С исполнения казахских народных песен начинается каждое утро учащихся летней школы Назарбаев интеллектуальной школы. Здесь уже второй год реализуется проект «100 казахских песен».
В прошлом году на фестивале творческих работ «Almaty-YouthSpace», инициированном Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в Алматы, состоялось награждение победителей творческого конкурса «Музыка во имя мира и развития». Проект Назарбаев Интеллектуальной школы Кызылорды, направленный на пропаганду национальных ценностей казахского народа «100 казахских песен», признан лучшим в номинации «MusicisOurHeritage».
Как отметила руководитель проекта «100 казахских песен» педагог-организатор-куратор Назарбаев Интеллектуальной школы Айгерим Маханова, в 2018 учебном году был разработан план по реализации проекта «100 казахских песен» и подготовлен перечень казахских песен, воспевающих любовь к Родине, патриотизм. Помимо утренних сборов, ученики воспевают казахскую народную музыку на всех мероприятиях, готовят к ним театральные постановки, которые раскрывают смысл песен и отражают национальные ценности. В список
вошли такие знаменитые песни, как «Туған өлке», «Қазақ осы», «Көзінің мөлдірін-ай», «Сәлем саған, туған ел», «Жерім менің», «Армандастар», «Атамекен», «Құстар» и многие другие любимые казахстанцами музыкальные произведения. Каждая композиция воспитывает и укрепляет в слушателях единство, дружбу, преданность, любовь к Родине. К концу учебного года проходит конкурс на лучшее исполнение народной песни, победителей определяют по номинациям.
– Дети стараются передать историю и духовный смысл той или иной песни, – говорит учитель музыки Жарасбек Утебаев. – Проект «100 казахских песен» уникален, в репертуар вошли не только народные, но и современные музыкальные произведения, в которых нашла отражение любовь к родной земле, родителям, друзьям, раскрывается красота человеческих отношений. Во время больших перемен учащиеся старших и средних классов исполняют народные и современные популярные песни. Ребята также изучают истории происхождения тех или иных шедевров, биографий их авторов. Такие проекты, как «100 казахских песен», «100 казахских кюев», развивают у учащихся духовные и нравственные качества на основе ценностей «Мәңгілік Ел».
Ученица 12-го класса Акбота Турсын неравнодушна к творчеству известного композитора Шамши Калдаякова, ей по душе и народные песни, такие как «Арман-ай» «Әгугай», «Япурай»…
– Казахский народ в своих песнях воспевает жизнь. В них отражены мечты народа, в них люди находили поддержку, они вселяли веру в будущее. Песни, передаваемые от поколения к поколению, помогали формировать у молодых людей добрые чувства. В казахских народных песнях воспеваются скромность, честность, уважение к старшим, трудолюбие, целеустремленность, дружба, высмеиваются жадность, тунеядство, зависть и другие пороки. Как сказал Елбасы Н. А. Назарбаев, в казахских песнях нужно слушать слова, которые имеют большое значение.
Ученица 9 класса Гайни Сейдулла считает, что казахская народная песня – неисчерпаемая сокровищница народной мудрости. В ней
нашли отражение различные стороны трудовой деятельности, исторические события, душевные переживания. Заметный вклад в песенную культуру казахов внесли Абай Кунанбаев, Биржан Кожагулов, Жаяу Муса, Кенен Азирбаев, Ахан-сери…
– Мне по душе лирические народные песни, которые посвящены любви к Родине, природе, человеку. Они всегда напевны, мелодичны, просты и доступны для исполнения, – говорит Гайни. – При этом я с удовольствием могу послушать и современных казахстанских эстрадных исполнителей. Сейчас в стране сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе.
Другой проект, который также получил отклик среди учеников НИШ, называется «История 100 казахских кюев».
Он стартовал со своеобразного флеш-моба оркестра народных инструментов кызылординской НИШ, при-уроченного ко Дню Первого Президента РК. Юные оркестранты исполнили кюи Курмангазы «Адай», «Сары арқа», «Балбыраун», кюй Махамбета Утемисова, произведение местного композитора Исламбека Искакова «Ақмешіт» и другие.
– Мы не забываем и про творчество современных композиторов. Возможно, мало кто знает, что великий казахский мыслитель Абай тоже сочинял кюи, – говорит участник оркестра Нурназар Туркбе. – В нашем репертуаре есть кюй Абая «Тор жорға». Уверен, что проект «Жүз күйдің тарихы» поможет возродить искусство кюев.
Юный музыкант оркестра НИШ Иманжусип Сериккул любит исполнять кюи Курмангазы. Он всегда слушает кюй «Сарыарқа», когда нужно настроиться на серьезный экзамен или подготовить научный проект. Иманжусуп уверен, что этот кюй – одно из самых уникальных творений Курмангазы.
– Вся жизнь казаха с момента рождения и до смерти пронизана музыкой. Музыка сопровождает многие обряды, ритуалы, праздники и будни, – говорит Иманжусип. – В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». На мой взгляд, сущность кюя можно соотнести с понятием «настроение». Кюй призван отражать состояние человеческой души, переживания человека, радость и боль, размышления о смысле жизни. Кюй – это повесть, заключенная в звуки.
– Во всех Назарбаев интеллектуальных школах страны была внедрена программа «История 100 казахских кюев». В рамках программы учащиеся изучают не только народные музыкальные произведения, но и произведения композиторов-классиков и композиторов современности, – отметил преподаватель НИШ Нуржан Бисенбаев. –Проект оказался очень полезным для ребят. Благодаря ему многие дети впервые взяли в руки домбру. В программе НИШ проект «Жүз күйдің тарихы» дает возможность ребятам изучать историю кюев, биографию композиторов – Коркыта ата, Таттимбета, Ыкыласа, Курмангазы, Дины Нурпеисовой.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |