Жалантос бахадур, Бухарбай, Есет, Актан… Список батыров можно продолжать. Немало их вырастила земля Сыра. Имена батыров навсегда вошли в историю. В их числе Жанкожа Нурмухаммедулы. Ставший при жизни легендой, он отдал 70 лет борьбе с врагами. Жанкожа родился в 1774 году на территории, где сегодня расположен аульный округ Арыкбалык Казалинского района. В семье он был вторым из пятерых детей. Вся его родня напрямую связана с богатырской династией. В частности, мать Кызай – младшая сестра известного каракалпакского батыра Нуртая. Дед Жанкожи – Киикбай – был женат на Тажи – младшей сестре известного героя-вое-начальника Есета тархана из рода тама Младшего жуза. Киикбай был известным в Приаралье бием и батыром, одним из верных соратников Абулхаира хана. Отец Жанкожи Нурмухаммед также был прямым потомком батыра.
Уже в 15 лет имя Жанкожи стало широко известным в народе. Осенью 1789 года двоюродный брат отца Кылышбай хан со своим войском отправился в поход на восток, чтобы вернуть свои богатства, когда-то награбленные и увезенные врагами. Юный Жанкожа в это время пас табуны лошадей. Услышав о походе, он втайне от всех оседлал скакуна и смешался с большой массой сарбазов. Кылышбай хан узнал о его присутствии, но не стал возвращать Жанкожу домой.
Враг был разгромлен, и когда войско держало путь домой, младший брат Кылышбая Куйеубай, пользуясь своим авторитетом, отнял у одного из сарбазов, сироты по имени Есенбек из рода каракесек, верблюда, пленную красавицу, скакуна и другие его трофеи. Апелляции и просьбы Есенбека к хану поддержки не нашли. Раздосадованный, он ехал позади всех и плакал. Ехавший верхом в стороне от воинов Жанкожа услышал от Есенбека о произошедшем и мигом поскакал в головную группу, где находился хан. В Жанкоже кипела злость от несправедливости родственника. На скаку он чиркнул секирой (боевым топором) у виска беззаботно ехавшего на лошади Кылышбая батыра. Хан упал с лошади.
Услышав об этой ужасной новости, отец Жанкожи Нурмухаммед обвязал ноги сына волосяным чембуром и поволок к Кылышбаю, который лежал при смерти, дабы совершить казнь…
Спустя время хан пришел в себя. Когда к нему вернулась речь, он промолвил: «Все случилось из-за моей ошибки. Если умру – ребенка не трогайте. Не перечьте ему. Лучше направьте его силу и топор, которым он бил меня, против врага. Я уверен, что отныне знаменем справедливости и защитой народа будет отважный Жанкожажан…». Так зародилась легенда.
…Прошло три года. В одной из битв каракалпакский батыр Тыкы убивает почтенного бия рода алим Жылкайдара, грабит его селение и забирает стада. Грабителей догнало войско, в котором был и Жанкожа. В поединке он убил Тыкы батыра. Еще через четыре года в походе на север Жанкожа вершит правосудие над Хангельды батыром, убивавшим казахских джигитов его аула и угонявшим скот.
…Жанкожа был способен пренебречь собственной выгодой и безопасностью, защищая справедливость. Заступаясь за простой народ, он враждовал с баями своего аула. В этот период жизни он обладал не только богатырской силой, но и организаторскими способностями и мастерством военачальника. Постепенно пришло признание, вследствие чего к нему потянулся народ. Жанкожа в роли бия разрешал споры и пользовался большим уважением. Другие бии, лишенные хлеба и взяток, задумали ликвидировать Жанкожу.
Узнав про это и обидевшись на близких и родственников, он уехал на берега Жайыка. Там он стал соратником известных батыров Есета, Ерназара, Бекета…
Шли годы. Жанкожа сильно тосковал по Родине. Казалинский батыр жадно слушал вести об ауле, о близких, а на зимовку обязательно приезжал в Каракумы, чтобы быть ближе к дому…
В первой половине XIX века на казахских землях низовий Сырдарьи господствовали беки Кокандского ханства. Алим хан правил в Сайраме и Шымкенте, его наследник Омар подчинил Туркестан. «В 1814 году в целях расширения владений вниз по течению Сырдарьи кокандцы обложили налогами и данью местных казахов, – писал русский географ, исследователь Средней Азии А.Макшеев. – Кокандцы укрепляют Сауран и строят крепости Жанакорган, Жолек, Кумискорган, Шымкорган и Коскорган. В 1817-м начинается строительство Акмечети на левом берегу Сырдарьи. Но после наводнения крепость уходит под воду, и строительство переносится на правый берег». Начинается кровавая эпоха утверждения колониальных порядков и вытеснения коренных обитателей степи с насиженных мест. Оседлые казахи не уезжают и платят дань. Однако кокандцы не останавливаются на этом – они убивают всех биев и батыров, истребляют старейшин и начальников, подвергают население Приаралья мощному гнету.
Ориентировочно в 1840 году близ Туркестана кокандцами были убиты единственный сын Курбана бия, возглавлявшего род тама, и Сарман би. Курбан би отправил гонцов к батырам трех жузов. Узнал об этом и Жанкожа. В тот же период пришло сообщение от Кенесары хана из Улытау. В 1841 году он начинает свой исторический поход на кокандских захватчиков. С
войском из 600 сарбазов, в числе которых были Тоганай, Кыстаубай, Сатыбалды, Копжасар, Бердибай, Кызылбас палуан и другие батыры, завоевал более 20 укрепленных пунктов вдоль Сырдарьи. Дойдя до Созака, Кенесары хан дал трехдневный срок на сборы войск ханов трех жузов. С пометкой, что в случае, если весть не дойдет, атаковать будет самостоятельно. Поняв истинные причины спешки, Жанкожа со своим войском за одну ночь совершил марш к Созаку. «Кене хан считает, что нас мало и сил у нас недостаточно. И наверняка думает, что мы просто не успеем к началу битвы. Значит, мы пойдем наперерез войскам, идущим на помощь кокандцам, и внезапно атакуем их», – сказал он сарбазам. Жанкожа организовал засаду в ущелье Каратау и наголову разбил 2,5-тысячное войско. Плененного Тагана батыра привезли в Созак... Далее было взятие города-крепости Созак. Об этом подвиге Жанкожи рассказывали ханские акыны, в частности, Торемурат жырау в состязаниях с акыном Догалаком…
В 30-х годах XIX столетия земли до Коскоргана (местность около нынешнего Жосалы) были наделом кокандцев. На Куандарье хивинский бек Уайс-Нияз безжалостно казнил тех, кто не платил дань. Кстати, были и те, кто предал казахов и служил хивинскому хану. Среди них
Саукым Бокеев, Ермуханбет (Елекей) Касымов, Жангазы Шергазиев, Кайыпкали Есимов.
Хивинцы построили укрепление Бескала или по-другому – Бабажан в честь руководителя. В 1839 году Бабажан, связав руки и ноги брата Жанкожи Акмырзы батыра, утопил его в Сырдарье.
Осенью 1845 года началось восстание казахов земли Сыра. Они окружили крепость и послали гонца к Жанкоже батыру. С помощью прибывшего со стороны Аральского моря Актана батыра из рода каракесек войска Бабажана были полностью разгромлены. Кровопийца был казнен, а его сына Майкару, а также Жангазы хана, предателя Рахманкула пленили и отдали на расправу Жанкоже. Он возглавил народно-освободительное движение, одну за другой громил крепости на Сырдарье и Куандарье.
В конце лета 1847 года ставленники правителя Хивы Кожа-Нияза – Елекей Касымулы и Жангазы Шергазыулы с 1500 сарбазами сожгли тысячи домов на правом берегу Сырдарьи, истребили аулы родов торткара и жакайым…
Жанкожа, находившийся на Иргизе, спешно собрал войска, по пути в Казалинск заехал в крепость Раим и попросил помощи у царской армии. Не дождавшись поддержки, батыр взял курс на переправу Каралан. Форсировав Сырдарью, Жанкожа с ходу атаковал крепость Жанкала и поджег ее. Догнал убегающих хивинцев на Куандарье и нанес им сокрушительный удар.
Казахи Приаралья настолько были истощены и устали от бесконечных набегов врагов, что только и мечтали о мирной жизни. И были вполне уверены, что это спокойствие и мир принесет дружба с царской Россией. Поэтому русских переселенцев на земле Сыра они встретили радушно.
Следует отметить, что до 1845 года Жанкожа не сталкивался с русскими. В свое время он не препятствовал строительству Раимского укрепления (Аральск), рассчитывая на русских как на союзников в своей борьбе против Коканда. Он помог русским войскам при взятии крепости Жанкала. Однако при экспансии царизма на юг рано или поздно должно было произойти столкновение Жанкожи с царской администрацией. Так и случилось.
Было несколько причин восстания местного населения. Главное – царская администрация начала переселять казацкие семьи из Оренбурга и Уральска, им предоставлялись плодородные земли по берегам Сырдарьи, вытеснялись исконные хозяева.
Несмотря на глубокую старость, Жанкожа, а ему было 83 года, вновь сел на коня и взял в руки оружие. Летом 1856 года он возглавил повстанческое движение. Сконцентрировав силы в местечке Ушоткел в Кызылкумах, в декабре 1856 года Жанкожа батыр с 1500 сарбазами начал штурм Жанкалы. Среди его соратников – Сырлыбай Шабакулы, Умбет Алимулы, Аманкожа Ауменов и другие. В восстании приняли участие все казахские роды, населявшие берега Сырдарьи. Вооружены они были топорами, дубинами и палицами, копьями и луками, некоторые фитильными ружьями.
Губернатор В.А.Перовский 1 января 1857 года отправил генерал-майора Фитингофа в Казалинск с вооруженным до зубов отрядом. К ним примкнул с полтысячей воинов Елекей Касымов.
В урочище Арыкбалык западнее Казалинска произошло решающее сражение. В рядах восставших было более трех тысяч человек, по преимуществу это была беднота, не имевшая лошадей.
Ядра пушек толпами валили сарбазов Жанкожи батыра. Тем не менее воины Жалмырзы Акмырзаулы, Сырлыбая Шабакулы и Тумыша Шожик улы проявили подлинный героизм. Жанкожа батыр, у которого ранило коня, в одиночку бился в авангарде. Его под проливным огнем едва сумели увести с поля боя Жалмырза, Бекмырза и Аргынгазы. Пришлось отступить...
Отряд Фитингофа преследовал отступающих до устья Жанадарьи. Карательные отряды отбили огромное число скота.
Весной 1860 года Жанкожа батыр, мечтавший вернуться на родную землю, прибыл в местечко Коянбай и остановился на ночлег около гор Каратыма. После привала во время кочевки он хотел присоединиться к родным. Однако его мечтам не суждено было сбыться. Услышав о том, что царская Россия бросила поиски Жанкожи, а сам батыр находится совсем близко, бывший головорез хивинского хана, а потом – царский полковник, оставивший за этот чин в заложники своего 14-летнего сына, бывший султан Елекей Касымов организовал на него покушение… Именно ему правительство поручило возглавить карательную экспедицию по окончательному уничтожению очага сопротивления. Когда аул был окружен, никто из казахских джигитов не решился напасть на его юрту, они чтили Жанкожу как святого. Надев кольчугу, видя, что сопротивление бесполезно, батыр, выйдя из юрты, поднялся на высокий камень и спокойно сел, направив лицо на запад. Пуля, направленная палачом издалека, положила конец его жизни.
До последнего дыхания Жанкожа батыр не изменял своим принципам и выбранному пути – защищал родную землю, боролся за справедливость, охранял покой и независимость своего народа, искоренял воровство, был против насилия и бесчинств. Прославившийся геройскими подвигами Жанкожа батыр превратился в легенду.
Между поселком Айтеке би и Казалинском находится мавзолей Жанкожи батыра. Его имя носит один из аулов в Казалинском районе. Памятники герою воздвигнуты в Кызылорде, Актобе и посёлке Торетам. Его именем названы улицы во многих городах Казахстана.
Знаменитому батыру посвящены многие произведения народного творчества. «Жанқожа туралы өлең» до сих пор является популярной песней у казахов. Такие жырши-сказители, как Торемурат, Мысабай, Жумабек Айбарбекулы, Нурсултан Жубаулы, Караман Султан улы за сюжетную основу своих произведений брали подвиги Жанкожи батыра.
Мазар (торткулак) Жанкожи батыра находится в 125 километрах от аула Каукей на границе с Узбекистаном. Кстати, здесь расположена пограничная застава «Қызылқұм», которой два года назад было присвоено имя доблестного полководца Жанкожи батыра.
Памятник прямоугольной формы сложен из кирпича (6х4х2,4 м),
снаружи и изнутри оштукатурен. Углы-саганы выделены пилястрами, которые над стенами завершаются остроконечными надвершиями высотой пятьдесят сантиметров. Вход в сагану оформлен как предвратное сооружение, внутреннее помещение которого перекрыто тремя расположенными в один ряд цилиндрическими «куполами» на невысоких квадратных барабанах. По верхнему краю наружных стен саганы в горизонтальной выемке выполнен орнаментальный фриз – резные изображения «қошқар мүйіз».
Жанкожа батыр настоял на том, чтобы его похоронили на границе с Узбекистаном. И даже после смерти великий полководец хотел охранять свою землю.
Неподалеку от его могилы расположен дом для приезжих, где есть комнаты для молитв и ночлега. Сюда приезжают паломники со всех уголков страны, чтобы совершить зиарат, поклониться духу батыра и попросить
благословение.
Ораз НУГМАНОВ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |