В экономике ряда государств широко применяется такая форма взаимодействия государства и частного бизнеса, как государственно-частное партнерство.
Мировая практика, показывает, что одним из альтернативных инструментов обеспечения необходимой финансовой базы для создания, модернизации, содержания и эксплуатации объектов, в условиях ограниченности государственных ресурсов, является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Это один из эффективных механизмов привлечения субъектов частного предпринимательства к реализации социально значимых проектов.
В целом ГЧП - это взаимовыгодное сотрудничество государственных органов и предпринимателей в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства на условиях сбалансированного распределения рисков, выгод и затрат, прав и обязанностей, определяемых в соответствующих договорах.
Согласно международной практике развитие ГЧП в конкретной стране подразумевает три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование. На этапе подготовки государства изучают международный опыт, анализируют действующее законодательство, определяют общую государственную политику в области ГЧП и иногда начинают реализовывать пилотные проекты. Этап внедрения ГЧП предполагает ряд мероприятий, таких как: формирование законодательства, разработка методических инструкций и руководств, создание специализированного органа ГЧП, расширение сферы применения ГЧП и т.д.
Этап совершенствования характеризуется ростом активности в сфере ГЧП и повышением уровня сложности проектов. Он предполагает дальнейшее совершенствование законодательства, а также моделей реализации проектов ГЧП.
Подготовительный этап в Казахстане пройден, и развитие государственно-частного партнерства в наши дни стало актуальным направлением экономической политики страны, способствующим ускорению процессов эффективности государственного и частного сотрудничества. Законом были определены правовые условия концессии, виды государственной поддержки концессионера и регулирование общественных отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров концессии.
Механизм государственно-частного партнерства сегодня стал более гибким и удобным для бизнеса. Способствовал этому принятый в декабре 2017 года Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства». Разработан документ с учетом пожеланий бизнесменов. Отныне предприниматели будут знать заранее, на какие доходы можно рассчитывать, если, например, оформить по договору государственно-частного партнерства детский сад или больницу.
Государственно-частное партнерство стало одним из основных механизмов расширения ресурсной базы, «разгрузки» бюджетных расходов и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и коммунальной собственностью. В конце прошлого года были приняты поправки в бюджетное законодательство, упрощающие и тем самым ускоряющие процессы рассмотрения, утверждения и реализации проектов ГЧП. Это дает основания для дальнейшего повышения деловой активности в сфере ГЧП.
В целом сроки подготовки проектов ГЧП стали короче. В связи с этим процедуры ГЧП стали более доступными, что позволит инвесторам планировать долгосрочное капиталовложение. Также на законодательном уровне закреплено предоставление гарантии потребления товаров, работ и услуг по ГЧП на срок не менее трех лет. С внесением изменений в законодательство, имеется возможность получить множество креативных и интересных проектов государственно-частного партнерства.
Если говорить конкретно, то в законодательство были внесены такие поправки, как изменение понятия «государственный партнер», теперь круг потенциальных государственных партнеров расширен за счет государственных предприятий. Также во избежание роста расходов государственного бюджета государственные обязательства проектов будут учитываться при формировании лимитов расходов администраторов бюджетных программ. В бюджетном Кодексе предусмотрена норма, позволяющая акимату района (города областного значения) выполнять государственные обязательства по проектам ГЧП, принятые маслихатом. В качестве механизма контроля договоров ГЧП и концессии предусмотрена регистрация договоров ГЧП органами казначейства по аналогии с договорами государственных закупок.
На площадке НПП РК «Атамекен» создан Совет по мониторингу проектов ГЧП. В качестве рабочего органа Совета создается Проектный офис с участием экспертов и специалистов ГЧП в региональных палатах, которые будут заниматься формированием реестра проектов и сводной отчетности по проектам ГЧП. Кроме этого, НПП «Атамекен» изучила реализуемые и запланированные проекты ГЧП в регионах и отобрала ряд интересных и перспективных проектов, которые будут рекомендованы для реализации в регионах страны. Это такие проекты, как модернизация уличного освещения, восстановление и эксплуатация жилых домов (недостроенные, брошенные), модернизация и эксплуатация школьных столовых, открытие кабинетов КТ и МРТ на базе поликлиник, врачебных амбулаторий, реконструкция и эксплуатация врачебных амбулаторий, передача в доверительное управление, а также установка и эксплуатация блочно-модульной котельной, реконструкция школьных футбольных площадок.
В рейтинге регионов по реализации проектов государственно-частного партнерства наша область входит в группу лидеров в республике. Для региона государственно-частное партнерство – это снижение нагрузки на местный бюджет, привлечение инвестиций и повышение качества предоставляемых услуг населению. А для инвестора – открытие стабильного бизнеса на долгосрочный период.
В числе успешно реализованных проектов в рамках государственно-частного партнерства – новая поликлиника в Кызылорде на четыреста посещений в смену, которая была открыта в 2017 году и позволила внедрить новые методы диагнос-тики и лечения для более чем сорока трех тысяч человек. Этот проект реализован взамен концессионного проекта по строительству поликлиники на пятьсот посещений в смену. Тем самым регион сэкономил бюджетные средства в сумме более трех с половиной миллиардов тенге и ускорил реализацию проекта на два года.
Стоит отметить, что наша область один из тех регионов, который активно включается во внедрение механизма государственно-частного партнерства. Во многом благодаря этому механизму охват дошкольным воспитанием детей от трех до шести лет в регионе доведен до ста процентов. Причем это сделано раньше сроков, на которые ориентирована страна.
К примеру, приватизированные и перепрофилированные ведомственные детские сады вновь стали дошкольными учреждениями. Самые крупные проекты такого рода в стране осуществлены именно в Кызылорде предпринимателем Сейткали Алшынбаевым. В 2011 году в залинейной части Кызылорды он открыл свой первый детский сад «Шұғыла» на 360 мест. Второй социальный проект в рамках программы «Балапан» предпринимателем был реализован в сентябре 2013 года. В микрорайоне «Шұғыла» в областном центре он реконструировал и построил детский сад на 320 мест и еще открыл садик на 150 мест по улице Букейхана. Благодаря этим трем проектам сотни кызылординцев получили работу.
В Кызылорде также в рамках государственно-частного партнерства подписан совместный договор по проекту «Передача в аренду физкультурно-оздоровительного комплекса в микрорайоне «Мерей» в Кызылорде между областным управлением физкультуры и спорта и ИП «Инабат».
В новом физкультурно-оздоровительном комплексе площадью порядка 1400 квадратных метров предоставлена возможность проводить индивидуальные тренировки и учебно-тренировочные сборы по двадцати видам спорта – дзюдо, таэквондо, рукопашный бой, каратэ-до, греко-римская борьба, самбо, художественная гимнастика, шашки, шахматы и другим с охватом более 1200
горожан.
Частный партнер выступил с инициативой о сдаче в аренду построенного им комплекса, полностью оснастив его спортивным инвентарем. Стоит отметить, что реализация этого проекта позволила увеличить охват занимающейся физкультурой и спортом молодежи, создаст условия для развития массового спорта. Стоит заметить, что это не единственный проект, реализуемый в области в рамках поручений Главы государства по активизации ГЧП.
Отметим, что главным принципом ГЧП является тот факт, что инвестор полностью вкладывает свои средства и сдает объект «под ключ» – в товарах, объектах и услугах. И только после полного исполнения всех условий договора ГЧП получает от государства возмещение в виде выплат государственных обязательств. Государство выигрывает за счет выделения бюджетных средств на выплату государственных обязательств на краткосрочный и долгосрочный периоды. Это является одним из элементов «длинного» кредитования.
Следует отметить, что банки второго уровня не предоставляют кредиты на долгий срок, инвесторы берут на себя основные риски при финансировании проекта. И по каждому проекту проводится открытый конкурс по определению частного партнера.
Существует методика, которая позволяет обоснованно определять объемы государственных выплат, рассчитывая индекс, определяющий внутреннюю норму доход-ности (IRR) и устанавливающий баланс интересов как государства, так и инвестора.
Показатель IRR по проектам ГЧП области один из самых низких по республике (средний показатель IRR –
11%). Это значит, что региональные проекты ГЧП обеспечивают равномерное и обоюдное распределение рис-
ков между государством и инвестором. Как известно, при реализации чисто бюджетных инвестиционных проектов все риски возложены на государство.
На сегодняшний день по области в реализации находятся 116 проектов государственно-частного партнерства на сумму более 34 млрд. тенге. Необходимо отметить, что проекты ГЧП в регионе реализуются во всех сферах экономики, это проекты в сфере здравоохранения, образования, спорта, культуры, энергетики, жилищно-коммунального хозяйтсва и т.д.
В настоящее время по области подписано 39 договоров ГЧП, в том числе проекты по строительству двенадцати врачебных амбулаторий, аренде и сервисному обслуживанию девяти физкультурно-оздоровительных комплексов, двух детских садов в сельском округе Тан Жалагашского района и на левобережье Кызылорды, дома культуры в сельском округе Акжарма, дома малой вместимости по оказанию специальных социальных услуг в поселке Шиели, модернизации котельных социальных объектов (перевод на газовое отопление) и т.д.
Вместе с тем, посредством ГЧП в 2020 году полностью будет решен вопрос модернизации инфраструктуры объектов здравоохранения. По механизму ГЧП планируется укомплектовать медицинские учреждения области необходимым инновационным, современным медицинским оборудованием. Преимущества реализации этих проектов ГЧП в том, что на их базе создаются специализированные лаборатории, обеспечивается техническое обслуживание оборудования, а также соответствующее обучение персонала.
Реализация проектов в сфере здравоохранения позволит не только совершенствовать раннюю диагностику заболеваний, но и обеспечить население области доступными медицинскими услугами.
Следует отметить эффективность механизма ГЧП на примере развития инфраструктуры в сфере спорта. В целом по республике не развита инфраструктура для занятий массовым спортом, сегодня в селах отсутствуют специальные помещения для занятия физической культурой и спортом как для детей, так и взрослых. В этой связи акиматы районов области этот вопрос решают по линии ГЧП. Преимущества реализации проектов в том, что регион сэкономил средства на строительстве почти тридцати спортивных объектов. Необходимо отметить, что большая их часть находится в сельской местности, и сумма сэкономленных средств на строительство составила около девяти миллиардов тенге.
Реализация проектов ГЧП по спортивным комплексам стимулирует развитие малого и среднего бизнеса в регионе, инвесторы в соответствии с договором ГЧП берут на полный контроль качество предоставляемых в аренду объектов, расширяется рынок услуг в данном направлении, молодежь приобщается к спорту и снижается количество маргинальной молодежи. На сегодняшний день уже имеются положительные результаты, наши ребята стали призерами международных, республиканских соревнований по боксу, кикбоксингу, борьбе казак куреси, каратэ, рукопашному бою.
Суммы, которые представлены на возмещение государственных обязательств по физкультурно-оздоровительным комплексам являются обоснованными выплатами за арендуемый объект. Кроме того, государство на период действия договора ГЧП за счет инвестора обеспечивает полную и бесперебойную эксплуатацию объекта и тем самым не отвлекается на хозяйственные проблемы. Конечным результатом по таким направлениям должен стать поэтапный перевод государственных услуг в сфере физической культуры и спорта в конкурентную среду и аутсорсинг.
В сфере образования также применяется механизм ГЧП – произведена полная компьютеризация школ региона. И область своевременно выполнила поручение Правительства Республики Казахстан по модернизации и оснащению компьютерами всех школ области. Так, были приобретены более восьми тысяч компьютеров для 293 школ области. Поставка и установка техники произведена путем проведения открытого конкурса. Частным партнером в течение трех лет будет оказываться техническое обслуживание компьютерной техники. Компьютеры были поставлены в прошлом году, а выплаты будут производиться поэтапно в течение трех последующих лет.
Наша область одна из первых закрыла вопрос об обеспечении дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 6 лет. Сегодня в регионе функционируют более четырехсот частных детских садов. В таком случае инвесторы получают от государства только финансирование государственного заказа, сэкономив огромные средства на строительство детских садов.
В областном центре планируется открыть три новых типовых детских сада. Сегодня активно ведется освоение левобережья, ведется строительство сорока двух жилых домов, образовательного кампуса университета «Болашақ», введен в экспуатацию молодежный центр и музей. Здесь открыт детский сад на 320 мест, строительство которого произведено за счет средств частного инвестора. Также планируется открыть детский сад на 280 мест в микрорайоне «Арай» и на 320 мест в микрорайоне «Астана-2» в Кызылорде.
В рамках развития «зеленой экономики» реализуются проекты по модернизации ряда котельных социальных объектов. В этом году на природный газ будут переведены более тридцати социальных объектов. Планируется модернизация системы освещения областного центра. Выплаты частному партнеру будут производиться за счет экономии средств, предусмотренных на содержание и эксплуатацию объектов. Это позволит перейти на энерго-сберегающий режим.
Кроме того, в целях создания эффективного комплекса услуг по сбору, перевозке, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов ведется строительство нового завода по сортировке мусора и полигона ТБО в Кызылорде.
В связи с ограниченностью бюджетных средств в настоящее время планируется переход на реализацию проектов ГЧП, не требующих дополнительных выплат из местного бюджета. Это установка электронного билетирования в общественном транспорте Кызылорды (проектом предполагается возмещение затрат частного партнера за счет транзакции билетов), строительство двух студенческих общежитий на 700 мест в Кызылорде (размещение государственного заказа будет производиться через АО «Финансовый центр»), передача школьных столовых в доверительное управление (государственный заказ планируется разместить за счет действующего объема фонда всеобуча).
Стоит отметить, что в области более шестидесяти процентов проектов ГЧП реализованы именно в сельских населенных пунктах, куда нелегко привлечь крупных инвесторов.
С применением механизма ГЧП реализуются мероприятия по строительству терминала аэропорта «Қорқыт ата» в Кызылорде мощностью 250 пассажиров в час. Действующий пассажирский терминал аэропорта является приспособленным зданием. В 2014 году аэропорту был присвоен международный статус, также были открыты пограничные и таможенные службы. Первый этап конкурса завершен, компания «BI Group» подала заявку на участие в проекте. В рамках цифровизации планируется установить камеры видеонаблюдения, автоматизированные средства фиксации правил дорожного движения, систему электронного билетирования в городском общественном транспорте.
Подготовил
Канат ЖОЛДАСОВ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |