• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЛЕЧИТЬ ЗУБЫ ИЛИ БИЗНЕС?

 Были времена, когда почти во всех школах были стоматологические кабинеты, работали государственные клиники - в девяностых годах прошлого столетия они были приватизированы.

Стомкабинеты в школах закрылись, и вот спустя десять с лишним лет около восьмидесяти процентов детей идут в первый класс с кариозными заболеваниями. Между тем по стандарту Министерства здравоохранения в каждой школе, где учатся восемьсот и более детей, должен быть стоматологический кабинет. У нас эта проблема начала решаться, но перспективы пока
туманные.

- В Кызылорде государственная стоматологическая поликлиника открылась в 2014 году, - говорит главный врач областного консультативно-диагностического центра Кенжеали Тлеулиев. - В 2017 году в результате реформ она присоединилась к нашему центру и стала стоматологическим отделением, что открыло для стоматологической службы новые
 возможности.

- За короткий отрезок времени мы создали кабинеты в двадцати пяти школах Кызылорды, - продолжает мой собеседник.

Ясное дело, что каждый такой кабинет требует финансовых вложений - это покупка оборудования, ремонт, зарплата медработникам. Деньги на это по принципу тендерных закупок выделяет Фонд социального медицинского страхования. Выигравшая тендер частная или государственная поликлиника оказывает услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи детям, беременным женщинам, пенсионерам, инвалидам, социально уязвимым слоям населения.

Если рассуждать логически, то диагностический центр с хорошей материально-технической базой, специалистами, многолетним опытом должен быть единственным фаворитом конкурса. Однако часть объема, причем бывает, что немалую, на оказание стоматологических услуг зачастую выигрывают и частные клиники.

Вроде ничего в этом странного нет. Правила проведения тендера одинаковые для всех, но почему комиссия принимает решение в пользу медучреждения, все имущество которого состоит из арендованных стоматологических кресел и небольшого офиса? Плюс к этому во многих клиниках встречаются нарушения, из-за которых их вообще нельзя допускать к участию в тендерных закупках. Поэтому и нет гарантий, что деньги, которые они получают из Фонда медицинского страхования, будут использованы по назначению. Конечно, этим вопросом должны заниматься другие органы, но здесь есть над чем поразмышлять.   

Частные клиники у нас - это, в основном, небольшие кабинеты, разбросанные по всей Кызылорде.

А вот диагностический центр - структура государственная с филиалом, кабинетами в шести поликлиниках, двадцати пяти школах. Разве не целесообразнее выбирать организацию у которой так развита сеть и работает куда эффективнее?

Читателям может показаться, что так считает только автор этих строк, но руководству диагностического центра удалось доказать это в суде и тендерной комиссии.

В этом году положение может измениться, потому что на диагностический центр поступают жалобы во многие государственные органы. Индивидуальные предприниматели просят передать часть стоматологических кабинетов в школах в их руки, мотивируя свой позыв лечить детей тем, что государственные корпорации не должны создавать препятствий для развития малого и среднего бизнеса. На стороне частных клиник выступают областной департамент Комитета по регулированию естественных монополий и НПП «Атамекен». Оказывается, анализ, проведенный ими, показал, что рынок оказания частных стоматологических услуг в нашей области хорошо развит, поэтому на нем не должна присутствовать государственная организация.

В результате была инициирована проверка, по итогам которой руководство диагностического центра получило предписания, но не выполнило их, а подало в суд на антимонопольный комитет и выиграло дело.

На этом, по идее, должно все закончиться, претензий к диагностическому центру нет, но в новом учебном году без стоматологических кабинетов могут остаться тринадцать школ. Городской отдел финансов под давлением антимонопольного комитета аннулировал соглашение между центром и школами по которому разрешалось брать на безвозмездной основе в аренду кабинеты и переделывать их в стоматологические.

К тому же сейчас идет речь об отмене еще одного приказа, и если это случится, то без стоматологических кабинетов останутся оставшиеся двенадцать школ. На кону стоит не только вся проделанная работа, но и здоровье наших детей, потому что частникам еще предстоит доказать свое умение справиться с взятыми на себя обязательствами. В то же время десятки врачей останутся без работы.

- Когда я работал в школе, кабинет стоматологии у нас был государственным, - говорит заслуженный учитель РК Марк Захарович Подольский. - После приватизации его закрыли, с частниками я не встречался, но по примеру других школ могу сказать, что они не в силах выполнить все обязательства. Стомкабинеты в школах обязательно должны быть просторными, стерильными и с современным оборудованием на котором будут работать квалифицированные кадры. Выполнить такие условия в силах только государственные
организации...

- В 2017 году в стоматологической службе у нас было около ста шестидесяти человек, - сказал К. Тлеулиев. - Сейчас специа-
листов около ста, и, возможно, придется сокращать штат, если кабинеты в школах закроют.

Зачем это делать, если стоматологическая служба у нас и без того пришла в упадок из-за приватизации? И вот опять перед нами те же самые грабли.

Конечно, для бизнесменов будет выгоднее, если в тендере диагностический центр будет участвовать без весомого аргумента - кабинетов в двадцати пяти школах. В таком случае получить деньги будет гораздо проще, но есть ли гарантии, что частные клиники продолжат работу со школами? Ведь история показала, что после приватизации ни одна частная клиника не рвалась работать в образовательных учреждениях.

- Мы инвестировали в стоматологическую службу средства диагностического центра и хотим, чтобы в каждой школе, где восемьсот и более учеников, работал стоматолог, - говорит руководитель ОКДЦ. - Если закуп пройдет без всяких неожиданностей, то работа продолжится.

У нас три с лишним десятка стоматологических клиник, что, в принципе, не так уж и много. В больших городах, например, в Алматы, Нур-Султане, вывеску «Стоматология» можно встретить очень часто, но, несмотря на такую концентрацию частных клиник, работают государственные. В Атырауской и Жамбылской областях в школах работают государственные стоматологические кабинеты. Там представителям антимонопольных органов и палаты предпринимателей даже в голову не приходит говорить, что рынок оказания стоматологических услуг перенасыщен и никто с такой заинтересованностью не лоббирует интересы частных клиник, вытесняя
государственные. 

Тем более, что в этом году диагностический центр планирует реализовать проект государственно-частного партнерства, который включает поставку больше двадцати стоматологических установок в школы и приобретение передвижного стоматологического кабинета, чтобы услуги этого профиля стали доступными для близлежащих населенных пунктов и небольших школ. Интересно, почему ни одна частная клиника не решилась на такой проект? У нас большая часть населения области - сельские жители и далеко не в каждом ауле есть стоматолог. Стомкабинет на базе автомобиля позволит им консультироваться у специалистов и лечить зубы на местах.

Конечно, препятствовать развитию бизнеса нельзя. Но можно ли втыкать палки в колеса тем, кто по-настоящему заботится о здоровье наших детей? Медицина - это материя тонкая. Вы согласитесь делать операцию на сердце в двухкомнатной квартире у врачей, о которых вам ничего неизвестно?

Кирилл ДЕНИСОВ

Кызылординские вести / Предыдущие номера 10 август 2019 г. 315 0