• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОБЛАСТНОЙ КАЗАХСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н.БЕКЕЖАНОВА: ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Во все времена театр имел исключительно важное значение в жизни людей. Формируя нравственные ценности, неся идеи гуманизма, он делает нашу жизнь более яркой и полной. Это «живое» искусство, здесь в отличие от искусства кино у актеров нет права на второй дубль. Не испытывая реальных чувств и эмоций, не вложив в своего персонажа частичку себя, невозможно создать правдивый образ. «Играть можно в карты, на скачках, в шашки. А на сцене нужно жить!». Это крылатое выражение выдающейся актрисы Фаины Раневской в полной мере можно отнести к актерам Кызылординского областного казахского музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова.

Его история берет начало с 1955 года. Тогда на основе самодеятельных театральных коллективов Каратальского и Енбекшиказахского районов Талдыкорганской области был создан Талдыкорганский областной драматический театр. Он открыл свой занавес постановкой жемчужины казахской драматургии – пьесой «Ақан сері – Ақтоқты» Габита Мусрепова. За пять лет работы в Талдыкоргане главный режиссер Жакып Абильтаев поставил около десяти спектаклей по произведениям классиков отечественной драматургии, среди них «Абай», «Қаракөз» Мухтара Ауэзова, «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу» Габита Мусрепова, «Қарақыпшақ Қобыланды» на основе фольклора.

В репертуаре театра появились спектакли по произведениям русских и европейских драматургов. В их постановке особую роль сыграл режиссер, заслуженный артист КазССР Виктор Дьяков. На сцене театра им были поставлены «Ревизор» Гоголя, «Слуга двух господ» Гольдони. Легкая и непринужденная музыка в сочетании с удачными мизансценами определили успех спектаклей. Зрителям надолго запомнилась талантливая игра актеров театра Турысжана Айнакулова (Труфальдино), Раисы Ташибаевой (Беатриче).

В 1960 году по решению Министерства культуры КазССР театр переехал в Кызылорду. Свой занавес труппа открыла спектаклем «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу». Для кызылординской публики появление в родном городе своего профессионального театра стало радостным событием.

В государственном архиве Кызылординской области хранятся документы, рассказывающие о деятельности театра. Среди них – решение исполкома Кзыл-Ординского областного совета депутатов трудящихся от 26 октября 1967 года о присвоении областному казахскому драматическому театру имени заслуженного деятеля искусств КазССР, народного акына и композитора Нартая Бекежанова, утвержденное министром культуры И.Омаровым репертуарный план труппы на сезон 1967-1968 годов. В него вошли пять спектаклей: «Қобылан-ды қарақыпшақ» М.Ауэзова, «Отелло» В.Шекспира, «Ночь лунного затмения» М.Карима, «Звезды нашего дома» С.Адамбекова, «Старик удивлен» К.Байсеитова и К.Шангитбаева.

Служенье музе суеты не терпит

В первые годы работы театра в Кызылорде в состав его труппы вошли актеры Жакып Абильтаев, Баймолда Баймуканов, Каден Балгынбаев, Шолпан Бакирова, Абдигумар Канетов, Сагымбек Ракышев, Кыдырма и Кашифа Копбаевы, Айнатай Манасбаева, Шарип Марденов, Халык Саурыков, Раиса Ташибаева,
а также молодые, подающие большие надежды артисты Жибек Багысова, Серик Шотиков, Рыстай Алдамжарова, Турысжан и Фатима Айнакуловы. Влились в коллектив выпускники Ташкентского ГИТИСа Пахыраддин Куанышев, Избасхан Шакиров, Жорабек Шуленбаев, студии при театре имени М.Ауэзова Улбатай Баядилова, Айымторы Тайгаринова, Калмахан Бисембинов и другие.

В 1963-1965 годы художественным руководителем и главным режиссером театра был назначен Рубен
Андриасян, выпускник Ереванского художественного театрального института (класс народного артиста СССР Вартана Аджемяна). На путь театрального искусства он встал не сразу. С самого детства его окружала творческая среда: тетя Рубена играла в армянском театре, дядя – Сурен Кочерян, великолепный мастер художественного слова, народный артист Армении и России. Юному Рубену, выросшему в актерском окружении, с детства были знакомы театральные подмостки. Но отец, врач по профессии, считал, что актерство – это несолидно. И он стал студентом факультета русской филологии Ереванского университета. Но пристрастие к искусству взяло верх. В один из дней Рубен, узнав, что в университете открылся режиссерский факультет, перевелся туда. Волею судьбы его биография оказалась тесно связанной с Казахстаном. После окончания вуза молодой специалист получил распределение в Уральск. Найдя его на карте, он решил не ехать туда, а поехал на актерскую и режиссерскую биржу в Москву и договорился отправиться после защиты диплома в Забайкалье.
Вернулся к себе в Ереван. В один из дней в его доме раздался телефонный звонок. Звонил министр культуры Казахстана Муса Днишев. Он предложил ему работать главным режиссером театра в Кзыл-Орде и начал описывать ему красоты города на берегу Сырдарьи. Возможно, Рубену польстило, что ему, студенту, звонил сам министр культуры, или прельстила перспектива сразу со студенческой скамьи руководить театром, но он согласился. Так его трудовая и творческая биография оказалась навсегда связанной с Казахстаном. Имя Рубена Андриасяна, народного артиста Казахстана, лауреата Государственной премии РК стало знаковым в истории театрального искусства страны.

С его приходом театр вступил в новый этап своего развития. Коллектив начал работать над постановкой произведений признанных классиков мировой драматургии. Успешной стала постановка комедии «Трактирщица» в трех действиях, написанная Карло Гольдони в 1753 году. Это история о приключениях Мирандолины – привлекательной и умной молодой женщины, которая унаследовала от своего отца гостиницу во Флоренции и управляет ею с помощью официанта Фабрицио. Замечательно справились со своими ролями актеры Жибек Багысова (Мирандолина), Калмахан Бисембинов (Рипафрата), Ораш Абдимомынов (Маркиз), Ибрахим Раманкулов (Фабрицио). Работа молодого режиссера и талантливого художника Георгия Кана была отмечена дипломом I степени Министерства культуры КазССР.

Наряду с зарубежной классикой, Р.Андриасян работает над постановками по произведениям отечественных драматургов. Тепло была встречена постановка по пьесе Оразбека Бодыкова «Қайдасың, әке?». В спектакле правдиво воссоздан образ знатного рисовода, академика полей Ибрая Жахаева. В спектакле были задействованы актеры Жакып Абильтаев, Калкаман Бейсембинов, Айымторы Тайгарынова, Улбатай Баядилова, Зекен Меирманов, Айнатай Манасбаева, Раиса Ташибаева.Большой удачей режиссера стал спектакль «Жамиля» по одноименной повести Чингиза Айтматова. Роль главной героини Жамили убедительно и правдиво был воссоздан Улпатай Баядиловой.

На должности режиссера Р.Андриасяна сменил Маман Байсеркенов. Он стал одним из первых, кто внедрил в казахстанских театрах систему Станиславского, которой мы обязаны сегодняшним реализмом происходящего на сцене и в кино.

Маман Байсеркенов родился 13 февраля 1937 года в ауле Екпинды Алакольского района Алматинской области. После окончания режиссерского факультета Алма-Атинской консерватории был направлен режиссером Кызылорды. В период с 1964 по 1970 годы он воплотил на кызылординской сцене спектакли, отличавшиеся жанровым своеобразием. Это «Оптимистичес-кая трагедия» Всеволода Вишневского, «Передышка» Александра Штейна, «Материнское поле» Чингиза Айтматова, «Майдан» Беимбета Майлина.

М.Байсеркенов был первым казахстанским режиссером, воплотившим на сцене один из лучших образцов советского сценичес-кого искусства. В 30-е годы прошлого века спектакль завоевал всеобщее признание и огромную популярность. Как писали тогда театральные критики, «это был новый тип пьесы и спектакля, насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства». Поставить на сцене спектакль такой политической значимости не решались ведущие театры
республики. М.Байсеркенов взял на себя смелость заставить заговорить героев «Оптимистической трагедии» на казахском языке. Постановка имела оглушительный успех и была удостоена премии Ленинского комсомола КазССР. С того времени началось шествие трагедии по сценам казахстанских театров. Последним спектаклем, поставленным М.Байсеркеновым в Кзыл-Орде, стала «Передышка» по пьесе А.Штейна. Спектакли «Попрошайка, которого бес попутал» Яна Соловича, «Ты – моя песня» С.Шаймерденова, «Солдат из Казахстана» Г.Мусрепова, «Гамлет» У.Шекспира и другие завоевали любовь зрителей.

В разные годы главными режиссерами театра работали Жакып Абильтаев, Мен Дон Ук, Тулеш Тунгышбаев, Тастан Утебаев. Все они оставили заметный след в истории и становлении театра.

В настоящее время главным режиссером театра является заслуженный деятель Республики Казахстан Хусеин Амир-Темир.

На сцене нужно жить Спектаклю «Ақан сері – Ақтоқты» по пьесе Г.Мусрепова принадлежит особое место в реперутаре театра имени Н.Бекежанова. Шедевр национальной драматургии, трагедия «Ақан сері – Ақтоқты» не сходит со сцены отечественных театров и актуальна во все времена. В центре сюжета – народный любимец, красивый и благородный поэт Акан сери и его возлюбленная Актокты. Пьеса рассказывает о трагической судьбе поэта, о его жизни, озаренной светом искусства и наполненной высоким смыслом.

За почти шестидесятилетнюю историю театра режиссеры осуществляли постановку трижды. В первой – роль Актокты сыграла народная артистка КазССР Шолпан Бакирова. В последующих постановках –
Жибек Багысова, Алия Арысбаева.

Жибек Багысова –
народная артистка КазССР. Она родилась в 1940 году в Акмолинской области. Окончила вокально-хоровую студию при Казахском государственном академичес-
ком театре оперы и балета имени Абая. Творческая карьера актрисы была связана с театром имени Н.Бекежанова. Она работала здесь в 1960-1995 годы. Одной из удачных постановок пьесы «Қаракөз» М.Ауэзова стал спектакль кызылординского театра. Поставил его режиссер Мен Дон Ук. Его «Қаракөз» была признана театралами одной из лучших. На роль главной героини Каракоз он пригласил молодую актрису Жибек Багысову. Лиричный и проникновенный образ Каракоз в интерпретации актрисы убедителен и поэтичен. Представленные на сцене из народной жизни, сопровож-дающиеся народными бытовыми песнями «Жар-жар, «Беташар», «Айт келін», придали спектаклю своеобразный народный колорит и сделали его ярким и самобытным. Колоритно смотрелись на сцене образы Сырыма, Асана, Дулата, воплощенные Сагынбеком Ракышевым, Шайтурсыном Абдибаевым, Турысжаном Айнакуловым. Критики дали высокую оценку спектаклю, он вошел в список спектаклей высокого художественного уровня.

За свою творческую карьеру Ж.Багысова создала целую галерею образов разного жанра. Ее творческий диапазон был необычайно широк: она одинаково убедительно сыграла как комедийные, так и драматические и трагические роли.

 Алия Арысбаева пришла в в театр имени Н.Бекежанова молоденькой выпускницей актерского факультета Алма-Атинской консерватории имени Курмангазы. Она родилась в 1948 году в ауле Айдарлы Сырдарьинского района. Уже со школьной скамьи Алия мечтала стать актрисой. Чарующий и полный загадок мир театра манил девочку. В канун окончания десятилетки ей в руки попалась газета с объявлением – Казахская национальная консерватория имени Курмангазы объявляет набор учащихся. Мало кто тогда верил, что девчушка из аула выдержит столь серьезный экзамен в престижный столичный вуз. Не одобрила решение дочери стать артисткой мама. Но девочка была упорна в своем решении. И вот поезд мчит ее навстречу мечте. На вступительных она прочла отрывок из «Материнского поля». Только монолог убеленной сединами и умудренной жизненным опытом Толганай звучал неубедительно в устах юной Алии. К этой роли она вернется позже, уже закончив вуз и поступив в труппу театра имени Н.Бекежанова. Здесь в Кызылорде в спектакле о вечных ценностях: любви и верности, прощении и вере, жизни и смерти ей досталась роль невестки Толганай Алиман. Неоднозначный и глубокий по своему смысловому содержанию образ дался Алие нелегко. Чтобы создать образ, который найдет путь к сердцу зрителя, нужно осмыслить в себе, понять сущность персонажа. Но для полного успеха нужно еще владение техникой игры, сценическим мастерством. И еще важное качество – умение играть в паре, чувствовать и ощущать партнера. Сама актриса сознавалась, «я не играю слезы, я плачу вместе со своей героиней». Один час – на одном дыхании. После финального жеста в зале – тишина, затем – овации.

В спектакле «Король Лир», поставленном главным режиссером театра, а еще и супругом Хусеином Амир-Темиром, Алия сыграла младшую дочь короля Лира – Корделию. Это одна из лучших ролей актрисы. Она работала над ней долго и упорно, вкладывая всю свою душу. Вновь и вновь перечитывала великого английского классика, чтобы понять и прочувствовать образ Корделии. Выдающее произведение мировой классики не потеряло своей актуальности с течением времени: взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений, противостояние гордыни и гордости, лести и правды. Казалось бы, прошло столько столетий, но события трагедии трогают до глубины души зрителя всех времен и народов. И сегодня, вновь и вновь обращаясь к «Королю Лиру», нужно понимать, что семья – это высшая ценность, самое дорогое в жизни каждого. Великим несчастьем может обернуться неуважение к родителям, давшим жизнь, предательство близких.   Актриса пыталась понять глубину чувств Корделии, связать личную трагедию искренней души с общечеловеческим смыслом образа. Сложность состояла еще и в том, что в момент начала репетиций Алия находилась в Алма-Ате, где шли съемки кинофильма, в котором снималась актриса. И вот наконец премьера. Звучат финальные слова: «Любовью я богаче, чем словами». И на сцене уже не Алия, а несчастная дочь короля Лира – Корделия.

Работала А.Арысбаева и в кинематографе. На киностудии «Казахфильм» имени Ш.Айманова она участвовала в съемке новеллы «Хлеб». Некоторые эпизоды снимались в Кызылординской области. Актриса сыграла большое количество ролей: Алиман в «Материнском поле» Ч.Айтматова, Корделия в «Короле Лире» В.Шекспира, Айгуль в «Стране Айгуль» М.Карима, Айшахан в комедии «Сноха» каракалпаского писателя К.Рахманова, Мария «Святая святых» И.Друцэ.

Актриса никогда не забывала уроки своей наставницы, народной артистки СССР Хадишы Букеевой, которая говорила, что «за образом нужно увидеть человеческую натуру, которую следует прожить, и роль обязательно станет близкой». В воплощенных ею на сцене образах отразились черты характера, так присущие самой актрисе – эмоциональность, женственность, обаяние, душевность и глубокая человечность. Она посвятила театру всю свою недолгую жизнь. Сыгранные ею роли вошли в золотой фонд театра. За преданность искусству и талант в 1990 году актрисе было присвоено звание заслуженной артистки РК.

К 60-летнему юбилею музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова по сценарию режиссера Халилы Омарова был снят документальный фильм «Две жизни на одной сцене» о жизни и творчестве известных супругов-актеров Хусеина Амир-Темира и Алии Арысбаевой. Фильм повествует о профессиональном и супружеском союзе двух творческих людей, для которых главное в жизни – это служение искусству и выбранной профессии. «Это две величины, сумевшие по жизни пронести творческий союз. Алия была великолепной актрисой с тонкой душой и добрым сердцем. Она блистательно выступала на сцене, каждую роль переживала, как свою, личную», – говорят об Алие ее друзья и коллеги.

Шайтурсын Абдибаев остался в памяти жителей земли Сыра как человек, внесший вклад в развитие искусства, в том числе для сохранения и популяризации фольклорной музыки. Он родился 10 октября 1942 года на станции Сулутобе Кызыл-ординской области. После окончания консерватории имени Курмангазы творчес-кую деятельность начал в театре юного зрителя имени Г.Мусрепова в г.Алматы. В 1967-1977 годах вернулся в Кызылорду, работал актером, позже директором областного музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова, руководил областным учреждением по охране памятников истории и культуры. Он сыграл около шестидесяти ролей и воплотил на сцене образы Сырыма («Қаракөз» М.Ауэзова), Ахана («Ақан сері – Ақтоқты» Г.Мусрепова), Нартая («Батыр мен ақын» А.Тажибаева), Абая («Мен ішпеген у бар ма?» И.Оразбаева), Рахыма («Қош бол, ардағым!» Б.Узакова) и другие. Он написал сценарии к документальным фильмам «Нартай», «Жанкожа батыр», «Бухарбай батыр», снятым на киностудии «Казахфильм» имени Ш.Айманова.

В 1976-1977, 1990-1991 годы Ш.Абдибаев руководил Кызылординской областной филармонией, основы которой были заложены концертно-эстрадной бригадой Нартая Бекежанова, работал художественным руководителем ансамбля песни и танца «Сыр сұлуы», ставшего в советское время визитной карточкой искусства земли Сыра.

Имя народного артиста РК Серика Шотикова хорошо известно в республике. Он родился в Жетысу, но свою жизнь навсегда связал с Кызылордой, с театром имени Н.Бекежанова. Его отец Бари был председателем колхоза, мать Жамалхан – занималась домашним хозяйством. В семье родились 13 детей, но выжили только трое, остальные умерли в раннем детстве – послевоенная жизнь была суровой и тяжелой. Еще в школе Серик с удовольствием посещал кружок художественной самодеятельности. Но о своем увлечении он не спешил рассказать родителям. Видимо, понимал, что родители не будут в восторге и назовут это баловством. Выбрал он себе профессию самую приземленную – стал шофером. Закончив водительские курсы, стал крутить баранку автомобиля в родном селе. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Когда узнал, что народному театру требуется водитель, долго не раздумывал. Уж очень хотелось быть ближе к искусству. Решающую роль в судьбе Серика сыграл его величество случай. Во время гастролей по дальним аулам театр ставил комедию Калтая Мухамеджанова «Волчонок под шапкой». Тут случилось непредвиденное – с сердечным приступом был госпитализирован художественный руководитель и артист театра, ветеран Жакып Абильтаев. И неожиданно не только для окружающих, но даже и для самого себя Серик Шотиков предложил сыграть роль фотокора Сайлаубека. Случай этот круто изменил жизнь молодого человека и открыл ему дорогу в профессиональное искусство.

Когда в 60-х годах началась массовая оптимизация, которая коснулась и сферы искусства, Талдыкорганский театр драмы был объединен с кызылординским, труппа переехала в Кызылорду. Перспектива переселиться в провинциальную Кызылорду, к тому же славившуюся своими не совсем приемлемыми погодными условиями, захотели не все артисты. Но Серика переезд ничуть не смутил. Напротив, город, который был первой столицей КазССР и славился своими музыкальными традициями манил его. Вместе с труппой в 1960 году Серик переехал в Кызылорду.

Он сыграл большое количество ролей самого разного амплуа. Это и безумный Диуана, и мудрец Кунанбай, Карабай и Жантик, Кумар и Сердалы, Кайбарбек и Дурбит, Нарша и Жапал, Дуанбасы и Дулат. Каждый образ он прочувствовал и провел через себя. Ведь, как известно, искусство театра не терпит фальши. Служению музе он посвятил почти полвека и все эти годы был душой коллектива. С годами он стал мудрым наставником молодых, готовым поддержать добрым советом, приободрить дружеским участием. В его гримерной всегда было людно. Здесь проходили дружеские беседы, разговоры о театре.

В двухтомнике «История театра», опубликованном Академией наук, был высоко оценен его вклад в искусство. Например, в комедии К.Мухамеджанова «Так мне и надо» он мастерски сыграл пройдоху, взяточника и карьериста Хайдарбека. Блестяще выступил в спектаклях «Ақан сері – Ақтоқты», «Оптимистическая трагедия». Талант С.Шотикова был отмечен еще при жизни. Благодаря упорному труду он получил звание народного артиста Казахской ССР, народного артиста Казахстана. Был награжден орденом «Құрмет».

Приехав вместе с верной спутницей жизни Хафизой на землю Сыра, он полюбил Кызылорду, ставшую для него второй Родиной. Здесь родились и выросли его дети и создали свои семьи, получили профессии. Имя Серика Шотикова навсегда осталось в сердцах благодарных зрителей, друзей и коллег.

Репертуар театра всегда отличался разнообразием жанров. Полные залы зрителей собирали спектакли по произведениям Г.Мусрепова «Ақан Сері – Ақтоқты», С. Адамбекова «Смерть Аюбая», А. Токмагамбетова «Тоқсан толғау», С.Шаймерденова «Әнім сен едің», М.Ауэзова «Еңлік-Кебек». За постановку пьесы «Путь жизни» грузинского драматурга Г.Хухашвили театр был награжден дипломом Всесоюзного фестиваля искусств.

Известность театру принесли работы режиссера Х.Амира-Темира. Поставленный им спектакль «Король Лир» был удостоен диплома III степени на республиканском конкурсе постановок по классическим произведениям 1977 года. В апреле 2015 года коллектив театра побывал с гастролями в Англии, в Лондоне. Кызылординские актеры театра покорили зрителей Лондона, поставив на родине великого Шекспира спектакль на казахском языке по пьесе Дулата Исабекова «Транзитный пассажир» («Две встречи в старом доме»).    

В 2018 году кызылординский театр принял участие в международном фестивале искусств «Fringe» в Эдинбурге с постановкой «Ақбаян» по мотивам лиро-эпичес-кой драмы народного писателя Г.Мусрепова «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу».

В нынешнем году театр принял участие в Днях культуры Кызылординской области в Ташкенте. Вниманию узбекского зрителя труппа представила драму «Нарком Жургенов» по пьесе Рахымжана Отарбаева. В театральном фестивале в Семее, посвященном 100-летию актрисы Амины Умурзаковой, кызылординские актеры выступили с трагедией «Абай». Репертуар пополнился новой постановкой – спектаклем «Осенние розы» по пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня».

В 2019 году в рамках Года молодежи молодые актеры театра прошли курсы повышения профессионального мастерства в Москве в Государственном институте театрального искусства (ГИТИСе).

По инициативе директора театра Мухита Абдикаримова в 2015 году в театре был создан музей. Здесь представлены архивные фото, документы, вырезки из газет и журналов. Полная информация о страницах истории театра представлена в буклетах. Одна из важных составляющих музея – эскизы и оригиналы раритетных театральных афиш знаменитых постановок, а также эскизы и макеты декораций к спектаклям, созданные художниками театра.

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Предыдущие номера 12 октябрь 2019 г. 958 0