• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

РУКИ, ТВОРЯЩИЕ ЧУДО

Авторский сувенир из дерева от мастера Мырзабека Каныбаева из Аральска может стать замечательным подарком близким людям или коллегам. Изящные скульптурные композиции и другие творения, вышедшие из-под его рук, украшают выставки, а также интерьеры многих его земляков.

В молодые годы он даже не помышлял, что когда-нибудь свяжет свою судьбу с деревом. Выучился в культурно-просветительском училище в Актобе на художника-оформителя. Поработал несколько лет по специальности, затем перевелся в районный военкомат. Мог бы до пенсии работать здесь, но душа протестовала против монотонных, скучных будней. Мырзабек решил заняться творчеством. И здесь ему пригодилось его образование художника.

– Почему дерево, спросите вы? – начал беседу мастер. – Дерево меня очаровало. Считаю, что оно хранит в себе теплоту рук мастера, обрабатывающего его, и любая композиция получается яркой и живой. Было интересно видеть, как из доски или бесформенного куска дерева постепенно появляется под резцами то или иное изделие. Сначала я делал простые предметы. Постепенно, усложняя задачу, вырезал все более сложные и трудоемкие. Одна из трудностей резчика по дереву – хрупкость материала. Например, когда художник рисует картину маслом, а скульптор лепит изделия из пластичного материала, то они в случае ошибки могут переделать свою работу. Причем могут это делать многократно. А у мастеров по дереву такой роскоши нет. Если невзначай делаешь одно неверное движение, весь труд летит в корзину.

Любовь к творчеству, как считает Мырзабек, ему передалась от мамы, известной в районе мастерицы прикладного искусства. С самого детства он наблюдал, как мама вяжет, шьет, вышивает, ткет убранство для юрты, прядет шерсть, валяет войлок...

– Помню, когда учился в школе, колол дрова для печи и мысленно рисовал из обрубков разные фигуры. Однажды ножом выстругал птицу, мое «произведение» высоко оценила мама. Вот так и началось увлечение деревом, которое я начал развивать уже в зрелом возрасте, – говорит мастер.

Мырзабек показывает свои работы, подробно рассказывает о каждой из них. К примеру, композиция, объединяющая в себе лебедя, шанырак и младенца, родилась из цельного куска дерева, который он нашел во время одной из поездок по аулам. Мастер долго на него смотрел и увидел уже готовую композицию, смысл которой в том, что нет ничего дороже родного дома, семьи, детей. Но самое дорогое сердцу изделие из дерева – это обычные деревянные счеты на ножках, которые он смастерил для детей, когда они пошли в школу.

– Вместо деревянных костяшек я использовал асыки, –улыбается мастер. – Азы арифметики мои дети постигали на счетах ручной работы. Затем стали поступать заказы от учителей математики на изготовление такого эксклюзива. Один экземпляр счетов до сих пор хранится в одной из школ района.

Идеи для своих композиций Мырзабек черпает из народного фольклора: сказок, преданий, легенд… Он часто ездит по аулам, беседует со старейшинами, узнает от них много интересного, а затем воплощает все услышанное в дереве… Но больше всего нравится обращаться к работам известных мастеров. К примеру, Мырзабеку нравится стиль Пахрадина Садыкова из Жанакоргана.

Материал для изделий Мырзабек находит во время поездок по городам и аулам. Недавно из Тараза он привез цельный кусок дерева, из которого за несколько дней родилось произведение «Жер жұмбақ» о мироздании, матери-природе, происхождении человека.

– А это бесхозное бревно привез из отдаленного аула. А вообще, если увижу хорошую древесину, могу и купить. Иногда дерево оббиваю костью, украшаю металлом, – говорит Мырзабек. – Ценный материал можно найти на стройке. Помню, строители меняли чердачное перекрытие старого здания, а дереву, из которого оно построено, не один десяток лет. Укрытое от солнца и дождя, оно ждало, когда ему подарят вторую жизнь.

– А на какие изделия больше спрос?

– Чаще покупают вещи, сделанные по моей идее, нежели чем по заказу. Но спрос на шкатулки, сувениры в виде кобыза, домбры или жетыгена тоже есть, –
говорит мастер. – Вы удивитесь, но продавать свои изделия поначалу и не думал. Делал для дома, для соседей и друзей.

Особым спросом, по словам Мырзабека, сейчас пользуется деревянная утварь: «астау» – блюда для бешбармака, пиалы для кумыса и шубата. Такие изделия недешевые, так как делаются в основном из цельного куска дерева, подвергаются специальной обработке, по краям астау вырезаются национальные орнаменты.

– К сожалению, часто можно увидеть деревянные блюда, покрытые лаком, – сокрушается собеседник. – Еда в таком блюде отдает неприятным запахом и вкусом. Свои изделия я обрабатываю и пропитываю маслом, придавая им блеск и лоск. Такой вид обработки абсолютно безопасен для здоровья.

Несмотря на то, что ручной труд стоит гораздо выше конвейерных изделий, за свои сувениры «занебесную» стоимость мастер не запрашивает. Ему важнее, чтобы его работы украшали интерьер и приносили радость. Для Мырзабека – его дело, скорее всего хобби, а не источник дохода. Когда он слышит удивленные восторженные отзывы, желание сделать своими руками еще что-нибудь красивое, необычное растет.

– Конечно, материала на ту или иную работу может уходить много. Плюс труд, время и душа, вложенная в каждое изделие. И все равно коммерсант из меня никакой, – улыбается мастер. – Для меня работа – это отдушина, антистрессовая терапия. Возникли проблемы, ухожу в мастерскую, и в процессе работы находятся решения многих из них.

– Сколько по времени вы изготавливаете одну композицию?

– Бывает, день-два, а иногда две-три недели, когда резьба сложная, инкрустация с костью, многое зависит от размера, – говорит Мырзабек.

Главная проблема у большинства ремесленников, по словам Мырзабека, отсутствие подмастерьев, учеников. Молодые люди не считают ремесло чем-то серьезным. У них нет усидчивости, терпения. Бывает, приходят аккуратные и усердные ученики, но не чувствуют дерева, не видят целостную картину композиции, не заморачиваются над деталями. Многие мастера предпочитают не раскрывать все тайны своего мастерства. А Мырзабек рад бы и поделиться, но пока не с кем, к сожалению.

Мастером себя Мырзабек называть не хочет.

– Я учусь всю жизнь. У нас в стране именитых мастеров – по пальцам перечислить, а называющих себя мастерами – сотни. Чтобы достичь уровня именитых ремесленников прошлого столетия, нужно работать и работать, – говорит он. – У них под рукой не было разнообразного инструментария, но при этом они создавали прекрасные работы. Большинство из моих коллег просто ремесленники. Мы зарабатываем себе на жизнь, стараясь как можно лучше овладеть своим ремеслом.

 София АЛДАМЖАРОВА
Кызылординские вести / Предыдущие номера 01 июнь 2019 г. 472 0