«Если есть душа, то она наверняка звучит, как кобыз», – считает руководитель кружка кобыза Дома жырау Кармакшинского района Зияда Жанабергенова.
Кобыз Зияда выбрала не случайно. Ее отец долгие годы работал на мемориальном комплексе Коркыта ата. С раннего детства она много слышала о великом Коркыте, его музыке, происхождении кобыза. А судьбоносная встреча с известной скрипачкой, профессором Айман Мусаходжаевой окончательно определила ее дальнейшую профессиональную судьбу. Именно Мусаходжаева заметила талант к музыке и посоветовала девушке поступить в Казахский национальный университет искусств в Астане. Окончив с отличием вуз, Зияда вернулась домой, чтобы обучать игре на кобызе талантливых ребят из своего аула.
– Этот древний инструмент я взяла впервые в руки, когда мне было четырнадцать лет. Поздновато, но я освоила кобыз очень быстро. Думаю, это не что иное, как генетическая память, – говорит Зияда. – Могла выбрать любой другой инструмент, к примеру, домбру. Но в душу запал именно кобыз. Считаю, что домбра – летописец повседневной жизни, у нее жизнеутверждающая энергетика, а кобыз – разговор с высшими силами. Кобыз –
инструмент необыкновенно выразительный по богатству тембра. Его сравнивают с лебедем – на эту птицу он похож и своей формой, и своим звуком, напоминающим лебединый крик. А мне кажется, что в звуках кобыза слышен человеческий голос. Если в звучание оркестра домбра добавляет драматизма, жетиген – нежность и лирику, то кобыз передает глубину и философию. Кобыз затрагивает потаенные струны души.
Зияда признается, что играть на кобызе непросто. Струны кобыза не прилегают к опоре, как на других смычковых, нельзя прижать к грифу и извлечь звук. Из-за характерного изгиба струны парят в воздухе, а исполнителю приходится работать с ними, защипывая ногтями на весу, что и создает этот необычный, объемный, тревожащий душу звук.
– Наше профессиональное заболевание – состояние ногтей, – улыбается Зияда. – Но когда начинаешь наигрывать на кобызе любимые мелодии, о неидеальном маникюре совсем не жалеешь.
По словам собеседницы, раньше кобыз откровенно был на периферии музыкальной культуры. Все признавали, что кыл-кобыз с двумя конскими струнами – это наши корни, древний степной инструмент. Он присутствовал во всех оркестрах. Но на нем мало кто хотел играть.
– Сейчас желающих освоить этот таинственный музыкальный инструмент немало, – говорит собеседница. – Среди моих учеников не только дети, но и взрослые, несмотря на то, что это очень сложный и чувствительный
инструмент.
Зияда не согласна с мнением некоторых «знатоков» утверждающих, что на кобызе сложно сыграть что-то красивое и завораживающее. Красивое звучание кобыза в ее исполнении дарит незабываемые эмоции. В репертуаре Зияды – композиции великих композиторов бескрайней степи. Они в точности передает всю силу и полноту чувств.
– Сейчас наступает эра кобыза, – уверена Зияда. – Все больше артистов обращаются к этому инструменту, все чаще можно услышать его глубокий, сакральный, можно сказать, шаманский звук. Я прилагаю все усилия, чтобы популяризировать кобыз и великое наследие Коркыта.
Зияда очень любит исполнять кюи Коркыта ата: «Қорқыт сарыны», «Қорқыт толғауы», «Қоңыр», «Башпай», «Әуіппай-әуіппай», «Тарғыл тана», «Елім-ай, халқым-ай», «Ұшардың ұлуы», «Байлаулы киіктің зары», «Желмая». Она знает историю создания многих из них.
– Например, кюй «Башпай» – один из последних кюев Коркыта, – говорит З. Жанабергенова –
Возвратившись из путешествия в поисках бессмертия, Коркыт на Сырдарье, расстелив попону, исполняет на кобызе свои мелодии. По берегу реки к нему приходит младшая сестра Актамак и приносит еду. Во время трапезы начинается сильный ветер, по реке побежали волны, и Коркыт нечаянно задел сестру пальцем ноги. Он расстроился и под впечатлением того досадного случая написал кюй. Произведение свидельствует об особом уважительном и трепетном отношении в степи к дочерям и вообще девушкам. У каждого произведения своя история. Например, кюй «Желмая» посвящён верблюжонку, которого подарили Коркыту. Коркыт растил его как ребенка. Верблюжонок подрастал и везде следовал за старцем. Создавая же кюй «Елім-ай, халқым-ай» Коркыт желал спокойствия и благополучия своему народу.
Интересна история создания кюя «Ұшардың ұлуы». У одинокой старухи был единственный сын-охотник. На быстроногом скакуне он с гончей по кличке Ұшар охотился в пойме Сырдарьи. Вскоре он погиб при неизвестных обстоятельствах, и по обычаю предков аул перекочевывает. На новом месте старуха вскоре обнаружила, что пропала гончая, и отправилась на ее поиски. Вернувшись на место прежнего стойбища, она увидела собаку у могилы своего хозяина.
Благодаря кобызу Зияда стала изучать наследие Коркыта, своим ученикам всегда приводит в пример его заветы и афоризмы.
– Коркыт считал, что самое опасное для человека – потерять нравственность, – говорит кобызистка. – Я учу не только играть на кобызе, но и стараюсь воспитывать в детях общечеловеческие ценности. Это прекрасно, что музыкальные кюи Коркыта вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель – через музыкальное искусство знакомить мир с казахской культурой и выводить ее на новый уровень.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |