Бригадир дороги, слесарь по ремонту подвижного состава, осмотрщик-ремонтник вагонов, мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов, стрелочник, помощник машиниста, электромонтер систем сигнализации, централизации, блокировки… Железная дорога – это сложный механизм, бесперебойную работу которого обеспечивают специалисты разных направлений. И таких специалистов на протяжении вот уже девяноста лет готовит Казалинский транспортно-технический высший колледж. В этом году один из лучших профессиональных колледжей области отмечает свое 90-летие.
Казалинский колледж - преемник советской профтехшколы, которая была открыта в далеком 1929 году как школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Такие школы действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих. Затем в 1940 году колледж был преобразован в железнодорожное училище №3 при казалинском депо, готовил специалистов для работы на железной дороге Оренбург-Ташкент. С 1964 года учреждение стало именоваться городским профессионально-техническим училищем - ГПТУ-70. В то время получать профессию железнодорожника различного профиля приезжали юноши и девушки из России, Украины, Белоруссии, потому что колледж был одним из ведущих учебных заведений в Советском Союзе. Он и сейчас в ряду ведущих в стране, осваивать профессию железнодорожника сюда едут со всех уголков республики: из Алматы, Тараза, Кокшетау, Атырау… Менялось название учебного заведения, но профиль обучения и качество подготовки кадров остается на хорошем уровне и по сей день. В 2008 году заведение было преобразовано в профлицей, с 2013-го находится в статусе колледжа. К слову, Казалинский транспортно-технический высший колледж - единственное в стране учебное заведение, которое готовит работников для железной дороги. Выпускники колледжа без труда находят работу как в области, так и за ее пределами. Они проходят специальное тестирование, своего рода аттестацию, получают сертификаты, которые являются безотказным пропуском на новую работу. В колледже - 32 кабинета, мастерских и лабораторий, оснащенных по современным стандартам. К 25-летию Независимости РК был открыт зал Независимости. Кстати говоря, студенты сделали здесь все своими руками. При колледже есть теплица. Не так давно для студентов открыли фитнесзал.
- Рынок сместил понятия «интеллигентные и рабочие профессии». Последние, если у человека золотые руки, сегодня особенно востребованы, - говорит директор колледжа Болат Ахметов. - Из разных источников знаю, что в Казахстане только около тридцати процентов занятого населения имеет профессиональное техническое образование. А в развитых странах до 75 процентов выпускников школ ориентированы на профтехобразование. Не всем же иметь вузовский диплом, при этом нередко быть невостребованным. Елбасы Н. Назарбаев неоднократно подчеркивал необходимость развития технического и профессионального образования. При этом акцент всегда ставился на активное участие бизнеса и работодателей в подготовке кадров. Сегодня мы готовим кадры по 11 специальностям и 23 квалификациям. Если в 2014 году дуальная система обучения была внедрена всего по двум специальностям, то сейчас по десяти специальностям обучаются 244 студента.
С 2014 года в качестве эксперимента здесь начали внедрять элементы дуального образования по специальностям «слесарь подвижного состава» и «Техническое обслуживание, эксплуатация и ремонт железнодорожного подвижного состава». Больше половины учебного времени студенты проводят в Казалинском вагоноремонтном депо ТОО «Қазалы Қамқор вагон», Кызылординском локомотивном депо, в Казалинской укрупненной дистанции пути. Так как дуальная система требует соответствующей подготовки кадров, то преподаватели и мастера производственного обучения периодически проходят обучение и переподготовку.
- Направляя студентов на производственную практику, к примеру, в Казалинское вагоноремонтное депо, мы назначаем руководителя практики, составляем календарный график проведения производственной практики, таким образом каждого студента закрепляем за рабочим местом, - говорит заместитель директора колледжа Мухтар Акниязов. – С руководством согласовываем программу дуального обучения, его сроки, основные направления деятельности. Ведущие специалисты предприятий, в соответствии с договором, постоянно осуществляют проверку знаний и навыков студентов в процессе теоретического и производственного обучения. Предварительно преподаватели и мастера производственного обучения проходят стажировку непосредственно на предприятии. Все это сделано для того, чтобы студенты, пройдя производственную практику, были максимально подготовлены к работе. То есть в конце обучения мы выпускаем практически готового специалиста, который знаком со спецификой работы, с оборудованием и технологиями. Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для удовлетворения потребностей потенциальных работодателей является интегрирующим звеном в работе нашего колледжа. Отмечу, что специалисты Казалинского вагоноремонтного депо «Қамқор вагон» вошли в состав методического и попечительского советов нашего колледжа. Члены попечительского совета поставили перед собой задачу - оказывать содействие колледжу в подготовке высокопрофессиональных рабочих специалистов, разработке и внедрении интегрированных рабочих учебных программ, производственного обучения на базе предприятий, трудоустройстве выпускников. В республиканском конкурсе «Лучшее социальное партнерство» директор Казалинского вагоноремонтного депо «Қамқор вагон» Талгат Алипбаев занял первое место.
- Производственная практика - хорошая возможность для студентов колледжа набраться опыта, получить «билет» на гарантированное трудоустройство после окончания учебы, - говорит он. - Дуальное обучение устраняет главный недостаток в образовании - разрыв между теорией и практикой. По большому счету, дуальная система была и раньше, к обучению рабочих кадров прилагали совместные усилия учебные заведения и различные профильные предприятия. Сейчас эта практика восстанавливается. До последнего времени в профессиональных колледжах работали на морально и физически устаревшем оборудовании. В результате многие колледжи выпускали специалистов, которых компаниям приходилось переобучать. Предприятия же ежегодно модернизируют свои производства. Тем и выгодно дуальное обучение, что выпускники могут получить практические навыки на нужных станках. Промышленные предприятия, сфера малого и среднего бизнеса нуждаются в специалистах технического профиля. Чтобы колледжи выпускали квалифицированных специалистов, бизнес-структуры, предприятия различного профиля стали помогать учебным заведениям в оснащении лабораторий, мастерских...
По словам директора колледжа Б. Ахметова, совершенствование профессиональной подготовки выпускника колледжа сегодня не может происходить без участия в этом процессе организаций, являющихся потенциальными работодателями. Работодатели – основные партнеры колледжа. Сегодня в колледже разработана такая модель взаимодействия, которая позволяет удовлетворить потребность работодателей в квалифицированных специалистах среднего звена с учетом требований современного производства, а также осуществить гарантированное трудоустройство выпускников. В целях развития социального партнерства между колледжем и работодателями заключены соглашения по сотрудничеству, договоры с профильными предприятиями на подготовку кадров, на профессиональную практику и дальнейшее трудоустройство.
- Для подготовки высококвалифицированных кадров систематически совершенствуются формы и методы практического обучения, в том числе при дуальной подготовке кадров, - говорит Б. Ахметов. - Мастера проходят курсы повышения квалификации и стажировку на производстве. По результатам производственной практики создается квалификационная комиссия в составе представителей работодателей, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. На основании протокола решения комиссии студентам присваивают профессии, проводится сертификация. После анализа отзывов председателей аттестационных комиссий, которыми являются работодатели, путем анкетирования выпускников, родителей студентов, выявляется степень удовлетворенности уровнем подготовки выпускников, а предложения и замечания служат основой для внесения корректировок в план развития. Все это организовано для того, чтобы обеспечить работой как можно больше выпускников. Мы работаем над тем, чтобы достичь 100 процентного показателя.
Студенты колледжа, обучающиеся по специальности «Бригадир (освобожденный) по техническому содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений», производственную практику в течение нескольких месяцев проходят на базе Казалинской дистанции пути.
По словам руководителя дистанции Ибрагима Бабака, основной задачей предприятия является содержание пути, земляного полотна, искусственных и других сооружений и устройств путевого хозяйства в рабочем состоянии для обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов. Студенты под руководством опытных сотрудников принимали участие в капитальном ремонте стрелочных переводов-устройств, служащих для перевода подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой.
- Для ребят это хорошая возможность проявить себя, а для нас – испытать их в работе и подготовить себе толковых специалистов, уже проверенных на деле, - говорит И. Бабак. - Дуальная система для работодателей - это возможность сэкономить на расходах по поиску и подбору работников, на их переучивании. Для студентов - отличный шанс стать специалистами, готовыми полноценно приступить к своим обязанностям на предприятии, где проходили практику.
Студенты колледжа проходят практику не только в родной области, но и в Уральске, на станции Бурабай Акмолинской области и других местах. Наибольшее число выпускников работает в Казалинском вагоноремонтном депо «Қамқор вагон». Хорошо оплачиваемую работу помощником машиниста тепловоза в этой компании нашел выпускник колледжа Бекжан Избасаров:
- Спрос на рабочие профессии будет всегда, - говорит Бекжан. - Нужно просто переломить сознание людей, которые считают профтех-образование второсортным, это далеко не так. Техническим профессиям никакой кризис нипочем.
Его мнение разделяет коллега Бекнур Раш, который также проходил практику в депо и был принят на работу.
- Молодежь стала понимать, что престиж рабочих профессий поднимается, и есть хороший материальный стимул для работы. Мне моя специальность нравится, она востребована и хорошо оплачивается, - говорит Б. Раш. - Считать работу машиниста, лаборанта или монтера зазорной нет причин. Стоит ли работать в престижных, на взгляд многих молодых людей, организациях, когда довольно высоко оплачивается труд газоэлектро-сварщика, крановщика, строителя, электромонтера?
