• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТАЛАНТЛИВЫЙ УЧЕНЫЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Близ древнего города Сыганака в 150 километрах от Кызылорды находится мавзолей ученого и проповедника ислама в тюркских степях Хисамеддина аль-Сыгнаки. По одной из версий он был потомком Абу Бакыра, тестя пророка Мухаммеда.

Долгое время Хисамеддин аль-Сыгнаки служил имамом при мавзолее Ходжи Ахмета Яссави. Люди считали его ученым. Под старость переехал из Туркестана в родной город Сыганак (другое название Сунак).

Благое дело Хисамеддина аль-Сыгнаки продолжил его внук Хусама ад-дин ас-Сыгнаки.

В исламском мире больше известно о жизни и деятельности Хусама ад-дина на Ближнем и Среднем Востоке. Дело в том, что монгольские завоеватели, захватывая города в степи, подвергали гонениям местных ученых и просветителей, сжигали книги. Именно поэтому нет точных сведений о дате рождения Хусама ад-дина, в исторических записях указывается, что, будучи молодым, он уехал из Сыганака в Шам (Дамаск).

Большинство исследователей отмечают, что Хусам ад-дин еще в раннем детстве отличался одаренностью и склонностью к знаниям. Родился и вырос он в семье образованных людей, получил религиозное воспитание, а одним из его наставников был известный среднеазиатский ученый, имам Хафиз ад-дин аль-Бухари. До отъезда в арабские страны молодой человек получил образование в Туркестане. Тогда уроженцу Сыганака было около 30 лет.

 Вот, что писал известный писатель, лауреат Государственной премии, наш земляк Дукенбай Досжан в своем историческом романе «Жібек жолы»: «Хусамеддин был уроженцем Сыганака. Детство его прошло на пыльных улицах города, где ребята гоняли собак. Мальчик рос начитанным, учился в медресе, преклонялся перед учеными. Освоив арабское письмо, писал стихи и уже в 18 лет его имя было на устах народа».

По словам биографов, ас-Сыгнаки, преуспев в научной сфере, довольно скоро сам стал наставником, обучавшим последователей мусульманскому праву и арабскому языку. Многие годы он читал лекции в духовных школах.

Времена тогда были смутные: предав огню Отырар и Сыганак, Хорезм и Бухару, монголы добрались и до Ближнего Востока. Был низвергнут Аббасидский халифат, а в 1258 году 200-тысячное войско монгольских захватчиков во главе с внуком Чингисхана Хулагу-ханом водрузило свой флаг в Багдаде.

Но и в эти тяжелые годы, когда повсюду разрушались мечети и медресе, а мусульмане враждовали друг с другом, поделившись на суннитов и шиитов, просвещенные люди призывали народ к согласию. Не оставлял надежд на лучшее и Хусам ад-дин, продолжая писать научные работы. Его целью было служение науке и исламу. Он учился сам, вносил лепту в подготовку учеников.

Со временем, когда враги были разгромлены и изгнаны, культурная и духовная жизнь в Египте, Сирии, Иране и Ираке стала возрождаться. Создавались общественные библиотеки, ученым и просветителям оказывалась поддержка властей, ожили наука, искусство, литература.

Немалый вклад в дело просвещения местного населения внес и выходец из Сыганака Хусам ад-дин. Он издал книги «Аль-Уафи», «Аль-Кафи», «Ат-Тасдид». Еще одно его произведение «Ан-Нихая» стало комментарием к труду «Аль-Хидая» среднеазиатского богослова аль-Маргинани. Известно, что «Аль-Хидая» вот уже сотни лет служит регулятором взаимоотношений в обществе.

А в рукописи «Ат-Тасдид» детально объясняются основы ислама. Труды «Ан-Наджах» и «Аль-Муфассал» Хусама ад-дина указывали на то, что ученый был также выдающимся преподавателем арабского языкознания. Но известность и слава пришли к нему после написания комментариев к религиозным книгам, а также сочинениям Абу Насыра аль-Фараби и Аристотеля. Уроженца казахской земли еще при жизни называли прославленным знатоком ханафитского мазхаба, имамом, классификатором наук.

По сведениям биографов, в жизни Хусам ад-дин был простым и скромным человеком. Он побывал во многих странах, давал уроки в Алеппо, Багдаде, Дамаске, Бухаре, Самарканде и Хорезме. Где бы ни находился ученый муж, его постоянно окружала молодежь, жаждущая знаний. Теолог прилагал колоссальные усилия, чтобы разъяснить людям содержание сложных книг простым и доступным языком.

О мудрости и рассудительности Хусама ад-дина говорит одно из его стихотворений: «Если хочешь направить кому-нибудь посла с миром, направь человека благоразумного, рожденного щедрым и вежливым. Того, кто соединит огонь и воду. И сдружит кошку и мышь».

Сегодня рукописи мыслителя можно встретить в книжных фондах разных стран мира. Некоторые копии подарены властями Египта Казахстану и хранятся в Национальной библиотеке РК в Алматы.

...В советское время в школьных учебниках «История Казахстана» утверждалось, что ислам на территории нашей республики насаждался огнем и мечом. Но это отнюдь не так. Наши предки добровольно приняли мусульманскую веру по причине предрасположенности к ней. В их числе был и мыслитель Хусам ад-дин ас-Сыгнаки, на трудах которого выросли многие ученые мира.

Недавно в Доме культуры имени М. Кокенова поселка Жанакорган состоялась Республиканская научно-практическая конференция «Хусам ад-дин әс-Сығнаки – әлем таныған ұлы ғұлама». В ней участвовали ученые, теологи, общественные деятели Казахстана, из ближнего и дальнего зарубежья. Было отмечено, что Хусам ад-дин ас-Сыгнаки, безусловно, личность мирового масштаба и его наследие требует дальнейшего изучения и развития. Гости конференции посетили также древнее городище Сыганак.

Историю народа, правдивую, основанную на реальных научных фактах, необходимо популяризировать и доносить до широких масс. Именно об этом, в частности, говорится в статье Елбасы «Семь граней Великой степи». Мысль о том, что сведения о выдающихся сынах казахской земли до сих пор таятся в летописях ушедших веков, побуждает современных ученых активизировать научные поиски.

Максут Ибрашев

Фото автора

Кызылординские вести / Предыдущие номера 06 июль 2019 г. 1 478 0