Памятник великому казахскому батыру Кобланды установлен в Кызылорде в начале улицы Коркыта ата напротив мечети Айтбая. Один из его авторов – талантливейший художник и скульптор наш земляк Муратбай Умбетов. К сожалению, он недавно ушел из жизни.
Вклад Муратбая Умбетова в копилку культурного наследия области весомый: в области насчитывается около двадцати созданных им скульп-тур. Самые известные композиции в областном центре – «Три писателя» и «Мухтар Ауэзов», бюсты из бронзы академика Шахмардана Есенова и политического и общественного деятеля Мустафы Шокая.
Скульптуру Кобланды батыра ваять ему помогали сыновья. Работа удалась и выполнена профессионально.
Кобланды батыр – великий сын казахского народа, участвовавший с другими батырами в сражениях с врагами, защищая народ от захватчиков. После археологических раскопок, проведенных в Актюбинской области еще в советские годы, ученые установили, что он жил в XV веке. Позже в московской лаборатории антропологической реконструкции воссоздали облик Кобланды батыра. Это изображение было использовано, когда ваяли скульптуру. Высота памятника в Кызылорде более шести метров, каркас у него бетонный, а сама скульп-тура покрыта медью, весит композиция около 14 тонн.
Долгое время Кобланды батыра считали вымышленным персонажем. На протяжении нескольких веков предания о нем не стареют. Сейчас достоверно известно, что Кобланды батыр — реальный человек, живший в XV веке, в период распада Золотой Орды.
В былинах и сказаниях он обычно именуется «каракыпчак Кобланды». Также сообщается, что он был крупным военачальником. Ему посвящен героический эпос казахского народа «Кобланды батыр». Существуют 29 вариантов этого эпоса. Самый обширный — вариант Марабая. Это художественное произведение основано на исторических событиях. В нем встречаются имена реальных людей и названия местностей.
В героическом эпосе, былинах и сказаниях Кобланды батыр предстает в образе непобедимого воина. Он не разделял своих соотечественников по родам, а любил и защищал всех степняков, не спрашивая.
Когда Кобланды батыр убил в степи Дайыркожу по прозвищу Акжолби, старейшины племени аргынов потребовали от Абулхаир хана выдать убийцу. Правитель отказал им. Это событие послужило одной из причин откочевки султанов Керея и Жанибека в Моголистан, где они образовали Казахское ханство.
Кобланды батыр принимал участие в политической жизни Ногайской Орды. Он участвовал в походе на Казань, воевал с потомком Едиге бия — Альшагиром. Сын Альшагира Орак батыр убил Кобланды батыра.
В 1969 году останки батыра были подняты из склепа, что находился в Кобдинском районе Актюбинской области, и перевезены в Алматы, где попытались восстановить облик героя. Но долгое время это было невозможно. Лишь по прошествии многих лет лик Кобланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. Это был воин 45–50 лет с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки.
Известны 29 вариантов эпоса в стихотворной форме. Из них 26 — о ратных подвигах Кобланды, три посвящены Богенбаю и Киикбаю, сыновьям батыра. В эпосе «Кобланды батыр» для передачи чувств и настроений героев, описания событий и явлений использовались различные художественные приёмы: образные сравнения, эпитеты, гиперболы, антитезы и другие. Структура эпоса «Кобланды батыр» лаконична, редко встречаются повторы и отступления.
Варианты эпоса «Кобланды батыр», переданные жырау-жыршы Марабаем, Мергенбаем, Биржаном, Айсой, Нурпеисом, Шапаем, Мурыном, Досжаном, Кулзаком, Кошелеком, Нуртуганом, отличаются друг от друга, однако общим для них остаётся эпическое отражение народной жизни. В основе сюжета борьба батыра Кобланды, предводителя кипчаков, с захватчиками.
Традиционные эпические мотивы — чудесное рождение героя от престарелых родителей, героическое сватовство (победа в состязаниях женихов) и женитьба на красавице Куртке (типичная эпическая фигура жены — мудрой советчицы), воспитавшей для мужа богатырского коня Тайбурыла. В походах Кобланды помогают батыры Караспан и Орык, дочь хана Кобикты Карлыга, которая избавила батыров от ханского плена. Кобланды отказывает в любви Карлыге, и она в гневе ранит его. Карлыгу усмиряет лишь сын героя Богенбай.
Для поэтики эпоса «Кобланды батыр» характерны плачи матери, сестры и жены героя во время разлуки с ним. Самый древний вариант эпоса «Кобланды батыр» не сохранился. В XIX веке эпос записывали со слов сказителей и акынов (Марабая, Мергенбая, Биржана, Нурпеиса, Мурына, Шапая, Досжана, Кабыла, Суюншала, Даулетше и др.). Исследователями выделяется вариант Даулетше, который по идейно-художественным достоинствам близок к варианту Марабая, записанному со слов сказителя Ибраем Алтынсариным.
Марат КЕНЕС
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |