• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГОСУСЛУГИ ДЛЯ ГРАЖДАН: БЫСТРО, УДОБНО, КАЧЕСТВЕННО

Важным шагом, включенным Первым Президентом страны Н.Назарбаевым в «План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», стало создание государственной корпорации «Правительство для граждан», которая стала единым провайдером государственных услуг.

Цифровизация – глобальный тренд, которому следуют все страны, нацеленные на развитие конкурентоспособной экономики и повышение качества жизни населения. Благодаря повсеместному применению Интернета и мобильной связи, цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня, когда мир вступил в эпоху Четвертой промышленной революции, цифровизация стала обыденным явлением и находит все более широкое применение во всех сферах жизни – в банковско-финансовом секторе, торговле, коммуникациях, транспортно-логистической отрасли, производстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, медицине, образовании, сфере услуг.

В 2016 году в качестве единого провайдера государственных услуг была создана государственная корпорация «Правительство для граждан», которая объединила в единую систему четыре крупные структуры: центры обслуживания населения, центры по выплате пенсий, центры по недвижимости и научно-производственный центр земельного кадастра. С ее созданием казахстанцы стали получать все государственные услуги в одном месте, большая часть которых сегодня предоставляется в электронном виде.

Создание электронного правительства позволило сделать работу органов власти более эффективной, открытой и доступной для граждан. Раньше людям приходилось обходить множество инстанций, чтобы собрать всевозможные справки, подтверждения и прочие бумаги. Все это превращало процесс получения одной услуги в бесконечную ходьбу по учреждениям. Теперь благодаря проектам электронного правительства получить их стало намного проще.

Электронное правительство – это единый механизм взаимодействия государства и граждан, а также государственных органов друг с другом, обеспечивающий их согласованность при помощи информационных технологий. Именно этот механизм позволил сократить очереди в государственные органы, упростить и ускорить получение справок, свидетельств, разрешительных документов и многого другого.

В областном филиале госкорпорации «Правительство для граждан» функционируют 14 фронт-офисов, в том числе цифровой центр обслуживания населения, специализированный центр оказания услуг населению и центр миграционных услуг. Филиал имеет 56 структурных подразделений.

Из 742 видов государственных услуг через госкорпорацию можно получить 634, или более 86%. Через портал электронного правительства можно получить 531 государственную услугу. Все, что нужно для этого, – иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП) или зарегистрироваться в мобильной базе данных. С начала года электронные цифровые подписи получили около 190 тысяч кызылординцев.

За шесть месяцев 2019 года через фронт-офисы филиала оказано около 600 тысяч госуслуг. Во всех отделах филиала действуют секторы самообслуживания «Connection Point», которые дали возможность уменьшить нагрузку на работников операционных залов ЦОНов. Имея электронно-цифровую подпись, граждане могут самостоятельно получить наиболее востребованные документы – адресные справки, справки о пенсионных отчислениях, о наличии/отсутствии недвижимости, о зарегистрированных правах и обременениях на недвижимое имущество, доверенность на управление транспортным средством в электронном формате в специально оборудованном месте Центра обслуживания населения. Клиент ЦОНа может получить также госуслуги, которые предоставляются платно, оплатив стоимость услуги через банковскую карту. Некоторые виды справок можно получить, не имея ЭЦП. Для этого нужно воспользоваться сервисом по получению е-справок по одноразовому паролю, телеграмм-ботом или мобильным приложением mGov. Для того, чтобы зарегистрироваться в базе мобильных данных граждан, необходимо зайти в «Личный кабинет», в графе «телефон» указать номер мобильного телефона. Также можно привязать номер телефона к ИИН, обратившись в фронт-офисы Правительства для граждан. Идет работа по внедрению системы предос-тавления услуг на основе биометрических данных. Сдавать свои биометрические данные и авторизоваться на портале электронного правительства и через мобильные приложения можно добровольно. Биометрия запускается пока по двум параметрам – изображение и отпечатки пальцев. Удобство использования биометрических данных в том, что человеку не нужно носить с собой удостоверение личности или ЭЦП. Кроме того, никто не сможет использовать ваши документы с целью получения услуг от вашего имени. Биометрическую идентификацию успешно использует финансовый сектор Казахстана, в некоторые мобильные банковские приложения можно войти по отпечатку пальца. Пилотный проект успешно функционирует в городах Нур-Султан и Алматы, ведутся работы по подключению этого сервиса в Кызылорде.

Как заверили сотрудники филиала, получив профессиональную консультацию специалиста уголка e-gov, граждане уже не приходят в ЦОН, а оформляют заявки на получение государственной услуги дома со своего компьютера через Интернет. Дополнительными помощниками в информировании посетителей стали буклеты и памятки о порядке пользования порталом электронного правительства.

С начала года через секторы «Connection Point» было оказано более 600 тысяч услуг, в 2018 году – 360 053 услуги, что говорит о повышении цифровой грамотности населения.

В Казахстане в числе первых по СНГ был внедрен проактивный принцип оказания госуслуг. Одно из важных направлений – переход на проактивные услуги без участия услугополучателя. Композитное оказание услуг представляет собой предоставление нескольких услуг по одному заявлению. Это широкий спектр электронных видов услуг, позволяющий сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующие процедуры. Так, достаточно прийти в ЦОН и по одному заявлению получить услуги по назначению пенсионных выплат по возрас-ту, государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат из ЕНПФ, оформить социальные выплаты по инвалидности, утере кормильца, зарегистрировать новорожденного и поставить его в очередь на место в детском саду, можно онлайн записаться на прием к врачу в поликлинике или вызвать его на дом, можно также оформить водительские права и зарегистрировать транспортное средство.

Один из таких пилотных проектов, запущенных в контексте оптимизации, – проактивный формат свидетельства о рождении. Сразу в роддоме женщины могут подать заявление на регистрацию рождения ребенка, документы на начисление единовременного пособия по рождению, выплат по уходу за ребенком до года, а также поставить новорожденного на очередь в детский сад. Проактивная услуга полностью оказывается в электронном формате. Родителям после рождения ребенка поступает SMS-уведомление с предложением указать фамилию, имя, отчество малыша для получения свидетельства о рождении, номера счета для оформления пособий и адресные данные для постановки на очередь в детский сад. Заявителю останется только забрать свидетельство о рождении или заказать его доставку на дом. С начала проекта в базе данных Mgov было зарегистрировано 4862 клиента. SMS-предложения отправили 2376 беременным женщинам для получения проактивных услуг. Готовое свидетельство о рождении вручено 2321 человеку, на очередь в детские сады поставлено 820 детей, назначены 675 пособий.             

Особенно востребованы среди населения госуслуги по регистрации авто и выдаче водительских удостоверений. Для упрощения и оптимизации госуслуг в этой сфере был введен экстерриториальный принцип регистрации авто и выдачи водительских удостоверений. Зарегистрировать авто и получить права на вождение можно в любом спецЦОНе.
Эти госуслуги доступны и в онлайн-режиме. Раньше для подачи заявки на регистрацию автомобиля продавцу и покупателю транспортного средства требовалось посетить фронт-офис (ЦОН, СпецЦОН), имея на руках все необходимые документы. Перерегистрировать авто и заменить водительское удостоверение сегодня можно также на портале электронного правительства
egov.kz, причем, сделать это можно быстрее, чем в ЦОНе. Продавец транспортного средства авторизовывается на портале, переходит в раздел «Транспорт и коммуникации», выбирает услугу «Подача электронного заявления на регистрацию транспортного средства» и отправляет запрос с помощью своей ЭЦП. Обработка запроса на портале при замене водительского удостоверения длится не более часа, регистрация авто чуть дольше, так как в этой операции участвуют два человека – продавец и покупатель. Надо отметить, что для получения онлайн-услуг необходимо погашение штрафов и налогов на автотранспортное средство, наличие актуального техосмотра. Акт о регистрации автомобиля и документ о совершении сделки услугополучатели получают в электронном формате. Для получения бумажного варианта документов нужно прийти в ЦОН или заказать доставку на дом. Для этого в заявке необходимо указать адрес, по которому будут доставлены документы курьером АО «Казпочта» согласно существующему на тот момент тарифу. С начала года автоЦОНом было оказано 54167 госуслуг, продано 213 госномеров из категории повышенного спроса на сумму более 47 млн. тенге. В онлайн-режиме более полутора тысяч кызылординцев оформили водительские удостоверения, 1839 – зарегистрировали свои автомобили.

 Корпорация «Правительство для граждан» осуществляет функции по ведению земельного кадастра и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которые раньше были в ведении Министерства юстиции. Несколько процедур – прием заявления, проверка подлиннос-ти подписи, оплата за регистрацию и регистрация собственности – теперь объединены в одну. Это позволило сократить время, затрачиваемое на регистрацию собственности, расходы граждан и бизнес-структур при оформлении и регистрации недвижимости. Информационная система «Единый государственный кадастр недвижимости» даст возможность обеспечить целостность базы данных – их полноту и достоверность, оперативное обновление, исключение коррупционных рисков, условия для создания открытой карты для граждан и предпринимателей. Посредством использования технологии блокчейн система позволит вести учет объектов недвижимости в целях налогообложения, повысит их достоверность и доверие к ним граждан.

В настоящее время идет работа по обследованию территорий земель. В прошлом году были проведены почвенные обследования на площади 700 тыс. га, составлены электронные почвенные карты. Ознакомиться с ними можно на сайте www.aisgzk.kz.
Реализовать информационную систему «Единый государственный кадастр недвижимости» планируется к 2021 году. По земельному кадастру план на первое полугодие 2019 года составил 506 375,10 тыс. тенге, в том числе по государственному заказу –
181 941,43 тыс. тенге. Выполнено по госзаказу 182 794,8 тыс. тенге (100,4%) и по договору – 385 691 тыс. тенге (118,88%).

 Специализация миграционного ЦОНа – выдача и продление разрешения на работу трудовым мигрантам. Всего за два часа иностранные граждане могут получить государственные услуги по принципу «одного окна», что дало возможность минимизировать коррупционные риски при получении миграционных госуслуг и сделать процесс максимально прозрачным. Получение ИИН, медицинской справки, оплата налогов – раньше на все это иностранные граждане тратили 5-6 дней. Теперь для получения целого спектра услуг в миграционном ЦОНе сосредоточены все необходимые службы: медицинские работники, криминалист, кассы для оплаты госпошлин, агент по страхованию. Пройти медосмотр, дактилоскопию, получить страховой полис, ИИН и разрешение на работу можно в одном месте в течение нескольких часов. С начала года миграционным ЦОНом было оказано 4434 услуги.

С начала 2019 года госкорпорацией оказано 45846 услуг в социальной сфере. Выплачены пенсии и пособия 262088 жителям на сумму 44,2 млрд. тенге: из республиканского бюджета – 41,3 млрд. тенге, из государственного фонда социального страхования – 2,9 млрд. тенге.

За шесть месяцев 2019 года работниками фронт-офисов оказано более 570 тысяч гос-услуг, из них в электронном формате 190 954 тысячи.

В связи с тем, что подавляющее большинство государственных услуг переведено на электронный формат, а также многие услугополучатели получают их в онлайн-режиме, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года число людей, приходящих в ЦОНы для получения разного рода справок, сократилось на 15 процентов. На сегодня доля заявок, выполненных в электронном виде, составляет 33%, бумажных – 67%.

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Предыдущие номера 03 октябрь 2019 г. 280 0