• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОРОГИ, ПО КОТОРЫМ МЫ ЕЗДИМ И ХОДИМ

«Довести долю автомобильных дорог областного и районного значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, до 64 процентов».

(Из Плана первоочередных действий акима Кызылординской области Куанышбека Искакова на 2019 год)

Первое впечатление о населенном пункте, будь то аул или город, у нас складывается уже тогда, когда мы видим, в каком состоянии находятся дороги. В большинстве случаев, если дорожное полотно хорошее, то и остальная инфраструктура бывает развитой.

Взять, например, аул имени Наги Ильясова. Как думаете, стал бы он таким образцовым, если бы там были разбитые дороги, а все остальные достопримечательности остались на месте? И с самой длинной в Казахстане клумбой, и с фонтанами на площади, утопающим в зелени парком, он бы уже не был таким привлекательным. Люди, которые там побывали, знают, что практически все улицы этого небольшого населенного пункта асфальтированы. В принципе, у нас не осталось аулов с полным бездорожьем, а проблемные участки, требующие внимания, есть даже в областном центре. Процесс ремонта этих дорог жестко контролируется местными властями, при этом число проектов постоянно растет.

Протяженность дорог в области 3451 километр: из них республиканского значения – 1016, областного – 563 и районного – 1872. Для развития местных автодорог утверждена и реализуется Дорожная карта на 2018-2020 годы.

В рамках Дорожной карты будут реализованы 103 проекта по строительству, реконструкции и среднему ремонту автомобильных дорог, улиц длиной 1390 километров и двенадцати мостов. В принципе, это больше половины общей протяженности дорог местного значения. За счет республиканского бюджета будут профинансированы 27 проектов, областного – 76.

В результате к концу 2020 года доля автомобильных дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии у нас должна достигнуть семидесяти процентов. При нынешних технологиях дорожного строительства эта задача не самая сложная. В то же время отметим, что десять лет назад подрядные организации могли строить дороги не хуже, а, может, даже и лучше.

Яркий тому пример – участок трассы «Кызылорда-Жезказган» от 156 до 186 километров. К слову, этот отрезок печально известной магистрали, за который несут ответственность дорожники нашей области, в более менее пригодном состоянии по сравнению с жезказганским, где полная распутица. А тут еще и тридцать километров практически идеального асфальтового покрытия, которому уже шестнадцать лет. Стоит отметить, что этот участок ни разу не ремонтировался, выглядит он не хуже международной автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай», а ям и неровностей на нем еще нет.

В 2003 году этот участок построило ТОО «Дорстрой». Сейчас эта компания выполняет два крупных подряда в Туркестане.

– Тогда планировалось, что асфальтированная дорога будет от Кызылорды до Жезказгана, – говорит руководитель ТОО Мурат Тлеулиев. – Мы начали с этого участка, ради него и в ожидании новых заказов купили асфальтовый завод, установили его в степи. Там он простоял без дела семь лет.

За годы многое поменялось, и если эта автотрасса республиканского значения осталась без должного внимания, то дороги Кызылорды заметно обновились. Так произошло благодаря тому, что в корне изменились методы строительства и капитального ремонта, а мегапроектов стало больше в десятки раз.

Наверное, уже все привыкли к нынешнему облику улицы Коркыта ата. А вспомним, какой непрезентабельной она была раньше?

На капитальный ремонт из областного бюджета было выделено больше одного миллиарда тенге.

Центральная улица, на которой расположены мечеть Айтбая, областной департамент полиции, банки, рестораны, рынок, проезд под железнодорожными путями в залинейную часть города, имеет важное значение. Поэтому ремонтные работы там проводились постепенно, ТОО «Управление автомобильных дорог» сдавало один участок и переходило к другому, чтобы оставался доступ к важным и нужным объектам. Даже там, где улица Коркыта ата уходит под железнодорожные пути, строительные работы шли сначала на одной стороне дороги, потом на другой, чтобы не создавались большие заторы на мостах через железную дорогу по улицам Саламатова и Султана Бейбарса.

Самат Карымсаков, работавший на том проекте прорабом, рассказал, что дорогу расширили до четырнадцати метров и сделали ее четырехполосной на всех участках. Для этого пришлось передвинуть столбы линий электропередач.

– По краям дороги мы установили высокие бетонные бордюры, чтобы обезопасить пешеходов и водителей в случае аварийных ситуаций, – сказал он. – Еще мы решили одну важную проблему, которая оставалась после каждой реконструкции.

Весной, когда таял снег, и в дождливые дни в районе мечети Айтбая и под железнодорожными путями на десятки метров разливалась вода, которая затрудняла передвижение транспорта и пешеходов. Такая ситуация возникала потому, что влаге некуда было стекать, и коммунальным службам приходилось выкачивать воду прямо с проезжей части. Теперь она с дороги стекает в арыки и по ним направляется в дренажные бассейны. По этим же арыкам бежит и поливная вода. При монтаже лотков строители сделали дополнительную подушку из слоя старого асфальта. У домов частного сектора они сделали съезды, под которыми лежат пластиковые трубы.

С реализацией этого проекта решилась наконец-то проблема со старым, износившимся мостом через канал «Светлый». Его демонтировали, в русле канала установили двухочковую трубу диаметром полтора метра и длиной восемнадцать метров с железобетонной конструкцией, над которой сейчас новый мост, а по бокам его есть пешеходные дорожки с ограждениями. Тротуары шириной в полтора метра тоже заасфальтировали. Между ними и дорогой светят 118 однорожковых и сорок двухрожковых фонарей со светодиодными лампами, которые потребляют меньше электро-энергии, ярче светят, и срок их службы намного больше в отличие от люминесцентных ламп. Остановки по улице Коркыта ата тоже заменили.

Всего на реконструкции были задействованы более 120 дорожников, а если брать в расчет инженеров, рабочих на карьерах, сотрудников офиса компании и других участвовавших в проекте людей, то их число превысит двести.

Кстати, эти же люди за несколько лет до реконструкции улицы Коркыта ата строили международный автобан «Западная Европа – Западный Китай» – ТОО «УАД» было в числе тех, кому доверили там работать.

Если бы всю технику – автосамо-свалы, тракторы, бульдозеры, экскаваторы, асфальтоукладчики, катки, занятую при строительстве кызылординского участка международной автодороги, выстроить в один автокараван, то он растянулся бы от Кызылорды до Теренозека, на сорок с лишним километров.

Вот так можно представить себе грандиозность этого мегапроекта. На строительстве участка автобана по нашей области, а это более восьмисот километров, было занято 3700 единиц техники. Помимо названной автотехники генподрядные и суб-подрядные организации установили вдоль трассы несколько бетонных заводов для производства железобетонных изделий для возведения мостов, развязок, водоотводов, скотопрогонов, лотков для стока воды.

Огромная стройка потребовала тысяч специалистов. В момент самой активной фазы реализации проекта здесь было занято более пятнадцати тысяч водителей, механизаторов, дорожных рабочих. И подавляющее большинство из них были кызылординцы.

Автострада строилась по международным стандартам. Основание дороги – это почти метровый слоеный «пирог». Вначале снимался плодородный слой, потом утрамбовывался грунт, на него песок, затем песчано-гравийная смесь, на нее укладывался щебень, а далее – асфальтобетон, но не простой, а трехслойный. Ширина дороги первой технической категории 27,5 метра, а второй – 15 мет-ров. В результате получается, что по нашей области площадь дорожного полотна составила более пятнадцати миллионов квадратных метров.

Понятно, что такая масштабная строительная площадка потребовала колоссального объема дорожных материалов. В Жанакорганском и Шие-лийском районах, как грибы после дождя, выросли предприятия по производству щебня и добыче песчано-гравийной смеси. В год эти предприятия суммарно выдавали более трех миллионов кубометров только щебня.

Сегодня дорога продолжает обустраиваться. Вдоль нее действуют и строятся автозаправочные станции, мотели, кафе, мастерские... Поток большегрузных автомашин казахстанских, из ближнего и дальнего зарубежья с каждым днем становится все плотнее. Дорога работает на страну и наш регион. Мультипликативный эффект от этого проекта становится все более ощутимым, а строительство и ремонт дорог в области продолжаются.

В текущем году на развитие сети местных автомобильных дорог и улиц населенных пунктов было выделено двенадцать миллиардов тенге, к концу года будут обновлены почти двести километров дорожного покрытия. Также планируется окончание строительства двух мостов: на участке «Әлсеит» через Сырдарью в Казалинском районе и через канал «Шіркейлі». Последний мост, кстати, важен со стратегической точки зрения, потому что он соединит левобережье Кызылорды с международным автокоридором «Западная Европа – Западный Китай». Его возводят специалисты карагандинского ТОО «Сервис НС». Пролетные строе-ния моста держатся на двух промежуточных и двух береговых опорах. Длина моста – 102,8 метра, а шири-на – 20,9. Общая проектная стоимость объекта 838,691 миллиона тенге, а строительно-монтажных работ – 706,553 миллиона.

– Работаем по графику, – говорит директор ТОО Асет Мусин. – Все стройматериалы подвозят вовремя. На объекте трудятся и кызылординские специалисты. По плану закончить мы должны до конца этого года.

Железобетонные конструкции доставляют из Алматы и Казалинска, а бетон производят на кызылординском заводе. Это основные материалы, необходимые для строительства моста, а вспомогательные – щебень, песок и другие – поставляют местные предприниматели.

На мосту будут четыре полосы для движения автотранспорта. По краям проезжей части на всем протяжении установят металлические отбойники, за которыми будут проложены пешеходные дорожки, защищенные металлическим забором. По откосам с обеих сторон укладываются бетонные плиты. Освещать мост будут восемь фонарей с LED-лампами.

На автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай» планируется строительство современного путепровода. Проект «Строительство транспортной развязки на примыкании главной уличной дороги в левобережной части реки Сырдарьи города Кызылорды с автотрассой «Западная Европа – Западный Китай» был разработан в соответствии с техническими условиями АО «НК «КазАвтоЖол». Общая сметная стоимость составляет 4,6 миллиарда тенге. Сейчас разрабатывается поэтапная реализация проекта и возобновляется государственная экспертиза.

Строятся мосты и в районах. Например, жители Сырдарьинского особенно долго ждали начала строительства моста через Сырдарью, который соединил аулы на левом берегу с районным центром.

На левобережье проживает больше половины населения района. Новый мост длиной 220 метров сдан в эксплуатацию в 2014 году. Его строили специалисты ТОО «МО-25». До этого тут была понтонная переправа, которую убирали во время ледостава и прохода шуги. Жителям района приходилось добираться в Теренозек через соседний Жалагашский район или областной центр, то есть проделывать изрядный крюк в 120 километров. Теперь же дорога сильно сократилась. Расстояние от аула Шаган до райцентра – двадцать километров.

Используя этот пример, молодые сырдарьинцы показали всем пример сплоченности, отремонтировав несколько мостов в райцентре.

В первый раз они объединились, чтобы отремонтировать мост через канал «Майжарма», разделяющий Теренозек на две части. Старый мост в залинейной части поселка по улице Бауыржана Момышулы был построен еще во времена СССР, и по нему не ездили автомобили из-за того, что он был слишком узким и ненадежным. Около 120 семей проживали в так называемом «Шанхае» поселка. Теренозекцы ходили в центр поселка и обратно по старым шатким мосткам, автомашины в ту часть могли заехать только через опять же старую разбитую дорогу рядом с аулом имени Сакена Сейфуллина или в объезд вдоль канала. Люди жаловались на то, что детям трудно добираться в школу, что долго приходится ждать «Скорую помощь». Поэтому новый мост стал не просто важным событием, но и настоящим праздником, который ждали уже много лет.

Инициатором в этом благом деле выступил районный филиал партии «Нур Отан».

Еще один канал в райцентре протекает параллельно улице Казахской. За каналом несколько десятков домов. Раньше их жители оставляли свои автомобили на берегу и по старенькому, узкому пешеходному мостику перебирались на противоположную сторону, затем шли домой пешком. Или же делали крюк и объезжали преграду по трассе, ведущей в областной центр, а это – около десяти километров. И вот в 2017 году был построен новый мост, на возведение которого не ушло ни одной тиынки бюджетных средств.

Теренозекцы опять вспомнили про хороший обычай асар и объединились, чтобы сделать доброе дело. Строительные материалы помогли приобрести спонсоры. Многие жители поселка участвовали в строительстве, были и те, кто приходил на помощь после основной работы. Технику предоставили местные предприятия.

В Кызылорде с возведения моста по улице имени Гани Муратбаева началось строительство «нового» города. Его строили с 2014 по 2016 годы работники ТОО «Мостостроительный отряд №25 им. А. Рязанова». Длина сооружения – 386 метров, ширина – 22 метра. Как планировалось, на мосту четыре полосы движения автотранспорта, пешеходные дорожки, бордюры и ограждения. Держится сооружение на девяти опорах.

– Я приезжала в гости к сестре из Талдыкоргана, – говорит Татьяна Шацкая. – Гуляя по городу, увидела, как потом выяснилось, административный корпус университета «Болашақ» и прошлась по мосту, с которого открывается прекрасный вид на левый берег, старую часть города и проспект Независимости.

Новая магистраль, которую сдали в канун 25-летия Независимости РК, разгрузила поток транспорта внутри города, вдоль нее пешеходные зоны, велосипедные дорожки. На широком тротуаре ярко светят фонари, есть скамеечки.         

Протяженность проспекта – семь километров. Он простирается от улицы Султана Бейбарса до улицы Абулхаир хана. Ширина берегоукрепительного сооружения, на котором построена дорога – около двадцати метров. В строительстве проспекта использовали современные технологии и материалы. В «подошву» дороги постелили геомембрану – толстую клеенку, которая удерживает подпочвенную влагу от разрушительного воздействия на дорогу. Чтобы дамбу не размыло водой, ее откос накрыли сетчатым изделием – габионом, ячейки его заполнили бутовым камнем.

Раньше, чтобы прогуляться по набережной, нам хватало меньше часа времени. Сейчас не каждый сможет пройти от ее начала до конца. Многие кызылординцы уже стали новоселами в микрорайонах, расположенных рядом с проспектом Независимости.

У проспекта Независимости будет «близнец» – на левом берегу его строит ТОО «Управление автомобильных дорог». Начинается дорога между новыми домами напротив мемориала Коркыта ата на правом берегу. Мимо детского сада, здания ре-
гионального центра «Рухани жаңғыру», Центра обслуживания молодежи она уходит в сторону кампуса университета «Болашақ» и минуя его, поворачивает налево в сторону Сырдарьи. Уперевшись в берегозащитное сооружение, которое возводило ТОО «Мелиоратор», дорога уходит в сторону моста по улице Султана Бейбарса. Там автор этих строк встретился со старым знакомым – прорабом Саматом Карымсаковым, который рассказал какой будет новая дорога.

– В прошлом году мы построили полтора километра дорожного полотна, – сказал он. – А длина участка семь с половиной километров.

– Над прокладкой новой дороги работают сорок пять человек, – рассказал начальник участка Жанибек Сыздыков. – Из техники транспортировали сюда экскаватор, грейдеры, несколько бульдозеров, водовозы, два асфальтоукладчика, асфальтовые катки, кран-манипулятор, десяток самосвалов.

Примечательно, что здесь и на других объектах строительные материалы используются местные – песок и гравий из карьеров Жанакорганского района, асфальт с собственных заводов, у ТОО «УАД» есть бетонно-смесительный узел.

По обе стороны дороги, проходящей через «сердце» левобережья, тротуарные дорожки шириною 2,25 мет-ра и бетонные лотки шымкентского производства, которые установили на 20-сантиметровую гравийно-песчаную смесь. Предназначены лотки для водоотвода, однако надеемся, что по ним пойдет и поливная вода. На участке, где дорога повернет к Сырдарье будут велосипедные дорожки, а вот вдоль реки только дорожное полотно, прогулочные и велосипедные зоны, возможно, построят на широкой дамбе.

Еще один грандиозный проект на левобережье Сырдарьи реализовало ТОО «Қыран».

Следует отметить, что это товарищество уже не один десяток лет строит автодороги в нашей области и за ее пределами. У ТОО оснащенная производственно-техническая база, есть вся специальная техника, квалифицированные прорабы, геодезисты и рабочие. Чтобы читатели могли оценить работу «кырановцев», скажу, что они в 2018 году капитально отремонтировали улицу имени А. Токмагамбетова в Кызылорде, которая стала шире, без неровностей и ярко освещенной. ТОО асфальтировало улицы в микрорайоне «Саулет», в районных центрах.

– На левобережье мы с 2017 года, –
говорит прораб Чингиз Накипов. – Строим с «нуля» автомагистраль протяженностью 4934 метра от спуска с моста через Сырдарью по улице имени Гани Муратбаева до моста через канал «Шіркейлі», который возводит ТОО «Сервис НС».

Новоселы левобережья и гости уже имели шанс прокатиться или прогуляться по новому проспекту. Ширина проезжей части четырехполосной автодороги по семь метров в каждую сторону, а тротуаров – по три метра. К слову, ни одна пешеходная дорожка здесь не уходит в никуда. На законченном участке, а это почти полтора километра, установлены знаки и сделаны проходы к многоэтажкам. Риск дорожно-транспортных происшествий снизила разделительная полоса на автомагистрали и бордюры.

– По краям тротуаров мы построили второстепенные дороги, чтобы новоселам было удобно заезжать в дома, а на проспекте не создавались заторы, – сказал Ч. Накипов. – Пешеходные дорожки и автодорогу разделяет полоса, которая станет зеленой. Весной мы сами посадим деревья, саженцы купим в местных лесопитомниках.

Автомагистраль на левом берегу второй категории со сложным дорожным покрытием. Основание у нее из земельного полотна, на которое уложили нетканный геотекстиль – это рулонное полотно, изготавливаемое из полипропиленовой нити иглопробивным способом с возможным последующим термоскреплением. Используется в качестве специальной прослойки между слоями грунта, предотвращающей их смешивание. Затем идут двадцать сантиметров песчано-гравийной смеси и снова геотекстиль на который уложили 18 сантиметров щебеночно-песчаной смеси. Потом идут черный щебень и мелкозернистая асфальтобетонная смесь. Процесс строительства заканчивается укладкой щебеночно-мастичного асфальтобетона – смеси минеральных материалов (щебня, песка), минерального порошка и битума. То есть покрытие автодороги на левом берегу не хуже чем у международной автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай». Именно такие магистрали нужны для «новой» части города.

– Конечно, товарищество даст гарантию на выполненную работу согласно нормам и проекту, – говорит Чингиз Накипов. – Однако с уверенностью можно сказать, что такое дорожное покрытие будет верно служить и по истечении этого срока.

Выше было сказано о лесополосе между основной и второстепенной магистралями. Питаться зеленые насаждения будут водой из лотков, которые установили на прочное бетонное основание.

Часто на кызылординских улицах мы сталкиваемся с лужами после дождей. На левом берегу их не будет, потому что вдоль дороги ТОО «Мелиоратор» проводит канализационную сеть, которая будет выполнять и роль дренажной системы дороги. Еще одну дорогу с лотками построило ТОО «УАД», с ней соединилась наша магистраль у спуска с моста по улице Гани Муратбаева.

В том месте, где дорога поворачивает в сторону моста через «Шіркейлі», и у него самого будут два автомобильных кольца.

Оказалось, что «кырановцы» и «уадовцы» встретятся на этих самых кольцах. ТОО «УАД» построит магистраль вдоль Сырдарьи от условного первого кольца и до моста по улице Султана Бейбарса, где аналог проспекта Независимости на правом берегу повернет направо и соединится со вторым кольцом.

– Конечно, нам нравится участвовать в крупных проектах, – говорит С. Карымсаков. – Однако не стоит забывать о текущем ремонте улиц. Из-за длительной процедуры тендерных закупок, мы реже занимаемся ямочным ремонтом. Если эти формаль-ности упростят, то показатели качества дорог резко улучшатся. Были бы заказы, а работать качественно и в сжатые сроки мы умеем.

Действительно. Взять, например, улицу Есенова в поселке Тасбогет. Вдоль нее расположены поликлиника, социальные, культурные объекты, и от нее отходят другие улицы этого населенного пункта. Двадцать второго августа работники ТОО «УАД» закрыли ее на неделю, чтобы провести средний ремонт дорожного покрытия за несколько дней.

В принципе, асфальт и до ремонта был ровный, местами с небольшими ямами, но не в критическом состоянии.

Участок, где товарищество проводило ремонтные работы, начинается с «кольца», на котором заканчивается проспект Жибек жолы, и тянется до пересечения с улицей Шокая. Его длина – 512 метров.

– Подготовительные работы продлились несколько дней, – сказал начальник участка Бакытжан Махам-бетов. – Много времени было необходимо для транспортировки спецтехники, а геодезисты должны были сделать отметки.

Работали над реконструкцией дороги шириною семнадцать метров пятнадцать человек. Из техники здесь были асфальтоукладчик, четыре асфальтовых катка, водовоз, пять самосвалов.

Убирал старый асфальт машинист с двадцатилетним стажем Виктор Цейн. Он управляет высокопроизводительной дорожной фрезой Caterpillar PM 200, которая весит почти тридцать тонн и выполняет снятие асфальтовых и бетонных покрытий на любую глубину за один проход.

Затем была произведена подгрунтовка дорожного покрытия битумом, поверх которого положили четыре сантиметра мелкозернистой асфальтобетонной смеси.

Б. Махамбетов отметил, что на участок ушло около 1500 тонн асфальта. А жители поселка терпели неудобства недолго, потому что движение автотранспорта было затруднено меньше недели.

Еще один факт того, что крупная компания готова реализовывать небольшие проекты – улица Султана Бейбарса. На ней расположены лицей, школы, перинатальный центр, областной акимат, Дом творчества, новые многоэтажки. Кызылординцы, проживающие в центре города, через проспект Независимости и улицу Султана Бейбарса добираются на работу в южную промышленную зону, поселок Тасбогет. Еще большой поток автотранспорта бывает на этой улице из-за того, что она через мост на Сырдарье связана с автомагистралью «Западная Европа – Западный Китай». Водители груженых фур предпочитают объезжать город, а вот жители области или путешественники на легковых автомобилях заезжают в Кызыл-орду по этой улице.

Ясно, что для такого большого потока автотранспорта была необходима дорога шире, поэтому специалисты ТОО «УАД» больше года назад расширили проезжую часть улицы Султана Бейбарса. Конечно, тогда было интересно, почему это не сделали летом, когда стоял сезон отпусков, а дети отдыхали на каникулах. Дело опять таки было в тендере и компания, выигравшая его, принялась за работу немедленно, к тому же сроки ее выполнения были поставлены короткие.

Работы велись на участке от Назарбаев-интеллектуальной школы до пересечения улицы Султана Бейбарса с проспектом Жибек Жолы (сейчас проспект имени Нурсултана Назарбаева).
Длина участка – семьсот метров. Раньше ширина каждой полосы дороги была семь метров плюс полтора метра обочины. Теперь ширина составляет четырнадцать метров, обочина – три с половиной. Остановочные павильоны были сдвинуты ближе к тротуару, что, несомненно, хорошо для пешеходов. Есть места, где под дорогой лежали трубы поливных каналов. Их специалисты компании тоже раздвинули согласно проекту. По словам начальника участка Сакена Бекталова, несмотря на то, что в некоторых местах приходилось перемещать столбы линий электропередач, в близлежащих многоэтажках и других объектах электричество не отключалось, другие коммуникации тоже работали исправно.

Строительством новой дороги занимались пятьдесят кызылординцев. Из техники было три больших гусеничных экскаватора, три экскаватора-погрузчика, два грунтовых катка, два асфальтоукладчика, шесть вальцовых катков, два крана, строительные материалы подвозят двадцать самосвалов.

По завершении расширения проезжей части работники ТОО поставили на новые места, демонтированные восемьдесят два фонаря уличного освещения, остановочные павильоны, сделали подъезды к организациям, расположенным вдоль улицы. Но до этого «уадовцы» расширили дорогу до моста через Сырдарью. Общая протяженность ее составила 1708 метров. На то, чтобы грузовой и легковой автотранспорт заезжал в Кызылорду по четырехполосный дороге, с которой открывается красивый вид, потребовался месяц.

Вышеописанные проекты – это лишь малая часть того, что сделали дорожники за последние несколько лет. То, что в тексте часто назывались компании «УАД» и «Қыран» не говорит о том, что других организаций, занимающихся ремонтом дорог у нас нет. Работники не менее чем десяти товариществ усердно трудятся в разных уголках области, чтобы мы ехали по делам, на работу, к родственникам по хорошим дорогам.

Наверное, все заметили, что машин на автострадах областного центра и районов стало больше. Местные власти это приняли во внимание и заботятся о безопасности пешеходов.

Для обеспечения безопасности дорожного движения на улицах Кызыл-орды выделено 91,3 миллиона тенге, пятнадцать миллионов – на техническое обслуживание светофоров, будут установлены больше шестисот дорожных знаков, больше тридцати искусственных неровностей. Помимо этого, из областного бюджета выделено семнадцать миллионов тенге на установку «умных» пешеходных переходов и 21,7 миллиона – электронных информационных табличек на автобусных остановках.

Кирилл ДЕНИСОВ

Кызылординские вести / Предыдущие номера 05 октябрь 2019 г. 524 0