• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВОЛШЕБСТВО ИЗ ВОЙЛОКА

Эльмира Нуралиева руководит кружком прикладного искусства в Доме школьников Аральского района – учит ребят шить одежду из войлока. Недавно ученица Эльмиры Бекзат Абылайкызы завоевала гран-при в международном конкурсе «Жеті өнер», Нурлыжан Бауыржанкызы и Жанель Амандыкова заняли первые места. И это далеко не первая победа юных талантливых мастериц.

– Войлок для кочевников был одним из главных материалов, необходимых в быту. Его использовали для юрты, при изготовлении ковров, одежды... Сейчас многие мастерицы, продолжая традиции предков, стали использовать этот материал для создания экологичных и практичных изделий. А я предпочла делать из войлока наряды, которые в повседневной жизни смотрятся очень органично, – начала нашу беседу Эльмира.

Из войлока моя собеседница также делает головные уборы, в том числе национальный свадебный головной убор – саукеле, жилеты на повседневную носку, ичиги (войлочные сапожки), детские майки, сувениры и даже картины.

– Войлок очень интересный материал, – рассказывает Эльмира. – С каждой новой работой мне нравится открывать его свойства, ведь он ведет себя по-разному в разной вещи. Из войлока можно свалять все, что пожелаете: платье, камзол, куртку, обувь, сумку... Все это без единого шва. Отличительная особенность одежды, изготовленной из войлока, – это ее натуральность.

Мастерица поделилась некоторыми секретами изготовления войлочных изделий.

– Создавать одежду из войлока – занятие, скажу честно, нелегкое, кому-то даже покажется, что нудное. Но, как говорится, овчинка выделки стоит, когда любуешься на конечный результат. На создание, к примеру, войлочного жакета уходит три-четыре дня. Для начала выкладывается на подклад шерсть. От мотков шерсти отрываю небольшие кусочки и выкладываю их на материал.
Слои шерсти кладутся в разных направлениях внахлест, это придает вещи прочность. Кроме того, после стирки одежда не меняет форму и не скатывается. От того, какой будет раскладка и сколько слоев выложено, будет зависеть и толщина изделия и его форма.

Кропотливый процесс в создании одежды из войлока – скатывание шерсти. Эльмира использует технику мокрого валяния. Шерстяное изделие накрывают тканью, сбрызгивают водой и натирают куском мыла. Именно валяние превращает слои шерсти в крепкую ткань. Причем в процессе валяния можно увидеть недочеты, к примеру, где нужно добавить шерсти, а где ее многовато. Также в работе с войлоком важно правильно рассчитать размеры, сделать вещь на два-три размера больше, так как потом она сядет.

Эльмира показывает сырой заказ, будущий женский жилет.

– Это сейчас вещь выглядит как бесформенная масса, – улыбается она. – Но именно здесь начинается самое интересное в моей работе. Я работаю, как скульптор, постепенно придаю ткани окончательную форму: вытягиваю грудь и плечи, сужаю талию изделия, как говорится, подгоняю под необходимые размеры. В процессе работы изделие постепенно само принимает необходимую форму. Иногда то, что выйдет в результате — невозможно предсказать. Выкладываешь один узор, рисуешь орнамент, но войлок живет своей собственной жизнью, в итоге получаются интересные переходы цвета, фактуры, которые невозможно задать, как компьютерной программе. Поэтому я и люблю войлок за его непредсказуемость.

Попросила мастерицу показать процесс изготовления изделия. На моих глазах из кусочков шерсти с помощью воды и мыла она стала валять летний мужской головной убор «айыр калпак» – конусообразную шляпу с загнутыми вверх полями. Мастерица утверждает, что в головном уборе из войлока совсем не жарко. Она убедилась в этом на одной из выставок, когда пришлось долго находиться на солнцепеке. Вместо панамы она надела на голову войлочную шапку и чувствовала себя комфортно. Так что наши предки, открывшие удивительные свойства войлока были гениальными людьми. А мы просто обязаны это великое наследие освоить, продвигать и развивать дальше, открывая новые свойства удивительного материала.

Сырье для одежды Эльмира заказывает в Таразе и Шымкенте в специальном цехе. Используется шерсть мериноса, так как она мягкая и прочная. При окрашивании шерсти также используются природные красители.

– Некоторые люди ошибочно полагают, что носить войлочную одежду негигиенично, мол, на нее бывает аллергия, появится сыпь. Еще одно заблуждение, – намокнув под дождем, вещь начнет специфически пахнуть. Это неправда. Так как в процессе работы шерсть подвергается специальной обработке, так что бояться войлока не нужно, – объясняет Эльмира. – Сейчас я изучаю лекала летних платьев и накидок, у войлока есть удивительное свойство: он греет, но в нем не жарко.

Спрос на изделия из войлока, по словам Эльмиры, есть.

– Современная одежда на прилавках магазинов в большинстве случаев синтетические безликие вещи, хотя цена на них не маленькая, – говорит клиентка Эльмиры Гульсум Балмаханова. – Я предпочитаю вещи из натуральных материалов, заказала себе жакет из войлока. На улице прохожие часто проявляют интерес к моей одежде, восхищаются ее красотой. Теперь и мои подруги думают над тем, чтобы заказать у Эльмиры вещи из войлока.

– С чего началось ее увлечение войлоком? – спросила я.

– Я всегда знала, что пойду в сферу прикладного искусства. Моя мама Жупар Перденова родом из Шымкента, в 70-е годы начала заниматься в Аральске ковроткачеством. С папой Сайраном Нарали открыли цех, в котором ткали ковры ручной работы. Когда я была маленькой, всегда крутилась рядом с мамой, помогала ей, пыталась повторять. У казахов изготовление войлочных изделий достигло высокого художественного уровня. Из войлока делали кошму для юрты, чайные скатерти, рукавицы для казана, чехлы для посуды, его использовали в лечебных целях, – говорит мастерица. – Это универсальный и очень интересный материал.

Из рассказов мамы Эльмира знает многое об обрядах казахов, связанных с войлоком, а точнее, с коврами из войлока.

– Традиционный процесс изготовления войлочного ковра включает такие этапы, как чистка и промывка шерсти, расчесывание и покраска, раскладка и взбивание прутьями, нанесение узоров из шерсти, – рассказывает она. – Если требовалось сделать большой ковер, то хозяйка, заготовив достаточный запас шерсти, приглашала родственниц и соседок. Это было и общение, и сов-местный труд, сопровождавшийся многочисленными традициями и обрядами. К примеру, очень часто хозяйка прятала в шерсть кусок ткани, завязанный в узел. При взбивании этот кусок цеплялся за прут какой-либо женщины, означая выпавшую ей благодать. В ответ на эту удачу она должна была организовать застолье с угощениями. Иногда в середину рулона шерсти наливали ложку молока или кефира со словами: «Пусть будет белая благодать от Всевышнего». Когда ковер был готов, его не разворачивали до тех пор, пока хозяйка не даст коримдик – откуп за смотрины. А перед разворачиванием, ковер посыпали пшеницей со словами: «Пусть будет много пшеницы»...

Чтобы усовершенствовать свои навыки, Эльмира посещает мастер-классы известных мастеров. Сейчас осваивает валяние на натуральном шелке – войлок и шелк проникают друг в друга, создавая новую, прочную ткань. Мастерица считает, что перспективы изготовления изделий из войлока хорошие. Войлок завоевывает мир, появляясь на модных подиумах, ремесленных ярмарках. Валяние шерсти стало одним из любимых видов современного рукоделия.

 София АЛДАМЖАРОВА
Кызылординские вести / Предыдущие номера 20 июнь 2019 г. 636 0