стали, жившие на границе с Финляндией финны-ингерманланды. Потом наступила очередь греков. Причиной, видимо, стало то, что в 1935 году в Греции к власти пришел ярый фашист Иоанис Метаксос. В Кызылординской области более трех тысяч греков были размещены в колхозах, трудились в промышленности, большинство на стройке плотины.

С началом Второй мировой войны еще более 36000 поляков было переселено в Казахстан.

Этнических переселенцев в Казахстан из-за нехватки жилья селили в зданиях мечетей, складах, сараях. Отсутствие дров и керосина сказывалось на здоровье людей, особенно детей.

На основе Дальневосточного Корейского педагогического института был образован в Кызылорде педагогический институт имени Н.В.Гоголя, впоследствии Кызылординский государственный университет имени Коркыта ата, где обучение велось на казахском и русском языках.

Чистке подверглись и приграничные районы Закавказья. На этот раз в Казахстан были депортированы курды, иранцы, много турецких и армянских семей.

С началом Великой Отечественной войны под предлогом укрепления обороноспособности страны советское правительство продолжило депортацию. В первую очередь это коснулось немцев. В Казахстан их было депортировано 467 тысяч. 1291 из которых поселили в Аральском, 1854 – в Казалинском районах. Вместе с немцами из Краснодарского края вывезли 4 тысячи греков, часть которых поселили в Казалинском районе.

Из числа малых народов в Казахстан депортировали карачаевцев, чеченцев и ингушей, балкарцев, крымских татар, месхетинских турков, а калмыков полностью разместили в нашей области.

Сейчас представители разных этносов, потомков переселенных и депортированных людей, вносят свой вклад в социально-экономическое, духовное развитие Казахстана, страны, которая стала для них Родиной.

Подготовил
Ораз НУГМАНОВ

Кызылординские вести / Предыдущие номера 03 май 2019 г. 467 0