В Жанакорганском районе находится место упокоения любимой жены известного казахского батыра Алпамыса.
Там был мавзолей – Коккесене, о котором писал Беимбет Майлин, но после 1930-х годов он полностью разрушился. В легендах об Алпамысе батыре подробно рассказывается о его супруге Гульбаршын. Но о том, где она умерла, существуют разные предположения. Сообщается, например, что находившийся вблизи села Томенарык в Жанакорганском районе мавзолей Коккесене и есть место захоронения Гульбаршын. В ряде источников говорится о том, что ее отец бай Кармыс правил в древнем городе Озгенте, который находился вблизи современного одноименного села на территории Жанакорганского района. Мавзолей Коккесене сохранялся до 30-х годов прошлого столетия. За многие века под действием ветра и осадков стены его сравнялись с землей. Беимбет Майлин оставил подробные описания мавзолея Коккесене. В своей статье «Культурное наследие», опубликованной в газете «Еңбекші қазақ», писатель высказал мнение о том, что этот памятник нужно защитить. Немало сведений о мавзолее Коккесене оставил жанакорганский журналист и писатель Адырбек Сопыбеков. В книге об истории района «Обновленный Жанакорган» он упоминал Баршынкент, о котором говорилось в трудах академика Алькея Маргулана. «Во многих исследованиях отмечается, что Баршынкент находился на правом берегу Сырдарьи. Некоторые говорят, что и мавзолей Коккесене находился неподалеку. Эти рассказы, похоже, близки к истине. Когда Гульбаршын умерла, ее ведь не повезли хоронить в безлюдную степь. Похоронили на одном из кладбищ вблизи города. То есть расстояние между Баршынкентом и Коккесене не должно было быть большим. Поэтому не будет ошибкой считать, что мавзолей был местом захоронения Гульбаршын», – говорил покойный Адырбек ага.
Интересные для молодого поколения сведения о мавзолее оставил местный житель Сейдан Нурлыбеков. Он многое рассказал односельчанам из того, что видел своими глазами. В 1930-е годы село Кожамберды батыра называлось Канды-арал. Сейдан Нурлыбеков в то время учился в начальной школе, учитель по имени Айтмухан часто водил учеников к мавзолею Коккесене. «Исторические места открывают нам интересные тайны. Запомнился один рассказ учителя. Когда мавзолей еще не разрушился, в ночное время от него исходило свечение. Там не было сторожа, так откуда шел свет? Оказывается, была причина – в кирпичи для строительства мавзолея добавили химические вещества», – рассказывал Сейдан ага. И это похоже на правду, об этом писали ученые А. Якубовский, В. Каллаур. По их мнению, в кирпичи добавили зеленый малахит и азурит, а также другие вещества, которые в ночное время дают свечение.
В 1901 году член туркестанского кружка любителей археологии В. Каллаур обследовал и сфотографировал остатки мавзолея XIV-XV в.в. Коккесене в окрестностях городища Сыганак. В 1914 году строение рухнуло, и когда в 1927 году востоковед А. Ю. Якубовский обследовал городище, от мавзолея остались лишь устой портала южной арки и груда развалин.
«Достаточно было прибегнуть к нескольким ударам теши, – пишет А. Ю. Якубовский, – как открылось большое количество голубых, синих, белых изразцов. Полива на них очень высокого качества. Голубой цвет поливы, будучи отличным по своему тону от самаркандских и бухарских образцов, не уступает лучшим из них... Найден был и большой кусок, весь выложенный изразцовой мозаикой, в котором даны голубые, белые, синие, желтые и красные вставки.
Наконец, найден на поверхности и кусок резного неполивного терракотового кирпича. Беглого осмотра было достаточно, чтобы сказать, что Коккесене была великолепной по изразцовому убранству постройкой».
Очень своеобразным было архитектурное решение мавзолея: квадратная в плане портальная постройка венчалась стройным голубым коническим куполом с переходом от квадрата к восьмиграннику и затем шестнадцатиграннику.
В мавзолее был склеп, а над ним гробница, на куполе имелись арабские надписи. По мнению исследователей, мавзолей был построен над могилой хана Абулхаира, внук которого хан Шайбани в начале XVI века сокрушил державу тимуридов.
Город окончательно запустел, как и многие другие сырдарьинские города к началу XIX в., но до сих пор народные предания и легенды хранят воспоминания о нем как о крупном торговом центре на Великом Шелковом пути.
К сожалению, сегодня мавзолея не существует, но место, где он находился, могут показать старожилы. Местные жители в рамках программы «Культурное наследие» при въезде в село Томенарык установили памятник в честь героини казахского героического эпоса Гулбаршын ана.
Максут Ибрашев
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |