Земля Сыра, расположенная вдоль Великого Шелкового пути, богата на исторические памятники, и наша задача – изучить и сохранить это уникальное культурное наследие и передать нашим потомкам.
Мемориальный комплекс «Коркыт ата» внесен в государственный список памятников истории и культуры местного значения, включен в макросакральный список историко-культурных объектов проекта «Сакральная география Казахстана». Мемориал посещают люди из разных стран, считая его святым местом.
В 1980 году на месте прежнего захоронения Коркыта ата был воздвигнут памятник высотой 8 метров, состоящий из четырех прямых стел, устремленных ввысь. В центре был расположен кобыз, который при порыве ветра издавал звуки. Несколько лет назад комплекс был полностью реконструирован.
Он совершенно преобразился. Теперь памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из курдайского гранита высотой 12 метров с раструбами в верхней части. Каждая стела ориентирована по сторонам света. Расширяющиеся раструбы ассоциируются с кобызами. В центральной части – орган из сорока металлических труб, которые при ветре издают звуки, похожие на звуки кобыза. Если смотреть с высоты птичьего полета, то видно, что комплекс имеет очертания кобыза.
Комплекс «Коркыт ата» посетил в 2017 году в ходе рабочего визита Глава государства Н.Назарбаев, который дал высокую оценку духовному центру. Сегодня выполнена задача превратить мемориальный комплекс «Коркыт ата» в духовный центр тюркского мира. Он стал одним из туристических объектов международной выставки «ЭКСПО-2017».
Коркыт ата – легендарная личность, общая для всех тюркских народов. Он был символом тюркского мира, его священным кодом и нравственной опорой. О нем существует множество легенд и сказаний. Они встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и особенно южной огузской ветви: туркмен, азербайджанцев и турок. Наш великий предок родился и вырос на берегу Сырдарьи, предположительно в VIII-IX веках. Он из рода Кай (Кайыспас) Огузского племени. Отца звали Каракожа. Мать из рода кипчак. Коркыт прожил долгую жизнь. Его рождение также связано с чудесами и мифами. Есть предание, что перед появлением на свет младенца произошло затмение солнца, вокруг стало совсем темно, началась буря с дождем, загремел гром и засверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда родился Коркыт, все эти природные явления закончились, вокруг все успокоилось, засветило яркое солнце. «Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт», – решили люди.
Жизнь старца не просто красивая легенда, исторические документы подтверждают существование Коркыта. Первое письменное доказательство о Коркыте – героический эпос огузов «Китаби деде Коркуд». Эпос известен в основном по двум рукописям: дрезденской, состоящей из 12 сказаний, и ватиканской – 6 сказаний. У тюркских народов существует также общий народный эпос «Огуз-наме» («Сказание об Огузе»). В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Что интересно, в эпосе Коркыт выступает и сказителем, и героем. В этом его особенность.
В памяти народа Коркыт ата прежде всего создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе. Жива легенда, что Коркыт, осознав скоротечность человеческой жизни и то, что ни богатство, ни знатность не сохранят ее, решает покинуть дом и отправиться на поиски бессмертия. Мысль о том, что всему придет конец, мучила его, и в поисках бесконечной жизни мудрец уходит от людей. Всюду он видит увядание и смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит о скорой смерти, в степи — ковыль, выгорая под солнцем, даже горы говорят об ожидающем их разрушении и о том, что такой же конец ждет Коркыта. Видя и слыша это, в одиноких терзаниях выдолбил он из дерева ширгай — первый кобыз. Свои мысли и чувства старец изливал в музыке. Он вложил душу в эти мелодии, а чудесные и пронзительные звуки струн кобыза затронули сердца людей и пленили их. Играя на кобызе, Коркыт избегал смерти. Так ему открылась истина, и он нашел путь к бессмертию, оставив после себя большое культурное наследие – кобыз.
Наследие Коркыта сохранилось в казахском музыкальном искусстве. Известно около двадцати произведений, одиннадцать из которых записаны на магнитофонную пленку. Коркыт – знаменитый поэт, непревзойденный музыкант, герой легенд с глубоким философским смыслом, стал золотым фундаментом нашей духовности. Создатель кюев, основатель игры на кобызе, он оставил богатое литературно-музыкальное наследие, получившее широкое распространение на благодатной земле Сыра.
Динара ЕЛИБАЕВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |