Из войлока можно создавать не только валенки, шапки или сумки. Колючий, жесткий, серый материал в руках Айданы Алайдаровой превращается в нежные шарфы, палантины, картины, игрушки и даже детали интерьера…
– Войлок – удивительный по своим свойствам материал, – говорит
А. Алайдарова – старший преподаватель кафедры профессионального
обучения КГУ им. Коркыта ата. – Это очень пластичный материал. Раньше я считала его жестким. Но когда стала с ним работать, то в корне изменила свое мнение. Многие валяльщицы покорены этим дивным материалом – овечьей шерстью – и нарекли ее «пушистой глиной». Валяние шерсти, независимо от способа, это приятное рукоделие, от которого невозможно
отвлечься!
Искусству фелтинга (именно так называется техника работы с шерстью) Айдана научилась несколько лет назад в Шымкенте у семьи Беисбековых, известных мастеров прикладного искусства. Как признается моя собеседница, учиться фелтингу требовала работа на кафедре дизайна, преподаватель обязан освоить разные виды прикладного искусства, чтобы вести практические занятия. Но в процессе обучения в душу запал именно войлок.
– Он покорил меня своими свойствами. Ведь это, действительно, настоящее волшебство, когда обычные пучки шерсти в твоих руках превращаются в неповторимое изделие, – улыбается Айдана. – При слове «валяние» большинству людей приходят на ум только валенки и шляпки. Но, на самом деле, фелтинг – одна из богатейших техник рукоделия.
Айдана уверена, что предела совершенству нет. Поэтому постоянно принимает участие в мастер-классах известных мастеров прикладного искусства. Она – ученица Айжан Беккуловой, которая является председателем Союза ремесленников Казахстана и активно занимается возрожде-
нием народных ремесел. Сотрудничала и работала с известным киргизским дизайнером Татьяной Воротниковой.
– Мне очень везло в жизни с учителями. Эти уникальные люди помогли мне сформироваться как художнику, – говорит Айдана.
Изделия Айданы постоянно выставляются на международных конкурсах, она призер различных конкурсов прикладного искусства. Недавно участвовала в презентации народных промыслов в столице Монголии Улан-Баторе. Ее одежда, картины, игрушки, выполненные в технике нунофелтинга, когда шерсть смешивают с тканями, чаще всего с шелком, пользовались большим спросом у посетителей выставки.
– У людей появился большой интерес к изделиям народного творчества, выполненным вручную, – говорит Айдана. – Но зачастую интерес к ремеслам ограничивается лишь музейно-выставочными экспозициями. Носителей народных ремесел не так много. Поэтому так важно поддерживать и развивать на государственном уровне прикладное искусство. Сегодня ремесла и художественные промыслы можно смело отнести к разряду нацио-
нального наследия, которое надо беречь, сохранять и приумножать. Скажу больше, многие люди говорят, что, если бы на рынке были доступные по цене и интересные по дизайну костюмы, то они с удовольствием бы их носили. И здесь для войлочных нарядов – большой простор. Сейчас многие мастерицы, продолжая традиции предков, стали использовать этот материал для создания экологичных и практичных изделий, изготовленных в национальном стиле.
У валяльщиц есть немало секретов для создания уникальных изделий. В частности, когда речь идет о дополнительном декоре, который преображает изделие, делает его авторским. Есть свои секреты и у нашей героини. К слову, в работе Айдана использует технику мокрого валяния, когда шерстяное изделие накрывают тканью, сбрызгивают водой и натирают куском мыла. Именно валяние превращает слои шерсти в крепкую ткань. Причем в процессе валяния можно увидеть недочеты, к примеру, где нужно добавить шерсти, а где ее
многовато.
– Создавать одежду из войлока – занятие нелегкое, порой даже нудное. Но когда любуешься на конечный результат, понимаешь, что корпела не зря. Для начала выкладывается на подклад шерсть. От мотков шерсти отрываю небольшие кусочки и выкладываю их на материал. Слои шерсти кладутся в разных направле-
ниях внахлест, это придает вещи прочность. От того, какой будет раскладка и сколько слоев выложено, будет зависеть и толщина изделия и его форма. Из шерсти можно не только делать ткань и игрушки, шерстью можно рисовать. Мне нравится создавать картины из войлока. Тем более, что сейчас шерсть выпускается в огромном количестве цветов, так что можно выбрать себе палитру, а при необходимости и создать свой цвет, смешав несколько оттенков.
А. Алайдарова чаще всего рабо-тает в технике нунофелтинга. С ее помощью можно «подружить» шерсть с легкими тканями: шелком, шифоном, органзой, получая необычные фактуры и визуальные эффекты. В результате такого сочетания получаются необыкновенно мягкие и элегантные вещи. Так что валяная одежда –
необязательно плотная и тяжелая.
– Кстати, с помощью этой техники можно не только создать новую вещь, но и несложно преобразить старую, потерявшую привлекательный вид или испорченную, – улыбается Айдана. – Слышала недавно от коллеги, что ее знакомый очень сокрушался по поводу протершейся войлочной обуви. А ведь ее можно легко реставрировать и даже декорировать и видоизменить.
– Сколько времени уходит на создание, например, шарфа или платка?
– По-разному. Бывает, что неделя уходит только на обдумывание, а порой садишься и за несколько часов создаешь вещь. Тем более, если шарф изготавливаешь в технике нунофелтинг с использованием шелковых
нитей.
– Откуда черпаете вдохновение?
– Нередко войлок сам подсказывает будущий узор. В процессе работы изделие постепенно само принимает необходимую форму. Иногда то, что выйдет в результате – невозможно предсказать. Выкладываешь один узор, рисуешь орнамент, но войлок живет своей собственной жизнью, в итоге получаются интересные переходы цвета, фактуры, которые невозможно задать, как компьютерной программе. Поэтому я и люблю войлок за его непредсказуемость.
– Говорят, что войлок обладает и лечебным свойством. Правда?
– Изделия из натуральной шерсти очень полезны. Шерсть во все времена ценилась за свои целебные свойства. Если у меня или моих домочадцев начинает болеть горло, то лучшее средство – это шарфы из войлока на ночь. Овечья шерсть богата ланолином – природным воском, удивительным образом испаряет и поглощает влагу, оставаясь при этом сухой. Именно это уникальное свойство использовали при лечении простуд, воспалений суставов, заживлении переломов и ран... Казахи издавна говорили: болит голова – надень войлочную шапку, недомогание – полежи на
войлочном ковре. Народные целители даже советуют почаще носить на босу ногу тапочки из войлока или время от времени ставить ноги на войлочный коврик, потому что шерсть успокаивает нервы и расширяет сосуды, улучшают кровообращение. Современная медицина также признает непревзойденные свойства войлока, а особенно войлочной обуви, которая не только массажирует стопу, улучшает кровообращение и снимает напряжение, но и благодаря дышащей структуре препятствует возникновению грибковых заболеваний. Когда-то войлок был самым распространенным текстилем для многих народов и пользовался огромной популярностью. Его использовали не только в быту, но и в медицине, военном деле и даже
строительстве.
А. Алайдарова знает многое об обрядах казахов, связанных с войлоком, а точнее, с коврами из войлока.
– Традиционный процесс изготовления войлочного ковра включает такие этапы, как чистка и промывка шерсти, расчесывание и покраска, раскладка и взбивание прутьями, нанесение узоров из шерсти, – рассказывает она. – Если требовалось сделать большой ковер, то хозяйка, заготовив достаточный запас шерсти, приглашала родственниц и соседок. Это было и общение, и совместный труд, сопровождавшийся многочисленными традициями и обрядами. К примеру, очень часто хозяйка прятала в шерсть кусок ткани, завязанный в узел. При взбивании этот кусок цеплялся за прут какой-либо женщины, означая выпавшую ей удачу. В ответ на это она должна была организовать застолье с угощениями. Иногда в середину рулона шерсти наливали ложку молока или кефира со словами: «Пусть будет белая благодать от Всевышнего». Когда ковер был готов, его не разворачивали до тех пор, пока хозяйка не даст коримдик – откуп за смотрины. А перед разворачиванием, ковер посыпали пшеницей со словами: «Пусть будет много пшеницы», – рассказывает Айдана. – Очень интересна традиция «қой басты», связанная с процессом кошмоваляния. Процесс очень трудный, долгий. Шерсть взбивают, стирают, сушат, красят, варят, укладывают, скручивают… При этом переходят от одного дома в другой, остановившись возле какого-то дома, в один голос говорят: «Қой
басты», то есть, «Твой дом наполнен баранами». Услышав это, хозяйка выходит из дома и выносит кошмоваляльщикам угощение – кумыс, баурсаки, курт... С ней связана и другая традиция – «тулақ шашу», которая проводится при взбивании шерсти. До и после работы хозяйка готовит специальное угощение для женщин, взбивающих шерсть.
Отметим, что в народных промыслах казахов войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди не только одевались в войлочную одежду, делали ковры или предметы быта, казахи считали, что войлок обере-
гает от злых духов. Интерьер казахской юрты включал различные предметы из войлока: текеметы, сырмаки, тускиизы, а также чехлы и сумки для перевозки хозяйственной утвари, посуды и одежды. Сейчас один из самых старых, традиционных материалов вновь приобретает актуальность: полузабытое народное ремесло возрождается.
– Для нас, потомков кочевников, войлок был всегда важным, жизненно необходимым материалом. Он и сейчас остается актуальным. Вещи, изготовленные из войлока, прекрасно вписываются в любую обстановку, в любой интерьер. Современным женщинам очень нравится старинный материал в новом обличье. Идей у меня множество – только успевай воплощать. Войлок – экологичный, многофункциональный материал. Вещь, изготовленная из него, несет тепло,
добро, радость, особенную энергию. Соприкоснувшись однажды с техникой войлоковаляния, вы уже не сможете остаться равнодушными, – говорит Айдана. – Пластичный материал обретает форму и впитывает тепло человеческих рук, которое живет в каждом изделии.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |