ЗНАТЬ СВОИ ПРАВА
Кызылординцам давно пора выучить основные положения Закона РК «О защите прав потребителей», чтобы пользоваться ими каждый раз, когда сталкиваются с нарушением своих прав. Зная нормы закона, можно доказать свою правоту, как говорится, не отходя от кассы, а если не получилось, обратиться в соответствующие органы.
В Кызылорде есть областное общество по защите прав потребителей, где не только консультируют, но и представляют интересы клиента в суде.
- В последнее время случаев, когда потребителю удается договориться без обращения в суд, становится больше, - говорит директор общества защиты прав потребителей Серик Тенизбаев. - Здесь главное спокойно вести диалог и показать, что вы хорошо знаете закон. К примеру, к нам обратился пенсионер, которому продали мужские туфли, у которых через два дня отклеилась подошва. Он принес базаркому претензионное письмо, которое мы помогли составить, и ему вернули деньги. Если купили технику и в процессе эксплуатации обнаружили дефект, то имеете право присутствовать при процедуре диагностики товара в сервис-центре. В случае обнаружения заводского брака продавец обязан либо вернуть уплаченную сумму, либо обменять на аналогичный товар - на усмотрение покупателя.
Но не все споры о нарушении прав потребителя решаются мирно. В инстаграмме не так давно житель Кызылорды опубликовал жалобу на индивидуального предпринимателя, который занимается изготовлением дверей. Тот взял предоплату, прошло два месяца – ни денег, ни двери, и помочь потребителю было некому. Обратился к нам, мы нашли и предпринимателя, и его цех, разъяснили, какие последствия он будет иметь, если не выполнит обещанный заказ. Предприниматель объяснил все тем, что у него много заказов и он не успевает их выполнять, и предложил вернуть деньги.
А вот горожанин А. Азаматов, столкнувшись с нарушением своих потребительских прав, пошел за правдой в суд. В апреле он приобрел сотовый телефон в одном из магазинов сотовых телефонов, ему дали гарантийный талон на год. Через неделю смартфон начал «зависать». Он обратился в общество, сотрудники которого составили письменную претензию, и покупатель пошел к продавцу, но тот отказался возвращать деньги и отправил в сервис-центр, там подтвердили, что сотка бракована, но продавец все равно отказался возвращать деньги. Следующим шагом стало обращение в суд, так как владелец магазина упорно игнорировал законные претензии потребителя. И только после этого продавец решил пойти на мировое соглашение и вернул деньги.
Поколебать уверенность продавцов в том, что «товар обмену и возврату не подлежит», сложно, но можно. Для этого стоит запастись временем, нервами, упорством. Одним словом, защита потребителя - в руках самого потребителя.
Кстати, в апреле текущего года в статью 30 Закона РК «О защите прав потребителей» внесли изменения, которые касаются сотовых телефонов.
- Теперь при покупке гаджета стоит ответственно подойти к выбору модели, цвета, имеющимся функциям и т.п., потому что, если после покупки вы обнаружите, что по каким-то параметрам устройство вам не подходит, продавец больше не обязан вам его менять или возвращать деньги, - комментирует С. Тенизбаев. - Если раньше продавец (изготовитель) обязан был обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, то теперь мобильные телефоны попали в список исключений. Их обменять или вернуть, по новой редакции закона, нельзя.
Также запрещен обмен или возврат лекарственных средств и медицинских изделий, нательного белья, чулочно-носочных изделий, животных и растений и метражных товаров.
- А как быть, если потребитель приобрел путевку в турфирме, а дома в Интернете решил посмотреть гостиницу, в которой будет жить, и был крайне разочарован. Решил расторгнуть договор с туроператором, но ему отказали, объяснив, что путевка из разряда «горящих»?
- Согласно статье 10 пункта 1, 2 Закона РК «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на получение полной, достоверной и свое-временной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) в соответствии со статьей 25 настоящего Закона. Если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) повлекло приобретения услуги, не обладающей необходимыми потребителю свойствами, он вправе
расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков.
РЕКЛАМА ПО-НОВОМУ
В Казахстане с 11 апреля 2019 года вступили в силу поправки в Закон «О рекламе». Теперь налогом будут облагаться витрины и окна, оформленные для привлечения внимания покупателей и клиентов. Также изменены ставки налогообложения на видеоизображения LED-дисплеев и бегущих строк.
– Если раньше вывеска не считалась рекламой, то сейчас не все так однозначно, – сказал директор областной Палаты предпринимателей Галымбек Жаксылыков. – Вывески, на которых есть информация о контактах, акциях и скидках, рекламные слоганы, теперь облагаются налогом. Это же касается всех выносных конструкций. На бесплатной основе разрешается только внутреннее оформление. Сумма налога зависит от многих факторов: вида рекламы, ее размера и даже категории улицы. Минимальная ставка – 0,5 МРП, максимальная –
100 МРП.
То есть, если раньше внешнее или внутренние оформление витрин с образцами товарной продукции, рекламой не считалось, то теперь есть четкие понятия «вывеска» и «реклама». Изображения товаров, брендов, акций, скидок на вывеске будут считаться рекламой. Например, если на входе в магазин на вывеске будет указано название магазина с надписью “продажа продуктов”, то она не будет облагаться налогом. Но если на этой вывеске будет изображено молоко или хлеб с логотипом и написано «дешевые продукты», то это будет рекламой. А если разместить изображение с внутренней стороны магазина на расстоянии 15-20 см от окна, то налог платить не нужно.
Эти изменения продиктованы прежде всего заботой о внешнем облике зданий и улиц в целом. Однако предприниматели согласны далеко не со всеми нововведениями. К примеру, владельцы рекламных агентств обеспокоены налогом на видеоизображение. Отныне каждый ролик, который будет демонстрироваться на LED-экранах, становится платным не только для клиента, но и для самого рекламного агентства.
К тому же бизнесмены жалуются, что сотрудники госорганов, проводя разъяснительную работу среди предпринимателей, по-разному толкуют нормы Закона «О рекламе» и Налогового кодекса Республики Казахстан. В частности, говорят о том, что теперь рекламодатель должен будет оплачивать налог на «динамичных» билбордах (скроллерах) за каждую картинку, которая появляется на экране.
В палате предпринимателей уверили, что такая трактовка в корне неверная. Потому как в пункте 3 ст. 605 Налогового кодекса РК четко указывается, что плата за наружную (визуальную) рекламу устанавливается «исходя из места расположения и площади стороны размещения наружной рекламы». То есть без какой-либо привязки к количеству роликов или изображений.
– Получение разрешительных документов переходит в уведомительный порядок. Получение разрешения делится на два этапа: получение разрешения на саму рекламную конструкцию, сооружение, где будет висеть реклама, и направление уведомлений на саму рекламную картинку. Разрешение нужно получать один раз, а уведомление на рекламную картинку нужно отправлять каждый раз, когда она обновляется. Раньше на саму картинку тоже нужно было получать разрешение, а теперь достаточно отправить эскиз изображения, – пояснил Галымбек Жаксылыков.
Если спустя 5 рабочих дней к вам не пришло возражений, значит все в порядке. Правда, по размерам эта картинка должна быть такой же, как и прежняя.
ЗА ГРАНИЦУ С НЕПОГАШЕННЫМ КРЕДИТОМ
Накануне летних отпусков читатели газеты «КВ» интересуются, может ли кредит стать серьезным обоснованием отказа в выезде за границу?
- Просрочка по кредиту не накладывает запрет на выезд за пределы страны, - говорит юрист Даурен Жаппаркулов. - Но только в том случае, если вы честно выплачиваете его и не имеете серьезных проблем с банком. Визу в другие страны дают вне зависимости от наличия кредита. Должник может покидать территорию страны, пока дело не дошло до суда, даже если есть просрочка по долгу или не самая лучшая кредитная история. Выпускают и с административным правонарушением (сюда же относятся невыплаты алиментов, налогов и прочее).
Серьезные проблемы начинаются у тех, кто попал в базу должников. Если банк подал на вас в суд, суд состоялся и постановил погасить долг, то вам придется исполнить эти требования. Если вы не выплатите долг в установленный срок добровольно, судебный исполнитель имеет право вынести постановление о временном ограничении на выезд. После этого должнику отправляют копию постановления, а также вносят его данные в базу должников. Учтите, что решение могут вынести и без вашего присутствия, а письменное уведомление может и не дойти по адресу. Чтобы понять, есть у вас проблемы с долгами или нет, воспользуйтесь интернетом. На сайте Министерства юстиции есть список должников, временно ограниченных на выезд из Республики Казахстан. Здесь можно узнать, есть ли у вас долг и запрет на выезд за границу.
Даже если у вас был долг и вы его погасили, прежде чем покупать билеты, следует перепроверить наличие своей фамилии в базе должников. Ни турфирмы, ни авиакомпании не компенсируют вам затраты в случае, если вы не сможете покинуть страну.
НЕ ТАК ЖИРНО, КАК НА ЭТИКЕТКЕ
Для того, чтобы малый бизнес прочно встал на ноги, в нашей стране практически на нет сведены различные проверки. Тем не менее, в качестве профилактической меры Комитет охраны общественного здоровья проводит мониторинг безопасности продукции.
Специалисты областного департамента охраны общественного здоровья в Кызылорде в первом квартале текущего года проверили 18 торговых точек, где отобрали 293 вида проб для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза. Из них в 38 случаях были выявлены несоответствия. В частности, к замороженным крыльям цыплят бройлера «Турбослимский бройлер», произведенным в Республике Башкортостан, и карамели «Кунжит козинагы», изготовленной в России, у специалистов возникли большие вопросы, поскольку в них были обнаружены бактерии группы кишечной палочки.
Не соответствовали требованиям техрегламента в части маркировки кукуруза «Bonduelle» и пастеризованный сок «Актуальный с витаминами персика и маракуйя» тоже из России. На банках отсутствовала информация для потребителей на государственном языке.
Не соответствовали по физико-химическим показателям пряники «Классические» (производитель: ООО КДВ «Яшкино», Россия), молочный шоколад «NESTLE «(производитель: ООО «Нестле Россия»), икра овощная, икра из баклажан (производитель: ООО «Вкусный продукт», Россия, г. Астрахань).
Несоответствие массовой доли жира обнаружено в сливках «Простоквашино» с жирностью 10 процентов, на самом деле было всего девять процентов, а с жирностью 20 процентов - всего 18 %, в молоке «Шадринское» вместо 7,1% жирность была 6 процентов, в твороге «Простоквашино» вместо двух процентов - 1,3 %. У всех один производитель- АО « Данон Россия», Тюменская область.
По жирности не соответствовала и сгущенка «Смоляночка», при массовой доли жира 8,5% анализ показал всего лишь
6 процентов (производитель ООО «Гагаринский консервный комбинат», Россия, Смоленская область).
Как сказала главный специалист отдела по контролю за соблюдением требований технического регламента облдепартамента Шарбану Исламова, по результатам проверок три материала направлены в суд, по результатам заседаний судов вынесено постановление о наложении штрафа на общую сумму - 530250 тенге. По результатам внеплановых проверок за несоответствие микробиологическим показателям четыре объекта оштрафованы на 63125 тенге.
Напомним, что с 11 апреля этого года введены в действие поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность по статье 425 за нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов. Согласно поправкам, штрафы за нарушения СанПиНа выросли почти в тринадцать раз.
Подборку материалов подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |