Близ древнего города Сыганака в 150 километрах от Кызылорды находится мавзолей ученого и проповедника ислама в тюркских степях Хисамеддина аль-Сыгнаки. По одной из версий он был потомком Абу Бакыра, тестя пророка Мухаммеда.
Долгое время Хисамеддин аль-Сыгнаки служил имамом при мавзолее Ходжи Ахмета Яссави. Люди считали его ученым. Под старость переехал из Туркестана в родной город Сыганак (другое название Сунак).
Благое дело Хисамеддина аль-Сыгнаки продолжил его внук Хусама ад-дин ас-Сыгнаки.
В исламском мире больше известно о жизни и деятельности Хусама ад-дина на Ближнем и Среднем Востоке. Дело в том, что монгольские завоеватели, захватывая города в степи, подвергали гонениям местных ученых и просветителей, сжигали книги. Именно поэтому нет точных сведений о дате рождения Хусама ад-дина, в исторических записях указывается, что, будучи молодым, он уехал из Сыганака в Шам (Дамаск).
Большинство исследователей отмечают, что Хусам ад-дин еще в раннем детстве отличался одаренностью и склонностью к знаниям. Родился и вырос он в семье образованных людей, получил религиозное воспитание, а одним из его наставников был известный среднеазиатский ученый, имам Хафиз ад-дин аль-Бухари. До отъезда в арабские страны молодой человек получил образование в Туркестане. Тогда уроженцу Сыганака было около 30 лет.
Вот, что писал известный писатель, лауреат Государственной премии, наш земляк Дукенбай Досжан в своем историческом романе «Жібек жолы»: «Хусамеддин был уроженцем Сыганака. Детство его прошло на пыльных улицах города, где ребята гоняли собак. Мальчик рос начитанным, учился в медресе, преклонялся перед учеными. Освоив арабское письмо, писал стихи и уже в 18 лет его имя было на устах народа».
По словам биографов, ас-Сыгнаки, преуспев в научной сфере, довольно скоро сам стал наставником, обучавшим последователей мусульманскому праву и арабскому языку. Многие годы он читал лекции в духовных школах.
Времена тогда были смутные: предав огню Отырар и Сыганак, Хорезм и Бухару, монголы добрались и до Ближнего Востока. Был низвергнут Аббасидский халифат, а в 1258 году 200-тысячное войско монгольских захватчиков во главе с внуком Чингисхана Хулагу-ханом водрузило свой флаг в Багдаде.
Но и в эти тяжелые годы, когда повсюду разрушались мечети и медресе, а мусульмане враждовали друг с другом, поделившись на суннитов и шиитов, просвещенные люди призывали народ к согласию. Не оставлял надежд на лучшее и Хусам ад-дин, продолжая писать научные работы. Его целью было служение науке и исламу. Он учился сам, вносил лепту в подготовку учеников.
Со временем, когда враги были разгромлены и изгнаны, культурная и духовная жизнь в Египте, Сирии, Иране и Ираке стала возрождаться. Создавались общественные библиотеки, ученым и просветителям оказывалась поддержка властей, ожили наука, искусство, литература.
Немалый вклад в дело просвещения местного населения внес и выходец из Сыганака Хусам ад-дин. Он издал книги «Аль-Уафи», «Аль-Кафи», «Ат-Тасдид». Еще одно его произведение «Ан-Нихая» стало комментарием к труду «Аль-Хидая» среднеазиатского богослова аль-Маргинани. Известно, что «Аль-Хидая» вот уже сотни лет служит регулятором взаимоотношений в обществе.
А в рукописи «Ат-Тасдид» детально объясняются основы ислама. Труды «Ан-Наджах» и «Аль-Муфассал» Хусама ад-дина указывали на то, что ученый был также выдающимся преподавателем арабского языкознания. Но известность и слава пришли к нему после написания комментариев к религиозным книгам, а также сочинениям Абу Насыра аль-Фараби и Аристотеля. Уроженца казахской земли еще при жизни называли прославленным знатоком ханафитского мазхаба, имамом, классификатором наук.
По сведениям биографов, в жизни Хусам ад-дин был простым и скромным человеком. Он побывал во многих странах, давал уроки в Алеппо, Багдаде, Дамаске, Бухаре, Самарканде и Хорезме. Где бы ни находился ученый муж, его постоянно окружала молодежь, жаждущая знаний. Теолог прилагал колоссальные усилия, чтобы разъяснить людям содержание сложных книг простым и доступным языком.
О мудрости и рассудительности Хусама ад-дина говорит одно из его стихотворений: «Если хочешь направить кому-нибудь посла с миром, направь человека благоразумного, рожденного щедрым и вежливым. Того, кто соединит огонь и воду. И сдружит кошку и мышь».
Сегодня рукописи мыслителя можно встретить в книжных фондах разных стран мира. Некоторые копии подарены властями Египта Казахстану и хранятся в Национальной библиотеке РК в Алматы.
...В советское время в школьных учебниках «История Казахстана» утверждалось, что ислам на территории нашей республики насаждался огнем и мечом. Но это отнюдь не так. Наши предки добровольно приняли мусульманскую веру по причине предрасположенности к ней. В их числе был и мыслитель Хусам ад-дин ас-Сыгнаки, на трудах которого выросли многие ученые мира.
Недавно в Доме культуры имени М. Кокенова поселка Жанакорган состоялась Республиканская научно-практическая конференция «Хусам ад-дин әс-Сығнаки – әлем таныған ұлы ғұлама». В ней участвовали ученые, теологи, общественные деятели Казахстана, из ближнего и дальнего зарубежья. Было отмечено, что Хусам ад-дин ас-Сыгнаки, безусловно, личность мирового масштаба и его наследие требует дальнейшего изучения и развития. Гости конференции посетили также древнее городище Сыганак.
Историю народа, правдивую, основанную на реальных научных фактах, необходимо популяризировать и доносить до широких масс. Именно об этом, в частности, говорится в статье Елбасы «Семь граней Великой степи». Мысль о том, что сведения о выдающихся сынах казахской земли до сих пор таятся в летописях ушедших веков, побуждает современных ученых активизировать научные поиски.
Максут Ибрашев
Фото автора
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |