Много памятников истории и культуры расположено в низовьях Сырдарьи – мазары и мавзолеи Хорасана ата, Айкожи ишана, Окшы ата, Калжана ахуна, Мусирали баба, Кунсугира ахуна и другие. Сотни паломников приезжают на нашу землю, чтобы поклониться памяти предков, загадать заветное желание, излечиться от недугов. В народе говорят, что пыль со святых стен имеет целебные свойства – многие мавзолеи считаются святыми.
Посетить сакральные места и рассказать читателям их историю стало целью специальной группы, созданной при ТОО «Сыр медиа».
Первая остановка журналистов – мавзолей Кулболды ишана, расположенный в нескольких километрах к юго-востоку от аула Когалыколь Сырдарьинского района.
Кулболды ишан – потомок Кажы Мади Кожи. Он родился в конце XVIII века в местечке между аулами Жетиколь и Айдарлы. Знал 12 языков, был ученым и продолжателем дела Ходжи Ахмета Яссави. В юности учился в медресе. Затем продолжил учебу в Бухаре и в Афганистане. Вернувшись в родные края, Кулболды проповедовал ислам, беззаветно служил народу, обучая людей грамоте. По некоторым данным, умер примерно в 1850-1860 годах.
Много рассказов об ишане, связанных со змеями. Поговаривают, будто его усыпальницу и сегодня охраняют змеи. По легенде, однажды Кулболды ишан поехал к хану в Бухару просить помиловать Турсынбая, который тогда собирал налог в наших землях. Часть собранных денег по поручению ишана потратили на строительство медресе. Как только Кулболды вошел к хану, тот неожиданно вскочил, тепло приветствуя ишана, посадил его справа от себя на место главного советника. Выслушав просьбу гостя, хан освободил Турсынбая. На вопросы возмущенных его решением советников хан ответил, что не мог не выполнить просьбу, так как увидел на плечах Кулболды двух огромных змей, которые его сильно напугали.
Еще одно поверье гласит, что во время сильной засухи люди обратились к ишану за помощью. Тот посоветовал принести жертву и собрать арканы. Народ послушал. Куболды стал читать молитву и арканы в облике змей начали подниматься к небу, а потом и вовсе исчезли. После этого собрались тучи и засверкали молнии. Пошел сильный дождь, который длился несколько дней.
Точная дата построения мавзолея Кулболды ишана не известна, но произошло это еще при его жизни. Кирпичи были сформированы из такой светлой глины, что издалека мавзолей казался белым. На фоне холма, густо поросшего многолетним саксаулом, он отчетливо выделялся.
Внутри мавзолея – два надгробия (сагана). Одно побольше в центре под отверстием купола принадлежало Кулболды ишану. В восточном углу – деревянный ящик, полный рукописей и страниц из книг – текст многих из них был размыт водой, обильно стекавшей из отверстия в куполе.
Мавзолей отреставрировали в 2002 году. Тогда его перестроили и выложили силикатным кирпичом. Проект выполнен профессионально: перед входом сделан удобный айван, рукописи и книги находятся в шкафах, оставлен кусок первоначальной кладки памятника, в стену заделан кулуптас, а снаружи в стене укреплена старая дверь. Мавзолей находится под охраной государства с 2005 года.
Вторым объектом, который посетила наша группа, стала мечеть-медресе Калжана ахуна в Сырдарьинском районе в 12 километрах от аула, названного в его честь. Возле медресе расположена и усыпальница.
Поэт, просветитель, юрист и духовный учитель Калмухаммед Болекбайулы, известный в народе под именем Калжан ахун, родился в 1862 году в Хивинском ханстве. Его отец Болекбай был из рода табын аула Жаманкагалы Актюбинской области, но в молодости, гостя у родственников в Каракалпакии, поступил на службу в ханскую ставку, где занимал высокий пост. Он был не только батыром и предводителем проживавших в тех краях казахов, но и известным врачевателем. Умер в возрасте 90 лет, когда его сыну Калжану было тринадцать лет. Оставшись сиротой, Калжан, бывало, голодал, но учебу не бросал. Юноша получил хорошее по тем временам образование. После начальных ступеней в медресе Хивы и Бухары в 1889 году он закончил медресе Кокильташ и получил звание «ахун». В совершенстве владея арабским, персидским, чагатайским языками, он переводит на родной язык суры Корана. В 1890 году Калжан ахун приехал в низовья Сырдарьи с восьмилетним сыном Егдербаем по приглашению Кете Шомекей Ораза имама, с которым учился в бухарском медресе, и остался здесь навсегда. Занимался просветительской деятельностью, обучал грамоте детей бедняков. Своих учеников Калжан ахун знакомил не только с религией, но и с богатым научно-литературным наследием Востока.
На свои средства Калжан ахун построил мечеть, где служил имамом. Позже рядом с ней при его содействии было открыто медресе. Рассказывают, что для его строительства он собрал лучших мастеров не только региона, но и Узбекистана. Калжан ахун был известен в округе как защитник бедняков и посвятил свою жизнь просветительству. Несмотря на то, что в те времена образование было доступно преимущественно детям из состоятельных семей, в медресе бесплатно учились дети бедняков. Ахун пользовался безграничным уважением местного населения, которое чтило его как духовного учителя и поэта.
Медресе построено из обожженного кирпича высокого качества. Одноэтажное здание состоит из двадцати комнат и имеет традиционную планировку квадратного плана с широким внутренним двором, главный фасад ориентирован на северо-запад. Кроме двадцати комнат-худжры, в здании 7 дополнительных комнат. Худжра – келья, маленькая комната в медресе, в которой жили ученики и иногда отдыхали странники. Все помещения расположены по периметру. В центре двора располагался колодец.
Помещения, расположенные во входной части, выстроены из керамического кирпича. Из него же выложены цоколь и карниз крыши. Остальные стены выложены из сырцового кирпича. В одной из комнат медресе была библиотека Калжана ахуна. Вокруг мечети просветитель посадил виноград, разбил сад, чтобы в перерывах между занятиями приучать детей к труду.
На старинном здании мечети была обнаружена табличка «1334 год хиджры» — это 1913 год. Возведена мечеть из керамического кирпича, скрепленного известковым раствором. Часть двора мечети занята айваном с михрабной нишей. Рядом расположен некрополь. Паломники непременно посещают захоронения как самого ахуна и его семьи, так и его приближенных.
После Октябрьской революции с 1917 по 1930 год медресе использовалось как школа-интернат, а в тридцатых годах в период коллективизации его превратили в скотный двор. Во время Великой Отечественной войны здесь снова открыли школу, местные жители говорят, что после на территории комплекса размещали спецпереселенцев.
В конце 90-х медресе было практически заброшено, хотя официально признано памятником истории и архитектуры еще в 1986 году. Последний ремонт здесь местные жители провели в 1998 году. Тогда был полностью снят культурный слой вокруг медресе, заложены кирпичами некоторые оконные и дверные проемы. Территорию вокруг огородили металлическим забором, установили на входе постамент из бетона, подъездную территорию выложили бетонными плитами. Специалисты считают, что «народный ремонт» губит памятники, но это, пожалуй, тот случай, когда реконструктивная самодеятельность принесла пользу. Ведь если бы ремонт не произвели, то, возможно, один из популярнейших сегодня памятников истории нашего региона не сохранился бы.
После нескольких реставраций мечеть и медресе, расположенные у автотрассы «Кызылорда — Жалагаш», посещают не только паломники, но и проезжающие мимо путники. Сейчас старинное строение — красивейшее здание и одна из самых интересных достопримечательностей области.
Третьей точкой нашей поездки стал мавзолей Беркинбая калпе, расположенный в 2-3 километрах к востоку от аула Аксу Жалагашского района. Мавзолей построен потомками калпе после его смерти в 1977 году на небольшой возвышенности. Мавзолей прямоугольной формы из силикатного кирпича. Над памятником возвышается купол светло-голубого цвета. Раньше с правой стороны мавзолея был вход, но теперь он заблокирован. На его месте остался только небольшой проем. На северной стене – надпись «Беркінбай». На западной – надпись «1909-1977».
Беркинбай калпе родился в 1909 году в Жалагашском районе. Это одна из известных и почитае-мых личностей. Беркинбай калпе – потомок знаменитых батыров Сарке и Байкадама. В ранние годы жил в Узбекистане. Как отмечается в некоторых источниках, в 60-е годы вернулся на родину, где стал известен как народный целитель.
По рассказам местных жителей, Беркинбай часто носил с собой двухпудовый черный камень. Большой толпе людей он показывал удивительные трюки с ним, то подкидывал его к небу, то с такой же легкостью его ловил. Этот камень он использовал и для исцеления людей.
Рассказов о его врачевании немало. Один удивительнее другого. Людей, обращавшихся к калпе со своими недугами, он лечил народными методами – читал молитвы над маслами, использовал раскаленное докрасна железо.
Жизнь и дела Кулболды ишана, Калжана ахуна и Беркинбая калпе занимают особенное место в духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Наши предки были трудолюбивыми, образованными людьми. Знали астрономию, физику, химию, историю, разбирались в культуре, философии, были духовными наставниками. Они – замечательный пример для подрастающего поколения.
Айжан ЖАРМАНОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |