• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ХРАБРЫЙ БАТЫР КОБЛАНДЫ

Памятник великому казахскому батыру Кобланды установлен в Кызылорде в начале улицы Коркыта ата напротив мечети Айтбая.   Один из его авторов – талантливейший художник и скульптор наш земляк Муратбай Умбетов. К сожалению, он недавно ушел из жизни.

Вклад  Муратбая Умбетова в  копилку культурного наследия области весомый: в области насчитывается около двадцати созданных им скульп-тур. Самые известные композиции в областном центре – «Три писателя» и «Мухтар Ауэзов», бюсты из бронзы академика Шахмардана Есенова и политического и общественного деятеля Мустафы Шокая.

Скульптуру Кобланды батыра ваять ему помогали  сыновья. Работа удалась и выполнена профессионально.

 Кобланды батыр – великий сын казахского народа, участвовавший с другими батырами в сражениях с врагами, защищая народ от захватчиков. После археологических раскопок, проведенных в Актюбинской области еще в советские годы, ученые установили, что он жил в XV веке. Позже в московской лаборатории антропологической реконструкции воссоздали облик Кобланды батыра. Это изображение было  использовано, когда ваяли скульптуру. Высота памятника в Кызылорде более шести метров, каркас у него бетонный, а сама скульп-тура покрыта медью, весит композиция около 14 тонн.   

Долгое время Кобланды батыра считали вымышленным персонажем. На протяжении нескольких веков предания о нем не стареют. Сейчас достоверно известно, что Кобланды батыр — реальный человек, живший в XV веке, в период распада Золотой Орды.

В былинах и сказаниях он обычно именуется «каракыпчак Кобланды». Также сообщается, что он был крупным военачальником. Ему посвящен героический эпос казахского народа «Кобланды батыр». Существуют 29 вариантов этого эпоса. Самый обширный — вариант Марабая. Это художественное произведение основано на исторических событиях. В нем встречаются имена реальных людей и названия местностей.

В героическом эпосе, былинах и сказаниях Кобланды батыр предстает в образе непобедимого воина. Он не разделял своих соотечественников по родам, а любил и защищал всех степняков, не спрашивая.

Когда Кобланды батыр убил в степи Дайыркожу по прозвищу Акжолби, старейшины племени аргынов потребовали от Абулхаир хана выдать убийцу. Правитель отказал им. Это событие послужило одной из причин откочевки султанов Керея и Жанибека в Моголистан, где они образовали Казахское ханство.

Кобланды батыр принимал участие в политической жизни Ногайской Орды. Он участвовал в походе на Казань, воевал с потомком Едиге бия — Альшагиром. Сын Альшагира Орак батыр убил Кобланды батыра.

В 1969 году останки батыра были подняты из склепа, что находился в Кобдинском районе Актюбинской области, и перевезены в Алматы, где попытались восстановить облик героя. Но долгое время это было невозможно. Лишь по прошествии многих лет лик Кобланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. Это был воин 45–50 лет с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки.

Известны 29 вариантов эпоса в стихотворной форме. Из них 26 — о ратных подвигах Кобланды, три посвящены Богенбаю и Киикбаю, сыновьям батыра. В эпосе «Кобланды батыр» для передачи чувств и настроений героев, описания событий и явлений использовались различные художественные приёмы: образные сравнения, эпитеты, гиперболы, антитезы и другие. Структура эпоса «Кобланды батыр» лаконична, редко встречаются повторы и отступления.

Варианты эпоса «Кобланды батыр», переданные жырау-жыршы  Марабаем, Мергенбаем, Биржаном, Айсой, Нурпеисом, Шапаем, Мурыном, Досжаном, Кулзаком, Кошелеком, Нуртуганом, отличаются друг от друга, однако общим для них остаётся эпическое отражение народной жизни. В основе сюжета борьба батыра Кобланды, предводителя кипчаков, с захватчиками.

Традиционные эпические мотивы — чудесное рождение героя от престарелых родителей, героическое сватовство (победа в состязаниях женихов) и женитьба на красавице Куртке (типичная эпическая фигура жены — мудрой советчицы), воспитавшей для мужа богатырского коня Тайбурыла. В походах Кобланды помогают батыры Караспан и Орык, дочь хана Кобикты Карлыга, которая избавила батыров от ханского плена. Кобланды отказывает в любви Карлыге, и она в гневе ранит его. Карлыгу усмиряет лишь сын героя Богенбай.

Для поэтики эпоса «Кобланды батыр» характерны плачи матери, сестры и жены героя во время разлуки с ним. Самый древний вариант эпоса «Кобланды батыр» не сохранился. В XIX веке эпос записывали со слов сказителей и акынов (Марабая, Мергенбая, Биржана, Нурпеиса, Мурына, Шапая, Досжана, Кабыла, Суюншала, Даулетше и др.). Исследователями выделяется вариант Даулетше, который по идейно-художественным достоинствам близок к варианту Марабая, записанному со слов сказителя Ибраем Алтынсариным.

Марат КЕНЕС

Кызылординские вести / Предыдущие номера 15 август 2019 г. 1 507 0