• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТАЙНЫ ДРЕВНЕГО ОЗГЕНТА

Земля Приаралья хранит в своих недрах много неразгаданных тайн и загадок. Сменялись времена и правители, приходили в упадок и исчезали с лица земли одни города, на смену им приходили другие. В IX-X веках в бассейне нижнего течения Сырдарьи сложилось крупное государственное объединение огузов, которое позже было вытеснено кипчаками, образовавшими новое сильное государство тюркоязычных племен – Кипчакское ханство, получившее название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков).

Развалины древних городов, некогда огромных и процветающих очагов средневековой цивилизации Жанкент, Сыганак, Жент, Баршынкент, расположенных на Великом Шелковом пути, свидетельствуют о существовании у наших предков огузов и кипчаков богатейшей городской культуры. Эти города хранят память о мудрых и коварных правителях, жестоких и кровопролитных войнах, смелых и отважных батырах, искусных певцах и сказителях.

В Жанакорганском районе в десяти километрах к западу от аула Акжол сохранились развалины древнего города Озгент. Первые упоминания об Озгенте, или Огизкенте сохранились в записях средневековых арабских авторов, которые называли его крупным торговым центром на левом берегу Сырдарьи. В 1900 году первым исследовал развалины Озгента член Туркестанского любительского кружка археологов, востоковед и исследователь Южного Казахстана Василий Каллаур. После окончания Санкт-Петербургского военного училища для дальнейшего прохождения службы он был направлен в Туркестан, и в 90-х годах XIX столетия его назначили начальником Аулие-Атинского уезда. Он заинтересовался местными археологическими памятниками, подробно описал средневековые памятники архитектурного зодчества – мавзолеи Айша Биби, Карахана и Даутбека, составил «Родословную Карахана», перевел с арабского надписи на древних памятниках и мавзолеях Южного Казахстана.

В 70-х годах прошлого столетия исследования на развалинах города проводила Отрарская археологическая экспедиция Института археологии имени Маргулана, после обретения Казахстаном независимости в 2004 году исследовательские работы проводила археологическая группа «Туран» под руководством доктора исторических наук Мадияра Елеуова. В начале прошлого столетия развалины городища описал в книге «Древности киргизской степи и Оренбургского края» археолог, историк и путешественник Иосиф Кастанье.

Город был окружен крепостными стенами, вдоль левой стены сохранились остатки 15 сторожевых вышек. Развалины городища протянулись с севера на расстояние 250-300 метров. Город был хорошо укреплен. Вокруг был вырыт ров глубиной в два метра, шириной около 10 метров. В город можно было попасть через ворота, расположенные в восточной части, его ширина – около 8-10 метров.

Найденные во время раскопок предметы указывают, что город предположительно существовал в VIII-XII веках. По мнению В.Каллаура, сохранившиеся развалины свидетельствуют о существовании двух периодов в истории города. Он разделил развалины города на внутренний Озгент и внешний Озгент. Развалины внутреннего Озгента относятся к более раннему периоду до монгольского нашествия. Небольшая крепость располагалась на берегу реки Озгент, притока Сырдарьи. Судя по остаткам, здесь не было крупных строений, сохранились только остатки мечети, окрестности густо заросли саксаулом. Развалины дали Каллауру предположить о существовании Озгента более позднего периода. Были обнаружены следы многочисленных арыков, что дает возможность предположить, что в городе существовала ирригационная система, сохранились следы крупных построек и улиц. Озгент стоял на высоком холме, неприступные стены его имели многочисленные ворота.

Более поздний период города относится по мнению ученых, к XIII-XVIII векам. Город описали русские ориенталисты и путешественники – капитан Олег Домбровский в статье «Древняя башня (минарет) в селении Узгент», Николай Маллицкий в труде «Несколько слов о древностях Узгента».

В записях арабских путешественников Озгент упоминается как крупный торговый центр на Великом Шелковом пути. В некоторых источниках город встречается под названием Узжан. Через Озгент шел путь торгового люда из Маверенахра в Туркестан. Аль-Истрахи называет Озгент последним городом Маверенахра, Ибн-Хордадбек пишет, что город, в котором жили люди, поклоняющиеся огню, существовал во времена прибытия в Великую степь арабских миссионеров. В город ступали ноги предков особо почитаемых народом святых Абдижалела баба, Кожа Ахмета Яссауи, автора «Бақырғани кітабы» Сулеймена Бакыргани, принесших в Великую степь религиозное учение ислам.

 В средние века существовавшие в низовьях Сырдарьи города отличались развитой городской цивилизацией, высокой культурой жизни. Судя по найденным на мес-те раскопок обломкам керамики, можно предположить, что в Озгенте было хорошо развито гончарное ремесло, ковроткачество. Горожане занимались земледелием, об этом говорят остатки следы арычной системы.

К середине XIII века город достиг своего наивысшего расцвета. В развитии экономики городов нижнего течения Сырдарьи немаловажную роль сыграло то, что в начале XIV века они вошли в состав Ак Орды, которая стала первым крупным государственным образованием, сложившимся в послемонгольский период на территории современного Казахстана.

В.Каллаур писал, что во время нередких в этих краях степных ветров и буранов люди находили на месте города медные монеты. В 1900 году Сеит кожа и Менли кожа нашли монеты с надписью «Әлһәмділлә – 761» (1358 г.). Многие из них относились к XIV веку и были отчеканены в столице Ак Орды Сыганаке. Найдены также монеты, выпущенные в Хорезме, Самарканде, Баршынкенте, Бухаре и даже китайского государства Северный Сун. Они были украшены узорами, изображениями животных и птиц, надписями на арабском языке с именами ханов Узбека, Уруса, Тохтамыша. Найдены также различные тамги и серебряные и медные денежные знаки знаменитого эмира Тимура. Все это доказывает, что город был крупным торговым центром. На лицевой стороне одной из найденных монет была надпись «Султан правосудный Тохтамыш хан», на оборотной – «Чекан Узгента 783 (1381г.)», что доказывает, что в Озгенте был собственный монетный двор. Это был крупный город на маршруте Великого Шелкового пути, где возникли товарно-денежные отношения, вытеснившие существовший ранее товарный обмен.

До монгольского нашествия город был в составе кипчакского государства. Как и другие центры средневековой культуры, он был полностью уничтожен войсками Чингиз хана. Позднее в период правления Касым хана Озгент был возрожден и вернул свою былую славу. Во времена правления хана Касыма он вошел в состав Казахского ханства и был под гегемонией столицы Ак Орды Сыганака. Относительно причины исчезновения города ученые строят различные предположения и догадки. По версии В.Каллаура, город навсегда исчез с исторической арены из-за опустошительных набегов калмыкских джунгар и кровопролитных сражений с войсками Тамерлана и его потомков.

Как сообщил директор областного учреждения по охране памятников Сапар Козейбаев, археологические работы на развалинах городища еще не начаты, в прошлом году определена охранная зона, установлена табличка с QR-кодом. Возможно, в дальнейшем в ходе тщательного исследования и изучения развалин городища откроются доселе неизвестные страницы истории города. Их разгадыванием занимаются археологи. И с каждым разом открываются доселе неизвестные страницы истории края.

 Жанна Балмаганбетова
Кызылординские вести / Предыдущие номера 01 июнь 2019 г. 426 0