• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

БАТА СТАРЕЙШИНЫ

«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».

(Н.А. Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».)

«Бата беру» — один из древних обычаев казахского народа, суть которого заключается в благословении от старших по возрасту. В древности обычай «Бата беру» был одним из важных обрядов перед дальней дорогой, испытанием. Традиционно почетным правом благословения обладали мудрецы и старейшины либо старшие по возрасту. Обычай «бата беру» почитается и соблюдается по сей день в Казахстане и за его пределами.

Об этом обычае автор этих строк вспомнила не случайно. Как-то в одном из городских автобусов приезжий пожилой человек спросил у мальчика лет 11-13, сидевшего рядом с ним, на какой остановке ему нужно выйти, чтобы попасть по нужному адресу. Мальчик, отложив в сторону наушники с сотовым телефоном стал объяснять аксакалу, как добраться до нужного адреса. Мужчина поблагодарил мальчишку и не только осыпал его словами благодарности, но и разразился многочисленными добрыми пожеланиями. Дедушка произносил все громко, с чувством, с толком, расстановкой, так, что каждое сказанное им слово было прекрасно слышно на весь салон.
Кто-то из пассажиров понимающе кивал, а кто-то слушал с удивлением.

Я посмотрела в это время на мальчика, которому аксакал давал бата, тот сидел, покраснев от смущения.

Кто-то сейчас может возразить, мол, городской транспорт не место для традиций. Но… стоит ли ограничивать добрые слова напутствий от почтенного человека, произнесенные им от чистого сердца?

Скорее всего, мальчик не догадывался, что пожилой человек по древней казахской традиции в благодарность за оказанную услугу давал ему свое бата-благословение. Между тем, бата всегда находится рядом. Казахи благословляют и незнакомых людей, которых видят в первый раз. Вспомнился еще случай, который произошел лет семь назад с одной моей знакомой. Она поехала с шестилетним сыном в Шымкент и там на одной из автобусных остановок обратила внимание на одиноко сидевшего аксакала. Было жарко, и она предложила ему воду. Аксакал поблагодарил ее, потом посмотрел на сына и сказал:

 – Я живу в Туркестане, сейчас пенсионер. Хочу благословить твоего сына.

Знакомая взяла на руки сына и села рядом с аксакалом, раскрыв ладони. Старец от души благословил мальчика, высказал много хороших пожеланий. Когда они приехали домой, женщина записала в блокноте все как было. Сейчас сыну тринадцать лет, он учится в Назарбаев Интеллектуальной школе, участвует в различных олимпиадах. Все хорошее, что происходит с ним знакомая связывает с бата того самого аксакала.

 Между тем у казахов издревле жила и живет непоколебимая вера в силу мудрого слова. И священный обряд «бата беру», искренне почитаемый в народе, родился благодаря именно этой вере. Поскольку люди с незапамятных времен были уверены, что
доброе и искреннее бата, по сути, благое напутствие перед дорогой, каким-либо начинанием, данное одним из уважаемых в роду или ауле людей, обязательно поможет добиться успеха, достичь заветных целей. Неспроста живут в народе мудрые слова: «Земля зеленеет после дождя, джигит процветает, получив благословение-бата».

В наше советское детство те, кому посчастливилось расти под опекой дедов и бабушек, воспитываемые и наученные ими, считали за честь получить такое напутствие-благословение почтенного аксакала. Взрослые без устали строго нас учили: «Уступай место старшим, не переходи старшим дорогу, увидишь пожилого человека, даже незнакомого, как бы ни торопился, сверни с дороги, подойди, поздоровайся. Обязательно помогай пожилым людям при случае, «батасын аласың» – то есть получишь его благословение». И те праведные слова, повторяемые старшими без устали, навсегда отпечатавшись в голове и сердце ведут нас по жизни по сей день, а услышанные в детстве и юности слова благословения от почтенного человека, адресованные тебе лично за какую-либо услугу или только за то, что ты подошел и, выразив почтение, поздоровался, были, пожалуй, сродни крыльям, выросшим за спиной.

Нынешние бабушки-дедушки, судя по красноречивой картинке в автобусе (мальчик сильно стеснялся внимания пожилого человека) уже немного другие, более современные. Немного отойдя от темы, отметим, что у нынешних дедушек-бабушек, конечно же, другое качество жизни, не то, что у их предшественников, больше возможностей, они более и социально, и граждански активны, многим, занятым на службе после выхода на пенсию, на общественной работе, а то и просто решившим, что называется, пожить на заслуженном отдыхе для себя, порой не до внуков. К слову, поискав мнения психологов на просторах интернета, пришла к выводу: специалисты на этот счет утверждают, что единственные люди, которые должны заниматься ребенком – это его родители. Остальные родственники могут помогать, опекать, но лишь при желании. Конечно, молодые родители могут попросить их поддержки, но при этом должны быть готовы принять, а самое главное, понять отказ.

Уверена, все же не все дедушки и бабушки нынешних подростков посвящают жизнь на пенсии себе любимым. Знают, разумеется, они прекрасно о древней и мудрой национальной традиции. Безусловно, кто-нибудь из них и сам с удовольствием, верой и великой надеждой напутствует и благословляет своих детей и внуков.

Казахи всегда придерживались своих обычаев и традиций. И нет сомнения в том, что бата-благословения как средство воспитания подрастающего поколения будут передаваться из поколения в поколение.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Кызылординские вести / Предыдущие номера 13 июнь 2019 г. 2 079 0