• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОССЛУЖБЕ – ВАЖНЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

Формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, достижение транспарентности и подотчетности государства определены в качестве важных реформ в Плане нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, инициированных Первым Президентом Казахстана – Елбасы Н. А. Назарбаевым. На сегодняшний день одним из ключевых механизмов формирования современного государственного аппарата, важнейшим аспектом совершенствования института государственной службы, реализующим принцип публичности, прозрачности и открытости деятельности Правительства и всех государственных органов, выступает недопущение конфликта интересов на государственной службе.

Что такое конфликт интересов? В чем причина его возникновения? Каковы его последствия? Какие меры нужно предпринять для его
урегулирования?

Вот на эти вопросы мы попытаемся найти должный ответ в соответствии требованиям действующего законодательства о государственной службе.

В соответствии с пунктом 17) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» конфликт интересов – противоречие между личными интересами государственного служащего и его должностными полномочиями, при котором личные интересы государственного служащего могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению им своих должностных полномочий.

Для ясности можно привести следующую ситуацию, когда сотрудник акимата распоряжением акима включен в состав конкурсной комиссии по приобретению каких-либо товаров либо услуг. Таким образом, он имеет возможность как-то повлиять на решение конкурсной комиссии по определению победителя конкурса. При этом одним из потенциальных поставщиков товара является его родной брат.

Или же другая ситуация, когда государственному служащему, наделенному правом осуществлять контрольные и надзорные полномочия, поступило на исполнение обращение с жалобой от физического лица. На основании данного обращения государственный служащий принимает решение провести проверку. При этом учредителем объекта проверки является родная сестра его отца.

В приведенных выше обоих случаях проявляется ярко выраженная ситуация конфликта интересов и возникает заинтересованность государственного служащего в получении какой-либо выгоды непосредственно для себя либо для третьих лиц, с которыми он связан какими-либо обязательствами.

И как видно, конфликт интересов на государственной службе возникает именно между должностными полномочиями государственного служащего и его личным интересом. При этом такой конфликт может впоследствии иметь вполне негативный коррупционный результат. Государственные служащие нередко попадают в ситуации, характеризующиеся конфликтом интересов, причем во многих случаях это происходит непреднамеренно, в силу возникших обстоятельств.

В подобных случаях не стоит резко сводить институт конфликта интересов исключительно к противодействию коррупции, хотя риски коррупционного характера будут присутствовать в любом случае его возникновения.

Конфликт интересов на государственной службе представляет собой довольно сложную теоретическую и практическую проблему, обладающей неоднозначной характеристикой, размытыми границами между частными, государственными и общественными интересами.

Такое явление, как конфликт интересов на государственной службе является неизбежным и полностью его избежать практически невозможно. И поэтому на законодательном уровне нашего государства предусмотрены принятие процедур его эффективного урегулирования.

Возникновению конфликтных ситуаций на государственной службе способствуют, как правило, необъективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, противоречия между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан и общества в целом.

Эффективное урегулирование конфликта интересов на государственной службе обусловлено реализацией предусмотренных Конституцией Республики Казахстан принципов защиты и охраны прав и свобод человека, внедрением механизма противодействия коррупции, формированием государственной службы как целостного государственно-правового института.

Так, в законодательстве о государственной службе предусмотрены такие ограничения как запрет на совместную работу близких родственников, находящихся в прямом или функциональном подчинении. Кроме того, лицам, занимающим ответственную государственную должность, уполномоченным на выполнение государственных функций запрещается осуществлять должностные обязанности, если имеется конфликт интересов.

И что же делать государственному служащему, который невольно оказался в такой ситуации?

Как раз в таких ситуациях государственному служащему необходимо руководствоваться статьей 51 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан», где указывается, что государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя или руководство государственного органа о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. В свою очередь, непосредственный руководитель или руководство государственного органа по обращению государственного служащего или при получении информации из других источников должны своевременно принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в том числе поручить другому государственному служащему исполнение должностных полномочий государственного служащего по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов, изменить должностные обязанности государственного служащего, принять иные меры по устранению конфликта интересов.

Вместе с тем, умышленное непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов признается дисциплинарным проступком и государственный служащий, его непосредственный руководитель и руководство государственного органа несут дисциплинарную ответственность за непринятие мер по предотвращению и урегулированию известных им случаев конфликта интересов.

И поэтому, в целях исключения конфликтных ситуаций необходимо безотлагательно принимать меры, направленные на выявление причин и условий возникновения конфликта интересов, прогнозировать динамику развития и последствий такого конфликта, детально и системно разработать способы и методы его предупреждения и разрешения, осуществить оценку эффективности его урегулирования.

Таким образом, из вышеизложенного можно резюмировать, что урегулирование конфликта интересов является не только способом обеспечения надлежащего функционирования служебных правоотношений, но и одновременно одним из важнейших антикоррупционных механизмов в деятельности государственных служащих.

Б. Накипов, уполномоченный по этике департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Кызылординской области

Кызылординские вести / Предыдущие номера 04 июль 2019 г. 760 0