Истоки национального театрального искусства берут начало с Кызылорды, которая на тот момент была столицей КазССР. В Ак-Мечети 15-19 апреля 1925 года состоялся V съезд Советов Казахской АССР, на котором народу было возвращено его историческое название казахи и был утвержден план перспективного развития экономики и культуры республики. В пункте 25-м плана говорилось о необходимости в ближайшее время открыть в новой столице профессиональный национальный театр.
Официальное открытие театра состоялось 13 января 1926 года. Был подготовлен большой концерт и постановка третьего акта спектакля «Еңлік-Кебек». Спектакль был поставлен по одному из ранних произведений классика казахской литературы Мухтара Ауэзова, написанному на основе легенды о трагической судьбе двух влюбленных.
Выбор постановки не был случайным. Первый спектакль на казахском языке впервые был поставлен в 1917 году в родном ауле Абая Кунанбаева по случаю свадебных проводов внучки Абая Акыш. Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы, причем, женские роли исполняли аульные джигиты. Написанная более ста лет назад пьеса и сегодня не сходит со сцены и входит в репертуар многих известных театральных коллективов.
Первый театр расположился в Доме кино на пересечении бывших улиц Ленина и Малькова. Его зрительный зал был рассчитан на 320 мест. Каким должен быть казахский театр? Какой концепции должна быть подчинена его репертуарная политика? По этим вопросам высказывали свои мнения общественные деятели того времени.
В октябре 1925 года была напечатана книга С.Садуакасова «Ұлт театры» («Национальный театр»), в которой были определены пути развития театрального искусства в республике, место и роль театра в жизни общества. Как писал автор, чтобы читать книги, надо владеть грамотой. Искусство театра доступно каждому, кто может видеть и слышать. Театр – это живое искусство, которое обладает широкими возможностями.
В следующем году в газете «Еңбекші қазақ» вышла статья Мухтара Ауэзова «Жалпы театр өнері» («Общее искусство театра»), в которой автор отметил два пути, по которым должно развиваться искусство театра. Первый путь – это передвижные театры, ориентированные на жителей сельской местности и опирающиеся на национальные традиции. В их репертуаре должны преобладать национальные игры, произведения народного творчества, произведения сатирического жанра, понятные и близкие неискушенной сельской публике. По второму пути должны развиваться городские театры, отражающие жизнь казахского общества.
Первопроходцы
Творческий путь и становление национального театра связаны с именем Жумата Шанина. Талантливый режиссер и драматург, театральному искусству он учился у выдающихся режиссеров, создателей Московского художественного театра и МХАТа Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Он создал любительский, а затем и профессиональный театр, положив в основу драматических произведений народные песни, кюи, народные обычаи и традиции. Общаясь с талантливыми людьми из народа, он по крохам собирал народное достояние.
Как свидетельствуют архивные документы, в театре не было соответствующей материально-технической базы. Не хватало сценических костюмов, один и тот же костюм одевали поочередно несколько актеров, предметы быта, необходимые для постановок, брали на время у местных жителей, не было пошивочных и бутафорных цехов, специалистов для изготовления декораций и реквизитов. Все работы на сцене во время постановок выполняли сами актеры. Тем не менее за три года работы в Кызылорде театр поставил более полусотни спектаклей.
Жумат Шанин родился в 1892 году в Баянаульском районе Павлодарской области в семье бедняка. В нем рано проявилась любовь к искусству. Бывая на знаменитой Кояндинской ярмарке, с интересом смотрел выступления любительских передвижных театров. Первое знакомство с неведомым и диковинным для казахов профессиональным театром состоялось в 1915-1916 годах в Омске, где он учился на бухгалтерских курсах, после окончания курсов работал на заводе помощником бухгалтера. Его путь в профессиональное искусство определило знакомство с Сакеном Сейфуллиным, Ныгметом Нурмаковым, Бекмухамедом Серкебаевым.Свой первый спектакль под названием «Арқалық батыр» поставил на основе произведений казахского фольклора, далее – по произведению С.Сейфуллина поставил драму «Красные соколы». В первых постановках он выступал еще и в качестве актера.
Как пишет в своей книге воспоминаний «Театр – моя судьба» народный артист КазССР Капан Бадыров, Жумат Шанин стал известен в казахских степях в самом начале века, когда он организовывал в аулах кружки художественной самодеятельности. Где бы он ни находился, вокруг него всегда кипела и бурлила жизнь. Он устраивал молодежные вечера, на которых юноши и девушки состязались в умении петь, играть на домбре. Трагически закончилась судьба этого талантливого человека. В 1938 году, как и тысячи выдающихся представителей творческой интеллигенции того времени, он был осужден и приговорен к расстрелу.
Вас никогда не забудут, вы – пионер великого искусства для целого народа, – сказал о Ж.Шанине К.Станиславский.
Вклад Жумата Шанина в развитие театра невозможно переоценить. Возглавив созданный в Кызылорде профессиональный театр, он как всегда принялся за дело с присущим ему рвением. Человек творчески одаренный, он умел распознавать в людях таланты, сам подбирал актеров, учил их играть, прививая любовь к сцене, воспитывал зрителя.
По сложившейся в те годы традиции театральные постановки состояли из двух отделений. В первом отделении шел спектакль, во втором – концертная программа. Концерты, организованные Ж.Шаниным, всегда отличались интересными, со вкусом подобранными музыкальными номерами. В них присутствовали соло и дуэты певцов, играли домбристы, баянисты, мастера традиционного музыкально-поэтического творчества, много места уделялось выступлениям чтецов, юмористов, мастеров оригинального жанра. Человека широкого и разностороннего таланта, Ж.Шанина увлекали самые разные жанры искусства. Надо отметить, что диапазон творческих возможностей первых актеров был широким. Они одновременно были актерами, прекрасными музыкантами, выступали в оригинальных жанрах, пели, танцевали, играли на инструментах. Многие актеры совмещали игру на сцене с основной работой – на начальном этапе открытия театра актерам не платили зарплату.
В репертуаре преобладали спектакли, посвященные таким темам, как становление Советской власти, быт и обычаи старого аула, дореволюционная жизнь казахского народа. Это «Красные соколы» Сейфуллина, «Зарлық» Успанова и Утеулина, «Қаракөз», «Бәйбіше-тоқал» Ауэзова, «Бракосочетание», «Хитрый мулла» Майлина, «Малқамбай» Ерданаева, «Торсықбай», «Айдарбек», «Арқалық-батыр» Шанина. Успехом у зрителей пользовались «Еңлік-Кебек, «Қаракөз» по пьесам М.Ауэзова, «Қызыл сұңқарлары» С.Сейфуллина, «Малдыбай» И.Мендиханова.
Трагедия «Қаракөз» была написана М.Ауэзовым в 1925 году. Впервые зритель познакомился с ней в Кызылорде в постановке Курманбека Жандарбекова.Пронзительную историю о любви и разлуке, борьбе между чувством и долгом, личным и общественным представили на сцене Зура Атабаева (Каракоз), Курманбек Жандарбеков (Сырым), Иса Байзаков (Нарша), Серке Кожамкулов (Жабай).
В состав труппы первого профессионального театра вошло около трех десятков актеров, с именами которых связаны история и становление казахского кино и театрального искусства: актеры Елубай Омирзаков, Капан Бадыров, Серке Кожамкулов, Курманбек Жандарбеков, Амре Кашаубаев, Калибек Куанышбаев, Иса Байзаков, Абылка Абдуллин, певицы Шамсия Алибекова и Далила Онгарсынова,
палуан и силач Кажымукан Мунайтбасов, Жанбике Шанина. Первые большие гас-троли кызылординского театра начались в мае 1926 года. Начавшись в Шымкенте и Туркестане, они завершились на Каркаралинской ярмарке. Регулярно выступала труппа и перед жителями аулов. Соединив несколько повозок, при свете керосиновой лампы, соорудив декорации на приспособленных шестах, актеры играли спектакли под открытым небом.
Калибек Куанышбаев – народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Некоторые люди рождаются одаренными и талантливыми и своими исключительными способностями дарят другим радость и добро. Таким был К.Куанышбаев, выдающийся представитель казахского сценического искусства. Первые его выступления относятся к началу 1920-х годов. В составе передвижной труппы, в которую вошли певцы, борцы, жонглёры, танцоры, он участвовал в качестве юмориста и комика-острослова в представлениях на Кояндинской ярмарке недалеко от Семипалатинска. В 1925 году приехал в Кзыл-Орду и стал одним из первых членов профессионального казахского театра.
Корифей сценического искусства, народный артист СССР Курманбек Жандарбеков в своей статье «Гордость сцены» писал: «По сравнению со всеми нами Калибек пришел в театр с особыми способностями. Первый казахский театр представлял собой синтез разных видов искусств. Мы и пьесы ставили, и концерты давали, и даже показывали цирковые номера. Калибек участвовал везде, зрители обращали на него особое внимание. Он восхищал зрителей своими сатирическими рассказами вроде «Қыз ұзату» («Проводы замуж»), «Қой күзету» («Сторожить баранов»). Артист умело использовал приятный тембр своего бархатного голоса для передачи характеров исполняемых персонажей. Превосходный мастер имитации, в сценической зарисовке «Қыз ұзату» он сам, один, мог передать все интонации: и сварливой старухи, и болтуна старика, и плач девушки во время ее проводов замуж, и блеяние теленка, и лай собаки, и вой волка.
Артист писал шаржи, короткие сатирические стишки, которые сам же мастерски исполнял. Он хорошо знал устное творчество народа, знал наизусть много стихотворений Абая, Ыбырая, Султанмахмута и других. В искусстве и технике языка не было актера, превосходившего Калибека. Он может служить примером для молодых актеров. Актер не состоится как таковой, если не освоит технику языка.
Следующей особенностью актера является основательное знание им прошлого своего народа, обычаев, традиций и др. Многих режиссеров Калибек консультировал, помогал найти сценическое решение и выход из положения в пьесах на эпическую и историческую тему. Мы все должны учиться, знать историчес-кое наследие народа так же хорошо, как Калибек».
«Калибек – чистый золотой самородок из Каркаралы. Школой, большой сценой для него явилась Кояндинская ярмарка, где он сотрудничал с Майрой Уаликызы, Кажымуканом Мунайтбасовым, Исой Байзаковым, вырабатывая свой стиль. Прозванного «перi Қалыбек» за то, что один мог представить целый театр, со временем его назвали «сахна перici» (мастер сцены). Шакен Айманов считал своим наставником Калибека, который, не имея специального образования, стал целым явлением в искусстве, пробившимся из народа, благодаря степной эрудиции, таланту, впитанному с молоком матери», отзывался о К. Куанышбаеве известный казахстанский актер и режиссер Асанали Ашимов.
«Путь Калибека в искусстве – пример для любого из нас. Группа соратников-любителей искусства, вышедших из аула, основала казахский национальный театр. Похоже, что с этим мы справились неплохо», – писал К. Жандарбеков.
Куанышбаева называли казахским Щепкиным. Он имел свой неповторимый стиль, не похожий ни на кого. Он играл Кунанбая, Абая, героев пьес Шекспира. Создавая очередной образ, он обращался к Абаю и находил у него ответ. Актер внутренне советовался с таким гигантом мысли как Абай, на его письменном столе всегда лежали книги великого поэта. Способность перевоплощаться, особый талант актера проявились в образе Мылқау (Немой) в спектакле «Ақан сері-Ақтоқты» по пьесе Габита Мусрепова. Актер нашел приемы, чтобы показать все беды этого несчастного. Даже нам, стоящим рядом, было тяжело смотреть, как актер мычал от горя, кусая большой палец. Когда он с большим пальцем во рту несколько минут молча стоял на сцене, не было человека, который бы не прослезился, сочувствуя горемыке, писали о нем театральные критики.
Бывало и так, что режиссеры чувствовали свою слабость перед его талантом. Иногда, воплощая тот или иной образ, он отходил от сценария, но режиссеры не решались давать ему советы, так как чувствовали, что актер опирается не столько на сценарий, сколько на жизненные реалии, на национальные особенности характера героев.
Осваивая и исследуя сценическое искусство, К. Куанышбаев занимался также художественной литературой. Им выпущены два сборника сатирических стихотворений «Түйреуiш» («Шпилька») и «Шаншарлар» («Остряки»). В соавторстве с драматургом Шахметом Кусаиновым он написал комедии «Шаншарлар», «Ақ жаулық-көк жаулық».
За сорок лет сценической жизни К. Куанышбаев сыграл более 150 ролей, каждая из которых отличалась своей характерной особенностью, необычным решением. Он внес вклад и в развитие молодого казахского кино. Фильмы «Амангельды» и «Абай», в которых снялся актер, получили высокую оценку театральных критиков и по достоинству оценены зрителем. Ныне его имя носит Государственый академический казахский музыкально-драматический театр Астаны, ведущий центр театрального искусства Казахстана.
Серке (Сералы) Кожамкулов – народный артист КазССР, один из основателей казахского театрального искуства, был удостоен Сталинской премии, Герой Социалистического Труда.
Он родился в Комсомольском районе Костанайской области. В 1913-1916 годы учился в школе «Уазифа» в Троицке, в 1920-1922 годах – в татарском институте просвещения в Оренбурге. В 1919 году воевал в партизанском отряде Алиби Жангельдина, позже работал следователем в судебных органах.
Серке Кожамкулов впервые обратил на себя внимание своими способностями, активно участвуя в работе труппы «Қызыл керуен» в 1920-х годах. Позже, в годы учебы в Оренбурге, он установил тесную связь с видными представителями казахской литературы С.Сейфуллиным, С.Мукановым, Г.Мусреповым и мастером сцены К.Бадыровым.
В 1925 году Серке Кожамкулова пригласили в первый профессиональный казахский театр в Кзыл-Орде. В первые годы существования кызылординского театра режиссёры выдвигались из актерской среды. Первым спектаклем, поставленным в Кызылорде, стал «Еңлік-Кебек» по пьесе М.Ауэзова. На торжественной церемонии открытия театра труппа представила на суд зрителя лишь третий акт драмы. Позже зрители смогли посмотреть все четыре акта. С большой теплотой была воспринята талантливая игра актеров Шамсии Алибековой (Енлик), Рахыма Иманбаева (Кебек), Хусаина Онгарбаева (Есен), Амре Кашаубаева (Жапал), Сейфоллы Байкожина (Кобей), роль Еспенбета сыграл сам Серке Кожамкулов. Благодаря усилиям С.Кожамкулова, на сцене этого театра были поставлены пьесы «Бәйбiше-тоқал» М.Ауэзова, «Халық мектебi», «Қалпе» Б.Майлина, «Зарлық» У.Оспанова, «Женитьба» Н. Гоголя.
Амре Кашаубаев – знаменитый казахский певец, актер, музыкант, выходец из Восточно-Казахстанской области. В 12-летнем возрасте его отец переехал в Семипалатинск. С ранних лет Амре работал у бая по имени Исабек, который брал молодого поэта с собой на разные свадьбы и праздники, где мальчик пел, восхищая слушателей своим редким голосом и певческим даром. Вскоре слава о нем разнеслась по всем окрестностям Семипалатинска. На знаменитой Кояндинской ярмарке он познакомился с Сатмагамбетом и Газизом Айтбаевыми из Караоткеля, с Жаяу Мусой и Кали Байжановым из Баянаула, с Майрой Уаликызы из Кереку, с Мади Бапиулы из Каркаралы.
В 1925 году был делегатом V съезда Советов Казахстана в Кзыл-Орде и IV съезда Советов в Москве, принимал участие в концертах, организованных для участников съездов. 26 июня 1925 года в газете «Правда» появилась статья об этом концерте: «Прекрасный концерт. Такие исполнители, как казахский певец Амре Кашаубаев, узбекская певица и танцовщица Тамара ханум являются настоящими народными артистами».
В 1926 году А.Кашаубаев был принят в труппу Кызылординского театра, где сыг-рал роль Жапала в трагедии М.Ауэзова «Еңлік-Кебек». Позже им были созданы образы Коскелды, Койшы, Жараса, Акына в спектаклях по пьесам М.Ауэзова «Қаракөз», «Бәйбіше-тоқал», «Айман- Шолпан». До конца своей жизни он был артистом-певцом.
Потрясенный уникальным голосом Амре, А.Затаевич записал в его исполнении народные песни «Балқадиша», «Дударай», «Бес қарагер», «Көк көбелек» и другие. Его исполнительское мастерство высоко оценили такие знатоки искусства как А.В.Луначарский, Г.Любимов, видные представители казахской литературы и искусства М.Ауэзов, С.Сейфуллин, И.Байзаков, А.Маргулан, Ж.Елебеков, А.Жубанов, К.Жандарбеков.
Амре Кашаубаев был первым певцом, представившим Казахстан за границей. В 1925 году участвовал в этнографическом концерте в Париже на котором исполнил песни «Ағаш аяқ», «Қанапия», «Үш дос», «Жалғыз арша», «Қос балапан»» и другие, получил 2-ое место и серебряную медаль. Об уникальном таланте казахского певца писала французская периодика, его голос сравнивали с голосом Энрико Карузо и Марио Ланца, а профессор Сорбонны Перно записал несколько песен в исполнении Амре на фонограф. Записи были найдены в 1974 году музыковедом Жаркыном Шакаримовым в архивах Москвы, которые вернулись к нам после реставрации. Долгое время считалось, что голос Амре был утерян навсегда.
Поездка в Париж круто изменила жизнь Амре. Он получил всенародное признание и славу, но было нечто, что сломило некогда жизнерадостного человека. По рассказам близкого друга певца Серке Кожамкулова, на парижский концерт пришел казахский диссидент Мустафа Шокай. После выступления он пригласил казахстанскую делегацию на ужин, но все, ссылаясь на разные причины, отказались. Амре принял приглашение и отужинал с Роменом Ролланом и Мустафой Шокаем.
Втроем они поднимались в тот вечер на Эйфелеву башню. По возвращении на родину Амре стали вызывать на допросы в НКВД, он приходил домой поздно ночью, избитый, и просил Серке никому об этом не рассказывать. О встречах с чекистами свидетельствуют протоколы допросов, в которых рассказывалось о встрече Амре с Мустафой. Амре подозревали в том, что он привез в Казахстан письмо от Шокая, адресованное алашординцам Ахмету Байтурсынову и Мыржакыпу Дулатову. Письмо, конечно, не нашли, но 6 декабря 1934 года Амре был найден мертвым на одной из улиц Алматы.
На первой афише кызылординского театра среди звездных имен Амре Кашау-баева, Серке Кожамкулова, Исы Байзакова, Калибека Куанышбаева, Кажымукана Мунайтбасова значился и Курманбек Жандарбеков.
Он родился в 1905 году в Чимкентском уезде Сырдарьинской области. С детства отличался удивительно красивым, чистым голосом и музыкальной памятью. Когда Курманбеку было 10 лет, он поступил в туземное училище в Чимкенте, в 13 впервые выступил в Ташкенте и Туркестане. В 15 лет он приехал в Ташкент и провалил вступительные экзамены в Казахско-киргизский институт народного просвещения. Черноглазого мальчишку, устроившего во дворе училища театральное представление одного актера, увидел Гани Муратбаев и был поражен красотой его голоса и незаурядными актерскими способностями. В те годы Гани был первым секретарем ЦК комсомола Туркестана, объединявшего комсомольские организации Узбекской, Таджикской, Туркменской, Киргизской респуб-лик и южных областей Казахстана.
Разглядев незаурядный талант подростка, Г.Муратбаев уговорил директора института Ису Токтыбаева принять Курманбека на учебу под его личную ответственность. Можно только удивляться, как умудрялся Муратбаев выкраивать время для занятий с Курмашем. Они проходили в перерывах между заседаниями в кабинете и в коридорах учреждений, но чаще всего в доме Гани, поздно ночью, уставший от дневной сутолоки Гани посвящал занятиям столь короткие часы отдыха. А после урока наступало время песни. Благодаря Гани Жандарбеков нагнал своих сокурсников и успешно, в числе первых студентов, завершил институт, получив диплом учителя.
В 1921 году на Олимпиаде искусств Востока шестнадцатилетнему Курманбеку была присуждена первая премия. На конкурсе присутствовала возвращающаяся из Москвы делегация дружественного Афганистана. Голос необыкновенной чистоты настолько поразил главу делегации, что он тут же вручил юному Курманбеку Золотой знак Афганистана и, сняв со своего мизинца драгоценный перстень, надел его на палец певца.
На этом конкурсе Курманбек впервые в жизни услышал симфонический оркестр и был ошемломлен увиденным и услышанным. Испытывая огромную жажду к музыкальным знаниям, он изучает нотную грамоту. Тогда же профессор В.А. Успенский записал в исполнении Курманбека 13 казахских народных песен.
В 1925 году из Москвы пришла трагическая весть о кончине Муратбаева, Курманбек решает дать в честь своего учителя концерт, чтобы на собранные деньги поставить ему памятник. Чтобы привлечь большее количество зрителей, в афишах заявлено, что Жандарбеков споет 101 песню! Реклама сработала – зал был набит битком.
После двадцатой песни уже только объявление названия следующей встречалось бурными аплодисментами. Курманбек был в ударе, публика неистовствовала. Когда количество песен, исполненных певцом, перевалило за полусотню, некоторые благоразумные зрители, тревожась за голос певца, стали кричать: «Довольно! Верим!», но большинство, захваченные азартом, требовали: «Еще! Еще!». И Курманбек пел, пел…
В зале было душно, и Курманбек в перерывах, забегая за кулисы, пил воду и не мог напиться. Он спел 73 песни и вышел исполнять 74-ю. Проиграл на домбре вступление, раскрыл рот – и вместо чистого и прозрачного голоса послышался сип. Так Курманбек Жандарбеков навсегда потерял свой прежний прекрасный голос. Со временем он восстановился, но больше не был таким чистым и прозрачным.
Примечательной особенностью театра того времени было то, что в его становлении участвовали сами авторы произведений, по мотивам которых ставились спектакли. Такие выдающиеся писатели, как Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Ильяс Джансугуров и Мухтар Ауэзов, принимали непосредственное участие в постановках спектаклей, консультировали режиссеров и актерский состав, как лучше раскрыть тот или иной образ. Например, Сакен Сейфуллин приходил на каждую репетицию спектакля по его драме «Красные соколы», вникал в каждую мелочь, раскрывал завуалированные моменты и рассказывал о своем замысле при написании этого произведения. Жандарбеков играл роль Еркебулана, прообраз которого каждый день приходил на репетиции – это был сам Сейфуллин! Поэтому Жандарбекову удалось раскрыть образ своего героя во всей его мощи.
В первой национальной опере «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского Курманбеку Жандарбекову досталась роль злодея Бекежана. Ее премьера состоялась в Алма-Ате 7 ноября 1934 года. В главной роли пела блистательная Куляш, роль Толегена исполнил Канабек Байсеитов. Опера имела грандиозный успех, который сопровождает каждую ее постановку и по сей день. В 1937 году в Ленинграде состоялась премьера оперы «Ер-Таргын» (Е.Брусиловский), главная роль принадлежала Курманбеку. Сын К.Жандарбекова, писатель и историк, автор исторической дилогии «Томирис» Булат Жандарбеков писал в своей книге воспоминаний об отце: «По сценарию главный герой – батыр Ер-Таргын, которого играл Жандарбеков, должен был появляться на сцене верхом на коне. Дирекция Малого театра оперы и балета сбилась с ног в поисках подходящего животного. Дело в том, что на сцене Ленинградского театра лошадь появлялась в последний раз во времена Федора Ивановича Шаляпина, когда он пел в опере «Псковитянка». Поэтому дирекция театра, несмотря на все старания, так и не смогла найти походящую смирную и обученную лошадь. Были, правда, кони арабской породы в бывших царских конюшнях, но о них и речи быть не могло – дикари! Главный администратор театра пришел объяснить ситуацию. «Какую такую смирную лошадь? – возмущенно перебил Жандарбеков. «Я играю батыра, полководца. Вот-вот… эту самую... арабских кровей». И зажегся: «Я сам поеду и выберу!».
Появление Таргына верхом на коне зрительный зал встретил бурными аплодисментами. Курманбек сидел в седле как влитой, в то время как ошеломленный непривычной обстановкой жеребец нервно плясал под ним, перебирая тонкими ногами. Знаменитую арию Таргына Курманбек пел с большим подъемом. С последней высокой нотой Курманбек поднял коня на дыбы. Теперь он с кличем «Вперед!» должен был унестись за кулисы, а за ним и вся массовка. Но в этот момент одна молоденькая хористка умудрилась очутиться под вздыбленной лошадью. Жандарбеков рванул поводья и послал коня вперед, жеребец взвился в прыжке… и, не задев копытами девушку, вынесся за кулисы. Зал взорвался аплодисментами».
Присутствовавший на спектакле писатель Алексей Толстой писал: «Передо мной – и театр, и что-то большее, чем театр… Здесь то, что лучшие города Европы давно растеряли, о чем тоскуют лучшие люди, – эта золотая, юная, кипящая кровь искусства… Вот они, первые дары великой сокровищницы Азии».
В июне 1928 года состоялись последние большие гастроли театра, после которых труппа не вернулась в Кызылорду. Завершив гастроли в Алма-Ате, свой следующий театральный сезон артисты начали уже в новой столице. Ныне это Казахский академический театр имени Мухтара Ауэзова.
Благородная миссия В 1937 году в Кызылорду из Владивостока переехал Дальневосточный краевой корейский театр. В официальных директивах по «переселению» говорилось, что театру разрешалось брать с собой бутафорию для спектаклей, кроме декораций, и музыкальные инструменты, кроме пианино.
Осенью 1937 года в невероятно тяжелых условиях почти 200 тысяч дальневосточных корейцев были перевезены в Казахстан и Узбекистан и брошены на произвол судьбы. Их временно расселили, поскольку надвигалась зима, в клубах, складах, брошенных мечетях, конюшнях, свинарниках и т.д., а если не хватало и таких помещений, то корейцы селились в землянках.
В судьбе корейского народа известен такой печальный факт. ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1939 года были приняты постановления «О корейской литературе» и «Об изъятии литературы на корейском языке из книготорговой сети и библио-тек». Были списаны в макулатуру и уничтожены десятки тысяч экземпляров книг на корейском языке, привезенные депортированными с Дальнего Востока. По некоторым данным, в то время было изъято и уничтожено 120 052 экземпляра учебников 134 наименований по всем предметам, в том числе 17 325 учебников корейского языка.
В сложившейся ситуации корейский театр стал единственным островком корейской национальной самобытности на государственном уровне. В документах о переводе корейского театра в Казахстан сказано, что в 1937 году Дальневосточный корейский краевой театр по решению Правительства СССР ввиду того, что для его работы не было необходимой зрительской базы, был реорганизован. Основная часть сотрудников театра переехала в Кзыл-Орду, часть – в Ташкент, где были образованы самостоятельные областные корейские музыкально-драматические театры – Кзыл-Ординский и Ташкентский.
Осенью 1937 году основная часть сотрудников театра попала в Кзыл-Орду. Из артистов корейского театра была организована разъездная театральная труппа для обслуживания корейского населения – «Колхозно-совхозный гастрольный корейский театр». В 1940 году он был преобразован в Кзыл-Ординский областной корейский музыкально-драматический театр 3-ей категории.Так начался кызылординский период истории корейского театра, который длился с 1937-го по 1942-й год.
В репертуаре корейского театра в предвоенные годы преобладали произведения советских драматургов. Были поставлены спектакли по пьесам «Враги», «Егор Булычев и другие» М.Горького, «Гибель эскадры» А.Корнейчука. Был поставлен спектакль «Счастливые люди» по пьесе Тхай Дян Чуна о корейских колхозах в Казахстане. На подмостках театра ставились пьесы драматургов СССР, в том числе казахских драматургов.
Корейский областной музыкально-драматический театр ставил постановки для жителей колхозов во время полевых работ: посевных, уборочных и других кампаний. Так, с 10 по 20 октября 1940 года артисты выступали перед строителями Чиилийского канала.
Летом 1941 года труппа корейского театра планировала дать 10 концертов в шести районах Кзыл-Ординской области с охватом 2000 школьников. Но планам этим помешала осуществиться начавшаяся Великая Отечественная
война. С ее началом перестроилась работа всех органов. Не остался в стороне и театр. Изменился репертуар, приоритетное значение отдавалось военной тематике, была составлена концертная программа, состоявшая из песен и стихов о войне. Под общим лозунгом «Все для фронта, все для Победы!» артисты выступали перед эвакуированным населением и перед ранеными в госпиталях, участвовали в работе по оказанию помощи Красной Армии. Как рассказывают документы архива, на 10 декабря 1941 г. в театре было собрано деньгами на вещи для бойцов Красной Армии 4270 рублей, 67 штук теплых вещей и белья, 1570 руб-лей собрано на строительство танковой колонны.
В начале 1942 года корейский театр был переведен из Кзыл-Орды на станцию Уштобе недалеко от Талдыкоргана. Официальная мотивировка звучала так: «В целях обеспечения Кзыл-Ординского областного корейского театра зрительской базой и нормальными производственными условиями работы перевес-ти корейский театр из г.Кзыл-Орды в Каратальский район Алма-Атинской области с базой на станции Уш-Тобе». С 1942 по 1959 годы Корейский театр находился в Уштобе. В 1959 году постановлением Совета Министров КазССР театр снова был переведен в Кзыл-Орду и стал называться Кзыл-Ординским областным музыкально-драматическим театром. В эти годы театр тесно сотрудничал с газетой «Ленин кичи» и корейским областным радио. На протяжении 30 лет главным режиссером театра был Ен Цай, который внес неоценимый вклад в его развитие. Им было поставлено более 50 спектаклей, сыгравших заметную роль в становлении современной корейской драматургии. Среди них наиболее успешными стали постановки «Дружба», «Радостная жизнь», «Секрет природы», «Рассвет», «Радуга».
В репертуаре театра были спектакли по произведениям казахских драматургов: «Қозы Көрпеш-Баян Сұлу» Г. Мусрепова, «Волчонок под шапкой» К. Мухамеджанова, «Қарақоз», «Қобланды» М. Ауэзова, «Каракумская трагедия» Ө.Бодыкова, «Семья Аллана», произведения других советских авторов: «Стрекоза» Бараташвили, «Бай и Батрак» Хамзы, «Судьба отца» Жалкиева, «Тополек мой в красной косынке», «Материнское поле» Айтматова, «Ночь лунного затмения» Мустая Карима.
В I960 году был заключен творческий союз между корейским театром и Мос-ковским театром сатиры, что стало свидетельством его большого творческого потенциала. В целях дальнейшего развития корейского музыкально-драматического искусства корейский музыкально-драматический театр был переведен из областного подчинения в республиканское и в 1966 году заключил соглашение о творческом союзе с Академическим казахским театром им. М.Ауэзова. Конец 1960-х годов принес новые изменения в жизнь корейского театра – в 1969 году он переехал в столицу Алма-Ату.
Казахская театральная драматическая традиция, так же, как кинематограф и профессиональное музыкальное образование, возникла с приходом советской власти. Ее главная функция заключалась тогда в культурной агитполитической роли. Театральная культура игровых представлений с богатым устным наследием существовала в народе издревле. Но профессиональный театр возник в Казахстане в начале XX века в Кызылорде.
Жанна Балмаганбетова
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |