• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НА ОСНОВЕ ДОБРЫХ ТРАДИЦИЙ

Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых в народе и передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков.

Одной из замечательных черт казахского народа является гостеприимство. Обычаев и традиций, связанных с ним, у казахов очень много. Так, обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких, как бешбармак, казы, шужук и других, а также полезными напитками: кумыс, шубат, айран и, конечно, чай. К слову, у казахов существует обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. Считалось большим позором для хозяина не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем богат. Также было высшей бестактностью хозяев показать гостю плохое расположение духа.

У казахского народа существует множество пословиц и поговорок, связанных с гостеприимством, одна из которых гласит: «Если гость приходит, счастье в дом приводит!». Хозяева всегда стремились, чтобы гость ушел в хорошем настроении, обязательно давали в дорогу гостинец. А если в гости приходил ребенок, то его обязательно угощали чем-нибудь вкусненьким и дарили подарок. Существовало поверье, что если ребенок уйдет из гостей расстроенный, то заберет с собой счастье из дома.

Свои особенности имеет у казахов и воспитание детей. Корни их уходят в глубокую древность. Например, такой обычай, как «қырқынан шығару» (выведение ребенка из сорока дней) связан с древними представлениями о том, что первые 40 дней ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов и что они могут наслать на него болезни или подменить ребенка. Поэтому малыша до 40 дней никому не показывали, кроме самых близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл которых заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца.

Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким образом дети традиционно были любимчиками в семье. Большую роль в воспитании играл фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. В народе всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и песни. Не зря айтыс пользуется такой популярностью и в наше время. Многому дети обучались в игровой форме уже с малых лет. Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни, ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети, наблюдая за работой взрослых: дочери — за ремеслами матерей, сыновья — за делами отцов, постепенно и сами тянулись поучаствовать в процессе и помочь. Так, понемногу приобретая жизненные навыки, уже к первому жизненному отрезку — мушелю, к 12 годам, девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики — молодыми жигитами.

Воспитание девочки изначально больше было направлено на семью, привитие ей главных семейных ценностей, образованию же мальчика уделяли гораздо больше внимания, так как ему предстояло стать главой семьи, решать сложные хозяйственные вопросы.

Соблюдение приличий как старшими по возрасту, так и младшими, всегда считалось и считается высшей этикой. Примеров поведения взрослых перед младшими и наоборот, мужчин перед женщинами, женщин перед мужчинами великое множество. К примеру, младший по возрасту не пересекает дорогу старшему, свекор должен быть всегда вежливым в разговоре с келин (невестка), келин, в свою очередь, обязана быть учтивой, вежливой, соблюдать приличия в мечети и в других общественных местах, в общении с другими людьми. Учтивость — пример человеческого достоинства, проявляемого в деликатности.

В традициях и обычаях содержится множество путей и способов воспитания молодежи в уважении к старшим.

По обычаю женщины (снохи) не называли поименно своего свекра (ата), деверя (каины), золовок (кайынсинили), а подбирали им подходящие имена: «мырза кайнага», «бай-атам», «биатам», «еркем» и т.д.

 Ат тергеу — высокий показатель уважения к старшим, учтивости, обходительности. Традиция «ат тергеу» — признак взаимного уважения и почтения, существующего между снохой и родными мужа. Обходительная невестка даже супруга называет не иначе, как «отец наших детей», «хозяин дома».

Старших по возрасту не имеют права называть по имени не только снохи и остальные женщины, но и мужчины. К ним обращаются почтительно: Абеке, Ереке, Жаке и т.д., взяв за основу обращения начальные буквы имен.

Одна из замечательных традиций в жизни казахского народа – асар. Со всего аула собираются люди — от стариков до детей — и общими силами выполняют определенную работу, часто непосильную для отдельной семьи. Не прийти на объявленный асар считалось неприличным. Таким образом, сообща казахи нередко возводили дома или другие сооружения, строили жилье для молодоженов.

Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ

Кызылординские вести / Предыдущие номера 13 июль 2019 г. 279 0