Помощником машиниста в «Қамқор вагон» сразу по окончании колледжа устроился и Ырысбек Расулметов:
- Многие родители хотят, чтобы дети получили высшее образование, - говорит он. - Однако сейчас особенно востребованы технические профессии. Я не жалею о том, что выбрал работу на железной дороге. Хочу отметить высокий уровень преподавания в транспортно-техническом высшем колледже, почти все мои сокурсники устроились на работу, это достойный показатель профессионализма учебного заведения. Молодых людей, желающих осваивать рабочие специальности, становится все больше. Они стали понимать, что престиж рабочих профессий поднимается и есть хороший материальный стимул для работы.
Транспортно-технический высший колледж работает в тесной спайке также с вагоноремонтным предприятием «Қазалы-Келешек», акционерным обществом «Дәулет А», специализирующемся на ремонте тепловозов, центром «Локомотив Сервис». В партнерах колледжа - «Казалинский локомотиворемонтный завод» ТОО «Қамқор Локомотив», оборотное депо ТД-23 станции Казалы филиала
«Кызылординское эксплуатационное депо» ТОО «Локомотив», филиал АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» Қызылординского отделения дороги станции Казалинск, Казалинская дистанция сигнализации и связи АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», Казалинская дистанция пути АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», ТОО «LCI-MK» Казалинского ТОО «МО-1», ТОО «Намыс-Құрылыс», Кызылординское эксплуатационное локомотивное депо, ТОО «LCI-MK», «Намыс-Кұрылыс», «АЭЅ and Limited», «РЗА Нан», кондитерский центр «Вокзал-Сервис», рестораны «Ай-Ғасыр», «Наурыз», рекламные агентства «Көркем», «Асыл мұра», фотосалон «Жан Тәңір»... К примеру, в АО «Дәулет А», ТОО «Қазалы-Келешек» студенты колледжа ежегодно проходят производственную практику непосредственно в цехах. А это бесценный опыт работы для будущих выпускников. не случайно практически все они по окончании трудоустраиваются.
Чтобы оснастить производственные мастерские и цеха современным оборудованием, коллектив колледжа участвует в различных конкурсах и международных грантовых проектах. Например, колледж стал обладателем гранта в 57 миллионов тенге в рамках проекта «Модернизация системы технического и профессионального образования», финансируемого за счет займа Всемирного банка.
- В рамках проекта был пред-ставлен анализ процентного соотношения трудоустройства выпускников, взаимодействия с социальными партнерами в течение последних трех лет, - пояснил М. Акниязов. – Основная цель проекта – колледж должен стать уникальным учебным заведением в подготовке по специальности «Эксплуатация и техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава». Была создана комиссия по эффективному освоению выделенных средств, назначен руководитель проекта. На грантовые средства были приобретены учебное оборудование, компьютерная техника, техническая литература по специальности на родном языке. Кроме того, 26 инженеров-педагогов прошли повышение квалификации за рубежом. В частности, по дуальной системе обучения директор колледжа Б. Ахметов, замдиректора колледжа М. Ахай, педагоги и мастера побывали в международном центре педагогических исследований CIEP во Франции. Заместители директора М. Акниязов, С. Нуралы, методист Г. Сарсенбаева прошли стажировку в учебном центре «ENKOTOUR» в Германии и получили сертификаты международного уровня. Повышение квалификации по информационным тенологиям в Москве прошли заместитель директора по информационным технологиям М. Ахай, преподаватели специальных дисциплин М. Жакипова, Э. Маханова. Международные сертификаты учебного центра «DEKRA» (Чешская Республика) получили мастера учебно-производственного обучения Г. Актлеуова, Г. Аманкулов, С. Айкожа, А. Айманов, С. Сердалиев. И это только часть достижений нашего коллектива. Наш колледж всегда отличался тем, что обеспечивал трудоустройство больше половины своих выпускников. В последние годы эта цифра значительно выросла в связи с большой потребностью специалистов не только в железнодорожной сфере. Ведь помимо специальностей, необходимых железной дороге, у нас готовят операторов ЭВМ, электромонтеров, токарей, дизайнеров-оформителей, поваров, строителей широкого профиля, которые тоже находят работу по своей специальности. Не случайно инженерно-педагогический коллектив колледжа за плодотворное сотрудничество и подготовку квалифицированных специалистов ежегодно поощряется благодарственными письмами от предприятий.
Профтехобразование сегодня - прекрасная возможность для детей из многодетных, малообеспеченных семей, ребят-сирот за счет государства получить востребованную профессию, которая будет кормить их всю жизнь. Колледж готовит специалистов и в рамках программы продуктивной занятости и массового предпринимательства.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |