– Ювелир должен быть не только талантливым, но и усидчивым, – считает мастер ювелирного дела, кызыл-
ординец Бекзат Жакипов. – Создание украшений – тонкая работа. Мастер должен обладать чувством стиля, эстетическим вкусом и большой фантазией.
Он – ювелир с 30-летним стажем. К нему за реставрацией или изготовлением эксклюзивных изделий из золота и серебра обращаются не только земляки, но и жители других городов и стран.
Бекзат с удовольствием рассказывает о специфике своей работы.
– Ювелирное дело – очень кропотливая работа, которая требует немалого терпения и, конечно, безграничной фантазии. Обладателю нашей профессии важно уметь хорошо рисовать, чтобы выразить на листе бумаги то украшение, которое хочешь получить в итоге. Это очень тонкая работа.
Мой собеседник по специальности художник-ювелир, учился в КГУ им. Коркыта ата. Учебе в местном вузе предшествовало обучение в художественной школе в Алматы. Так что свое дело он знает на все 100 процентов. Он дипломированный профессионал. Но не в дипломе дело. А в том, что ювелирное искусство, как говорит Бекзат, у него в крови, так как им занимались прапрадед, прадед, дед и отец. Бекзат продолжает дело предков и себя в другой профессии не представляет.
– Сколько времени уходит на одно украшение?
– Наверное, я отношусь к своему делу с особой фанатичностью. Могу часами работать, чтобы работа была безупречной. Ручная работа всегда в цене. Сейчас востребованы украшения с национальным колоритом. Помимо эстетики, всегда делаю упор на качество изделия, чтобы оно служило долго, передавалось из поколения в поколение. Поэтому иногда на изготовление специального заказа может уйти и неделя. А в среднем два-три дня.
– С каким металлом больше всего любят работать ювелиры?
– Чаще всего с серебром. Этот металл очень полезен для здоровья. Из него можно сделать любую ювелирную модель. А вот золото – более жесткий материал, не такой податливый, как серебро. Но в принципе, могу работать с любым материалом. Было бы вдохновение.
Перед тем, как приступить к работе, Бекзат рисует эскиз. Согласовывает его с заказчиком. Иногда идея приходит сразу во время разговора с клиентом. Мастер признается, что порой приходится быть психологом, чтобы понять, какое изделие подойдет клиенту, раскроет его характер. И чаще всего клиенты с ним соглашаются.
– Несмотря на солидный стаж работы, я продолжаю учиться, ведь нет предела совершенству, – говорит Бекзат. – Изучаю работы казахских зергеров. Должен сказать, что изделия, которые создавали наши предки, уникальны. Изучая образцы работ зергеров прошлого, можно проследить развитие народного ювелирного искусства с древнейших времен до наших дней. Я стараюсь бережно хранить традиции, совмещая в работе старое и новое. Свое дело я воспринимаю как творчество, а не
ремесло.
– Каков путь от эскиза к созданию украшения?
– Начало жизни любого ювелирного изделия состоит из нескольких этапов. Сперва нужно изготовить точный эскиз, – делится мастер. – Затем приступаю к работе с металлом: идет отливка, процесс проката проволоки. Далее – обжиг… Процесс длительный, цикличный. Когда материал готов, начинается изготовление изделия. Украшение выпиливаю нужной формы. После этого металл проходит процесс пайки, чтобы не было видно швов. Дальше можно чеканить узор. Потом украшение шлифуют, полируют. Нюансов очень много. Но когда клиент уходит довольным – понимаю, что работаю не зря.
Бекзат знает многое об истории казахского ювелирного искусства. Демонстрирует свои изделия, рассказывает историю каждого.
– Женские украшения казашки носили не только для красоты, они обозначали ее положение в обществе, выполняли роль амулетов или оберегов, – говорит он. – В казахском ювелирном искусстве существует множество видов серег, колец, подвесок, застежек, поясов, браслетов… Стилистика ювелирных изделий весьма разнообразна. Материал, форма, орнамент изделия несут определенный смысл. Казахские украшения могли рассказать о своей хозяйке практически все: замужем она или нет, каков ее возраст, откуда она родом, богата ли ее семья… Казахские национальные украшения – это не просто ювелирные изделия. Это весомая часть национальной культуры и истории, корнями уходящая в глубину веков.
Мастер часто украшает свои изделия полудрагоценными, поделочными камнями и отмечает, что камни у казахов наделялись чудодейственной силой. К примеру, считается, что жемчуг лечит бельмо, коралл оберегает от порчи и наговора, перламутр защищает от злого языка, бирюза приносит счастье. Особой популярностью у казахов пользуется сердолик, который считается камнем
благополучия.
– Очень радует, что в последнее время девушки стали чаще обращаться к национальным мотивам: заказывают полный комплект украшений на узату или свадьбу. Стараюсь сделать так, чтобы украшения подходили заказчице по характеру, стилю. Среди молодежи сейчас в моде нацио-
нальный колорит, теперь все чаще вспоминают о том, что символизирует та или иная форма кольца, подвески и серег. Профессия ювелира переживает второе рождение, – продолжает Бекзат. – Я буду рад ученикам. И буду признателен, если местные власти окажут поддержку ремесленникам в реализации проектов. Считаю, что ювелирное искусство будет актуальным, востребованным всегда. Оно занимает особое место в истории казахской национальной культуры. В нем ярко отражены идеалы народа, его вкусы. Раньше зергеры могли изготовить не только женские украшения, но и детали для костюма, декор для юрты, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения...
Одна из задач современных ювелиров – сохранять ремесло и продолжать традиции. Очень хорошо, что сейчас возрождаются народные ремесла, прикладное искусство. Мы должны сохранить то, что завещали нам предки.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |