• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СВАТЫ ПРИЕХАЛИ!

Газета «КВ» уже не раз рассказывала о добрых традициях, обрядах и обычаях казахского народа. Сегодня мы вновь возвращаемся к этой теме.

Один из древних и красивых обрядов казахов, который дошел до наших дней, это «құда түсу» (сватовство). Он очень интересный. Отец невесты, заранее извещенный о приезде сватов, приглашал родных и близких. Отец юноши с близкими родственниками приезжали в дом невесты. Сватов торжественно принимали. Самого главного представителя сватов называли бас құда. Он по традиции опекал девушку и после свадьбы. Приближенные жениха преподносили невесте и ее родителям подарки, полагающиеся по традиции. Отцов жениха и невесты называли бауыздау құда, то есть самыми близкими. Представители сторон ели из одной посуды. Сторона невесты приподносила обрядовое угощение из печени и курдючного сала – қуйрық-бауыр. Это налагало на родителей жениха и невесты определенные права и обязанности, уже нельзя было отступать от свадебного договора.

При отъезде сватов им преподносили подарки (киіт): домашний скот, одежду, золотые и серебряные украшения, головные уборы. Самый ценный киіт получал отец жениха. Состоятельные и знатные люди при сватовстве дарили ценные подарки: бақ жақсы – верблюда с верблюженком, кобылу с жеребенком, слиток золота или серебра, орта жақсы – верблюда или лошадь.

Қыз ұзату или проводы невесты – важный этап казахской свадьбы. Для того, чтобы этот обряд прошел как полагается, нужно было соблюсти ряд церемоний.

Құда түсу – это, своего рода, официальное знакомство сватов, на котором стороны жениха и невесты не только знакомятся, но и решают все важные вопросы предстоящей свадьбы: дату, место, количество родственников и т.д.

Перед тем, как сваты войдут в дом, перед ними на входе натягивается специальный аркан или цветная лента. Эта традиция называется «арқан керу». Чтобы пройти через это «препятствие», сваты должны заплатить символический выкуп – конфеты, отрезы тканей, платки, сувениры, деньги. Это делается для того, чтобы в семейной жизни у невесты не было никаких препятствий. Все действие сопровождается шутками, песнями и обрядом «шашу».

После того, как гости войдут в дом и сядут на свои места, к ним выводят невесту и знакомят ее с будущими родственниками. Сторона жениха, обычно это его мама, дает за это «көрімдік» – денежное вознаграждение тем, кто вывел и показал невесту. После этого сваты садятся за большой и щедрый дастархан.

Одно из главных угощений в этот день, как говорилось выше, – «құйрық-бауыр». Это своеобразный бутерброд из кусочка курдючного жира и печени. Смысл его заключается в том, чтобы сватовство было сладким, как «құйрық», и чтобы сваты стали близкими друг другу, как «бауыр».

Молодежь обычно садится за отдельный дастархан. Будущему мужу на тарелку кладут грудинку барана. Закончив трапезу, жених должен вернуть посуду, положив туда деньги.

После застолья наступает обмен подарками и обряд надевания сережек невесте – «сырға салу». Этот обряд проводит будущая свекровь. Родителям невесты дарят «өлі-тірісі». Обычно это баран или лошадь. Всем родным и родственникам невесты преподносят подарки – «киіт». Самый ценный подарок получает отец невесты. Маме невесты выплачивается «ана сүтінің ақысы» (крупная сумма денег или дорогое золотое украшение) и «құдағи қоржын» – мешок с подарками, украшенный разными мелкими украшениями: кольцами, браслетами, серьгами. Эти украшения разбирают женщины, открывающие қоржын.

Максут Ибрашев

Кызылординские вести / Предыдущие номера 03 октябрь 2019 г. 418 0