• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

БЛАГОРОДНАЯ МИССИЯ ТЕАТРА

Кызылординскому казахскому областному музыкально-драматическому театру имени Н.Бекежанова постановлением Правительства Республики Казахстан №800 от 24 октября 2019 года присвоен статус академического.

В республике существует около шестидесяти театров. Среди них статус академического имеют старейшие столичные театры – имени Ауэзова, Абая, Куанышбаева, ТЮЗ имени Мусрепова, русский театр имени Лермонтова, корейский театр. Несколько лет назад звание академического получили шымкентский театр имени Ж.Шанина, из областных – театр имени М.Утемисова в Атырау. Теперь и наш кызылординский театр стал академическим, что говорит о признании высокого уровня мастерства и профессионализма творческого коллектива.

Во все времена театру принадлежала исключительно важная роль в формировании нравственной и духовной культуры общества. Являясь в отличие от других жанров искусством «живым», театр, как писал прославленный испанский поэт Гарсиа Лорка, – это «школа слез и смеха, свободная трибуна, с которой люди могут обличать устаревшую или ложную мораль и объяснять на живых примерах вечные законы человеческого сердца и человеческого чувства».

История театра имени Н.Бекжанова берет начало с 1955 года, когда на основе самодеятельных театральных коллективов Каратальского и Енбекшиказахского районов Талдыкорганской области был создан Талдыкорганский областной драматический театр. Его первой постановкой стал спектакль «Ақан сері – Ақтоқты» по одноименной пьесе Габита Мусрепова, ставшего жемчужиной казахской драматургии. Шедевр национальной драматургии, трагедия «Ақан сері –Ақтоқты» не сходит со сцены отечественных театров и актуальна во все времена. Особое место он занимает в репертуаре кызылординского театра. В центре сюжета – любимец и баловень народа, наделенный талантом и красотой поэт Акан сери и его возлюбленная Актокты. В центре повествования – трагическая судьба поэта в дореволюционном Казахстана. Пьеса рассказывает о жизни Акана, озаренной светом искусства и наполненной высоким смыслом. За более чем шестидесятилетнюю историю режиссуры в театре трижды осуществляли ее постановку. В первой – роль Актокты сыграла народная артистка КазССР Шолпан Бакирова, воплотили на сцене образ возлюбленной Акана сери в последующих постановках – Жибек Багысова, Алия Арысбаева.

В Талдыкоргане под руководством главного режиссера Жакыпа Абильтаева было поставлено около десяти спектаклей, среди них «Абай» и «Қаракөз» Мухтара Ауэзова, «Қозы Көрпеш – Баян сұлу» Габита Мусрепова, «Қарақыпшақ Қобыланды» на основе народного фольклора и другие. В репертуаре театра появились спектакли по произведениям русских и европейских драматургов. Успех и признание публики получили «Ревизор» Гоголя, «Слуга двух господ» Гольдони, поставленные режиссером, заслуженным артистом КазССР Виктором Дьяковым. Наряду с удачной режиссурой, их успех был предопределен талантливой игрой актеров Турысжана Айнакулова (Труфальдино), Раисы Таши-баевой (Беатриче).

По решению Министерства культуры КазССР в 1960 году талдыкорганский театр переехал в Кызылорду. Появление своего профессионального театра стало радостным событием в культурной жизни Кызылорды. Свой занавес театр открыл спектаклем «Қозы Көрпеш – Баян сұлу».

С 1967 года театр носит имя талантливого сына земли Сыра, народного акына и композитора Нартая Бекежанова. В репертуарный план труппы на сезон 1967-1968 годов вошли спектакли «қарақыпшақ Кобыланды» М.Ауэзова, «Отелло» В.Шекспира, «Ночь лунного затмения» М.Карима, «Звезды нашего дома» С.Адамбекова, «Старик удивлен» К.Байсеитова и К.Шангитбаева.

В первые годы работы в Кызылорде в состав труппы вошли актеры Жакып Абильтаев, Баймолда Баймуканов, Каден Балгынбаев, Шолпан Бакирова, Абдигумар Канетов, Сагымбек Ракышев, Кыдырма и Кашифа Копбаевы, Айнатай Манасбаева, Шарип Марденов, Халык Саурыков, Раиса Ташибаева, а также молодые, подающие большие надежды артисты Жибек Багысова, Серик Шотиков, Рыстай Алдамжарова, Турысжан и Фатима Айнакуловы. Позже в труппу вошли выпускники Ташкентского ГИТИСа Пахраддин Куанышев, Избасхан Шакиров, Жорабек Шуленбаев, студии при театре имени М.Ауэзова Улбатай Баядилова, Айымторы Тайгаринова, Калмахан Бисембинов и другие.

В становление театра и рост профессионального мастерства труппы внесли свой вклад возглавлявшие коллектив в разные годы режиссеры Рубен Андриасян, Мен Дон Ук, Маман Байсеркенов, Жакып Абильтаев, Тулеш Тунгышбаев, Тастан Утебаев. Все они оставили заметный след в истории театра.

В новый этап своего развития театр вступил с приходом режиссера Рубена Андриасяна. Имя народного артиста Казахстана, лауреата Государственной премии РК стало знаковым в театральной жизни Казахстана. А тогда в далеком 1963 году молодой выпускник Ереванского художественного театрального института (класс народного артиста СССР Вартана Аджемяна) только начинал свой путь в профессиональное театральное искусство. Под его руководством коллектив работает над спектаклями по произведениям классиков мировой драматургии. Успешной стала постановка комедии «Трактирщица» в трех действиях Карло Гольдони. Историю о приключениях Мирандолины – привлекательной и умной молодой женщины, которая, унаследовав от своего отца гостиницу во Флоренции, управляет ею с помощью официанта Фабрицио, тепло воспринял кызылординский зритель. Характеры главных героев комедии, созданной венецианским драматургом еще в 1753 году, образно и ярко сыграли Жибек Багысова (Мирандолина), Калмахан Бисембинов (Рипафрата), Ораш Абдимомынов (Маркиз), Ибрахим Раманкулов (Фабрицио).

Наряду с зарубежной классикой, Р.Андриасян работает над постановками по произведениям отечественных драматургов. Тепло была встречена постановка по пьесе Оразбека Бодыкова «Қайдасың, әке?». Большой удачей режиссера стал спектакль «Жамиля» по одноименной повести Чингиза Айтматова.

На должности режиссера Р.Андриасяна сменил Маман Байсеркенов. В период с 1964 по 1970 годы он поставил на кызылординской сцене спектакли «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Передышка» Александра Штейна, «Материнское поле» Чингиза Айтматова, «Майдан» Беимбета Майлина. Он стал одним из первых, кто внедрил в казахстанских театрах систему Станиславского, которой мы обязаны сегодняшним реализмом происходящего на сцене и в кино. Любовь и признание зрителя поучили спектакли «Попрошайка, которого бес попутал» Яна Соловича, «Ты – моя песня» С.Шаймерденова, «Солдат из Казахстана» Г.Мусрепова, «Гамлет» В.Шекспира и другие.

Особой удачей режиссера стал спектакль по пьесе «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, которая в 30-е годы прошлого века имела огромный успех. Как писали тогда театральные критики, «это был новый тип пьесы и спектакля, насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства». Поставить на сцене спектакль такой политической значимости не решались ведущие театры республики. М.Байсеркенов взял на себя смелость заставить заговорить героев «Оптимистической трагедии» на казахском языке. Постановка имела оглушительный успех и была удостоена премии Ленинского комсомола КазССР. С того времени началось ее шествие по сценам казахстанских театров. Последней работой М.Байсеркенова на сцене театра имени Н.Бекежанова стала «Передышка» по пьесе А.Штейна.

Жизнь и судьба

Свой трудовой путь Хусейн Амир-Темир начал в стенах родного театра в 1967 году актером. Далее – учеба в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, высшие режиссерские курсы в Москве в ГИТИСе (мастерская Николая Горчакова). В 1974 году был назначен главным режиссером театра. Наряду с произведениями отечественных драматургов, им были поставлены лучшие произведения зарубежных и русских классиков: «Король Лир» В. Шекспира и «Три сестры»
А. П. Чехова, «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Неоднократно становился лауреатом Всесоюзных фестивалей – за спектакль «Коварство и любовь» Шиллера и «Святая святых» Друцэ. Новелла «Ты победил меня, Сырым» завоевала второе место в открытом конкурсе Государственного комитета Совета министров Казахской ССР по телевидению и радиопрограммам в 1968 году. Работал в сфере журналистики, работал редактором на областном телеканале «Казахстан-Кызылорда». В 1989 году на студии «Казахфильм» по его сценарию был снят документальный фильм «Аламесектен көтерілген ауыл».

С 1992 года в течение десяти лет работал главным режиссером Алматинского областного театра им. Б. Римовой в Талдыкоргане, под его руководством театр трижды становился лауреатом республиканских фестивалей. Был отмечен в номинациях «Лучший режиссер», «За многолетний труд на сцене».

В 2003 году по приглашению руководства области Хусейн Амир-Темир вернулся в Кызылорду и возглавил театр имени Н.Бекежанова. Поставленные им спектакли завоевали призовые места на фестивалях искусства международного, республиканского уровня, представлял искусство земли Сыра за рубежом. В 2005 году театр принял участие в фестивале, посвященном 1000-летию Казани, в Татарстане с постановкой «Смутные времена» по пьесе Жусипбека Аймаутова и Беимбета Майлина, в 2012 году – в фестивале «Тысячи дыханий – один голос» в Турции со спектаклем «Төбекөз» по пьесе турецкого драматурга Тургая Нара. В 2015 году в рамках дней культуры Казахстана в Великобритании театр выступил в Лондоне с постановкой по пьесе Дулата Исабекова «Две встречи в старом доме». Театральная столица мира, родина великого Шекспира благосклонно приняла кызыл-
ординских актеров, спектакль получил положительные отзывы театральных критиков. В Азербайджане театр представил спектакль по пьесе азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахундзаде «Не уедешь! Все, не уедешь…» об ученом-ботанике мусье Жордане и знаменитом колдуне, дервише Масталишахе. Со спектаклем «Ақбаян» театр выступил на международном фестивале «Фриндж» в городе Эдинбурге в Англии. Постановки театра всегда удостаиваются положительных отзывов критиков и высоких оценок зрителей.

В свете большого события в жизни театра, ознаменовавшего новый этап в его истории, корреспондент «КВ» встретился с главным режиссером театра, заслуженным деятелем Казахстана Хусейном Амир-Темиром.

– Хусейн Жусупович, Ваша творческая деятельность, да и вся трудовая биография связана с театром имени Н.Бекежанова. Какие чувства Вы испытываете сегодня, чем обусловлен успех театра?

– Театр – это искусство коллективное. Его успех зависит от слаженной работы всех. Как говорил К.Станиславский, «драматург, актер, режиссер, музыкант, декоратор, осветитель, гример, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив, творческий ансамбль. Коллектив в целом – автор спектакля». И потому главное в работе режиссера – суметь сплотить коллектив в единый ансамбль, чтобы каждый понимал свою значимость и свою роль в организации работы театра.

Большой школой для меня стала учеба в ГИТИСе. Обучаясь у мастера высокого класса, я получил возможность наблюдать за игрой известных российских актеров Татьяны Дорониной, отца и сына Лазаревых, Армена Джигарханяна, Натальи Гундаревой и других. Бывая со своим театром на гастролях, Горчаков приглашал и нас, своих учеников. Так, участвовал в гастролях в Минске, Ленинграде, Риге. Все это дало очень многое в плане профессионального роста.

После окончания учебы мне предложили должность главного режиссера родного театра. В 80-е годы вместе с директором театра Шайтурсыном Абдибаевым из-за творческих разногласий в коллективе ушел из театра. Работал несколько лет на телевидении, главным режиссером Талдыкорганского театра.

Когда в 2003 году руководство области пригласило в Кызылорду, решил вернуться. После десятилетнего перерыва снова стал главным режиссером родного театра. На республиканском уровне отмечалось 200-летие со дня рождения Махамбета Утемисова. Встала задача подготовить спектакль для участия в фестивале. Времени на постановку было мало. Ставить те пьесы, которые известны всем, не хотелось. Нужен был новый сценарий. Тогда связался со своим давним приятелем драматургом Такеном Алипбаевым. Представил план, свое видение сценария. Тот разводит руками – виданое ли дело, написать сценарий за неделю. Но все получилось. Скоро сценарий был готов, принялись за работу. Многие не верили, что за такой короткий срок удастся создать что-то серьезное, тем более не верили в успех спектакля на фестивале. В результате сплоченной работы коллектива, актерского состава спектакль «Исатайдың бағында» вступил в конкуренцию с известными и признанными в республике театральными коллективами и получил второе место. Это была первая большая победа коллектива после долгого перерыва.

– Какие еще спектакли Вам особенно запомнились?

– В первые годы независимости одной из главных стала задача обновления репертуара. Решил объединить два произведения и на основе драмы Ж.Аймаутова «Қанапия-Шәрбану» и комедии Б.Майлина «Талтаңбай» поставил трагифарс «Аласапыран». В 2004 году на фестивале в Костанае спектакль также получил второе место.

В 2005 году, в год 50-летнего юбилея театра, в Кызылорде состоялся республиканский театральный фестиваль. Было решено поставить на фестивале бессмертное произведение Шекспира «Макбет». Воплотить на сцене классику мировой драматургии – большая ответственность. Спектакль требовал серьезной подготовки, большого творческого напряжения. В результате, спектакль удался.

Интересной и сложной была работа над спектаклем «Король Лир». Младшую дочь короля Лира – Корделию – сыграла Алия, моя супруга. Роль долго не давалась. Сложность состояла еще и в том, что в момент начала репетиций Алия находилась в Алма-Ате, где шли съемки кинофильма, в котором она снималась. Она работала над ней долго и упорно, вкладывая всю свою душу. Вновь и вновь перечитывала великого английского классика, чтобы понять и прочувствовать образ Корделии. Выдающееся произведение мировой классики не потеряло своей актуальности с течением времени:
взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений, противостояние гордыни и гордости, лести и правды. Казалось бы, прошло столько столетий, но события трагедии трогают до глубины души зрителя всех времен и народов. И сегодня, вновь и вновь обращаясь к «Королю Лиру», нужно понимать, что семья – это высшая ценность, самое дорогое в жизни каждого. Великим несчастьем может обернуться неуважение к родителям, давшим жизнь, предательство близких. На республиканском конкурсе постановок по классическим произведениям 1977 года он был удостоен диплома III степени.

– Важной составляющей деятельности театра являются гастрольные туры. Как принимают наших актеров за рубежом?

– В апреле 2015 года коллектив театра побывал с гастролями в Англии, в Лондоне. По инициативе члена палаты лордов Великобритании Алисон Сати и при содействии акимата Астаны в столице встретились театральные труппы из Англии, России и Казахстана, чтобы показать спектакль по пьесе Дулата Исабекова «Транзитный пассажир» на английском, казахском и русском языках. Сюжет пьесы относительно прост, и в спектакле заняты всего четыре актёра, но в ходе развёртывания событий поднимаются такие глубокие духовные и душевные вопросы человеческого бытия, которые заставляют зрителя искренне сопереживать и как бы заново осмыслить свою жизнь.

Главные роли исполнили лауреат премии Союза молодёжи «Серпер» Карлыгаш Айтжанова (Зейнеб) и Угым Баймаханов (Айторе). Сына Зейнеб сыграл молодой актёр Еркин Асанов, а привидение – заслуженный деятель РК Умугульсим Бегимова.

Надо отметить, что нашим актёрам было трудно состязаться с коллегами из Англии и России. У коллег актёры «возрастные» – за шестьдесят лет, и они играли без грима. Им было легче раскрыть образы героев спектакля – по сути своих сверстников. Нашим же сорокалетним Карлыгаш и Угыму пришлось не только гримироваться, но и находить дополнительные игровые штрихи, чтобы выглядеть на сцене соответственно возрасту героев. Но всё же они отлично справились со своей творческой задачей и покорили искушенную публику театральной столицы мира.

В 2016 году кызылординский театр принял участие в Днях культуры Казахстана в Азербайджане, приуроченных к 25-летию установления дипломатических отношений Республики Казахстан со странами дальнего и ближнего зарубежья. Были запланированы выступления кызыл-
ординских артистов в Баку и одном из старейших городов Азербайджана Шеки, который в 2016 году был объявлен культурной столицей тюркского мира.

Наш театр выступил со спектаклем по пьесе азербайджанского драматурга М.Ф.Ахундзаде «Не уедешь! Все, не уедешь…» об ученом-ботанике мусье Жордане и знаменитом колдуне, дервише Масталишахе.

Выдающийся классик мировой литературы Мирза Фатали Ахундзаде является родоначальником азербайджанской драматургии. Спектакли по его произведениям представлены в репертуарах ведущих театров многих стран. Наши актеры сильно волновались – им предстояло играть не только на сцене государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна, основы которого были заложены почти сто лет назад, но и в драматическом театре имени Сабита Рахмана в Шеки – родине великого драматурга, которого литературные критики называют «мусульманским Мольером».

Спектакль поставил режиссер столичного ТЮЗа Мурат Ахманов. В качестве консультанта в Кызылорду приезжал заслуженный деятель Азербайджанской Республики, главный режиссер Шекинского государственного драматического театра Мирбала Сеидаскер оглы Салимли. Автор сценографии художник Серик Пирмахан с успехом использовал в оформлении спектакля мотивы карабахских ковров, воссоздав на сцене атмосферу Карабаха полуторавековой давности. Хотя спектакль шел на казахском языке, искренняя игра актеров Бахытбека Алпысбаева, Залипы Толеповой, Б.Темирбекова, Каната Архабаева не оставила равнодушным зрителя.

В прошлом году театр принимал участие в международном фестивале искусств «Fringe» в Эдинбурге с постановкой «Ақбаян» по мотивам лиро-эпической драмы казахского народного писателя Габита Мусрепова «Қозы Көрпеш-Баян сұлу». Один из престижных и популярных театральных фестивалей проводится ежегодно, начиная с 1947 года в Эдинбурге (Шотландия), и является крупнейшим фестивалем театрального искусства в мире. Спектакль показал национальный колорит и казахскую культуру через национальные танцы, игры и спортивные состязания — асыки, кокпар, перетягивание каната, а также национальные костюмы. В спектакле были заняты, в основном, молодые актеры: в роли Акбаян выступает Зарина Кенжали, в роли Козы – Санат Жузбай, Кодара играет Канат Архабаев, Карабая – лауреат премии Союза молодежи Казахстана «Серпер» Бахытбек Темирбеков, Макпал – обладатель нагрудного знака «Деятель культуры» Министерства культуры и спорта РК Залипа Толепова, Кунекей – Актолкын Толеуова.

Музыка, декорации с национальным колоритом, костюмы и игра очень понравились зрителям. Кроме того, артисты театра также дали импровизированные короткие выступления на разных площадках фестиваля, к примеру, на одной из самых популярных у туристов улице – Королевской миле (Royal mile).

– Каковы планы коллектива на будущее?

– Почетное звание «академический», конечно же, требует большой ответственности. Сейчас работаем над созданием нового репертуара театра. В скором времени он будет утвержден. Будут новые интересные постановки, ориентированные на зрителя разных возрастов, отвечающие вкусам самого взыскательного зрителя.

Быть актером непросто

Полвека насчитывает трудовой стаж актера областного Казахского музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова, заслуженного артиста Республики Казахстан Бакытбека Алпысбаева. В творческой копилке ветерана сцены около двухсот ролей.

Он родился в Теренозекском (ныне Сырдарьинском) районе в ауле, который носит сегодня имя Аскара Токмагамбетова. С шестого класса участвовал в школьных вечерах. Особенно ему нравилось читать стихи, преимущественно сатирические. После окончания семилетки в родном ауле продолжил учебу в областном центре – в школе-интернате имени Ю.Гагарина. С шестого класса участвовал в школьных вечерах, декламировал стихи, особенно хорошо он читал стихи на сатирические темы, занимался в кружке художественной самодеятельности, был конферансье на школьных вечерах. Свою первую роль он сыграл в школьном спектакле, который поставил его классный руководитель Кыргызбай Алпысбаев, человек влюбленный в свою профессию. Именно он приобщил мальчишку к миру искусства.

Однако не сразу осуществилась его мечта. После школы Бакытбеку пришлось пойти работать. Был грузчиком, диспетчером, кондуктором. К тому времени отца не было в живых и нужно было помогать семье. Решение сына стать актером мама не одобрила. Она хотела, чтобы сын выбрал болеее приземленную профессию. Однако Бахытбек настоял на своем и поступил в театральную студию при академическом театре имени М.Ауэзова в Алматы.

Студенты принимали участие в массовках, что позволило узнать жизнь театра изнутри. Наблюдали за игрой именитых актеров, корифеев сцены Шакена Айманова, Капана Батырова, Серке Кожамкулова, Сабиры Майкановой, Хадишы Букеевой, Елубая Умирзакова. Своими наставниками Бакытбек агай считает Асанали Ашимова, Ануара Молдабекова, которые помогали добрыми советами.

На сцене кызылординского театра Алпысбаев работает с 1970 года. В 1996 году закончил в Алматы институт театра и кино имени Т.Жургенова. На мой вопрос, какие из ролей ему особенно дороги, ответил:

– Люблю все свои роли – главные и эпизодические. Важно сыграть их достоверно. О каждой из них можно рассказывать долго, каждая по-своему близка. Но есть, конечно, роли, которые особенно запомнились: Жапал («Еңлік-Кебек» М.Ауэзова), Аксак Темир («Күшігінен таланған» Иран-Гайыпа), Авдий Каллистратов («Плаха» Ч.Айтматова), Ержан («Құлпытастың көз жасы» – «Слеза надгробия»), Омирсерик («Өзіме де сол керек» – «Так мне и надо»).

Запомнилась роль Коркыта в спектакле «Төбегөз» («Одноглазый»). Спектакль по пьесе турецкого драматурга, посвященный великому мыслителю, сказителю и музыканту, повествует о вечной борьбе
добра и зла. Играть роль легендарного Коркыта – почетно и ответственно. Дорога роль Авдия Каллистратова в «Плахе». Пришлось перечитать много литературы, чтобы суметь раскрыть образ персонажа, который берет на себя непосильную ношу – пытается перевоспитать браконьеров и наркоманов, за что расплачивается жизнью. Спектакль затрагивает множество проблем современного общества: моральных, религиозных, социальных, этических.

Быть актером – непросто. Чтобы завоевать любовь зрителей, он вкладывает в профессию свою душу, а не просто «исполняет» роль, а это требует огромной душевной самоотдачи.

Помощником и надежным другом Б. Алпысбаева является его супруга актриса Камиля Абжанова, заслуженный деятель РК, которая много лет трудится с мужем в одном коллективе. Как говорит актер, своими успехами на сцене он во многом обязан Камиле. Она не только хранительница семейного очага, но и строгий критик и профессиональный советчик.

Б. Алпысбаев 15 лет возглавлял профсоюзный комитет театра, в 2004-2006 годах руководил театром, труд ветерана сцены отмечен многими наградами.

 Служенье музе не терпит суеты

В 1972 году молоденькой выпускницей студии при Казахском государственном академическом театре драмы имени М.Ауэзова Камила Абжанова пришла в областной музыкально-драматический театр имени Н.Бекежанова. За полвека своей творческой карьеры сыграла около ста ролей. В каждой она проживала на сцене судьбу своей героини и потому запомнилась и полюбилась зрителю.

Актриса пробовала себя в самых различных амплуа, и ей одинаково удавались как комедийные, так и трагические роли. Разноплановая актриса, она органична и естественна в каждом созданном ею образе. Каргаш в спектакле «Әнім сен едің» по повести Сафуана Шаймерденова, Айша в спектакле «Күшік күйеу» по пьесе Тахави Ахтанова, Марфуга в спектакле по пьесе Калтая Мухамеджанова «Бөлтірік бөрі астында» («Волчонок под шапкой»), Тасбике в пьесе Оразбека Бодыкова «Үйленгім келмейді» и многие другие.

В гримерной Камилы апай, где состоялся наш разговор, присутствует дух творчества, а незатейливые сувениры говорят о трогательных знаках внимания зрителей и поклонников ее таланта. Свой рассказ о себе она начала с воспоминаний о детстве и родителях.

– Мое детство прошло в ауле Майлыбас Казалинского района. Была старшей из девяти детей. Тяжелые испытания, выпавшие на долю народа, не обошли и нашу семью. В финскую войну отца забрали на фронт, вернулся он с тяжелым ранением, от которого страдал всю оставшуюся жизнь. Время тогда было непростое. В послевоенные годы жизнь в ауле не отличалась особым достатком.

Родственники и друзья отца рассказывали, что отец, в ауле его все звали Шаки, выступал вместе с Розой Баглановой, сопровождая ее выступления игрой на домбре. Мама, обладая хорошими вокальными данными, слыла в ауле замечательной исполнительницей народных песен. Видимо, благотворное влияние родителей не пропало даром. Я тоже с детства любила петь и мечтала стать солисткой знаменитого тогда ансамбля «Гүлдер». Но мои планы изменились, и после окончания школы я поступила в театральную студию при Казахском государственном академическом театре драмы имени М.Ауэзова. В те времена нашим родителям некогда было уделять внимание развитию каких-то наших особых способностей. Мама работала на железнодорожной станции и все силы отдавала на то, чтобы одеть и прокормить
нас.

Сразу после окончания студии меня приняли в труппу кызылординского театра имени Н.Бекежанова. Уроки профессионального мастерства я получила у таких прославленных мастеров сцены, как Шолпан Бакирова, Абдигумар Канетов, Кыдырма и Кашифа Копбаевы, Айнатай Манасбаева, Шарип Марденов, Раиса Ташибаева. Считаю для себя большой удачей, что мне пришлось работать с прославленными корифеями сцены Жибек Багысовой, Сериком Шотиковым, Пахраддином Куанышевым, Избасханом Шакировым, Улбатай Баядиловой, Алией Арысбаевой, Якудой Халыкуловым, Аскарбеком Сеилхановым.

Дебютом для начинающей актрисы стала роль Каргаш в спектакле «Әнім сен едің» по пьесе Сафуана Шаймерденова. Пробовалась актриса и в кино, роль Макпал в художественном фильме «Қозы Көрпеш – Баян сұлу» она считает одной из самых своих удачных ролей. Фильм был снят Асанали Ашимовым на киностудии «Елімай». В кинопробах участвовали актеры многих казахстанских театров, среди которых Камила Абжанова была признана лучшей. Проникновенная история любви, воплощенная на экране, сразу же нашла отклик в сердцах
зрителей.

Как призналась актриса, молодость – прекрасная пора, которой доступно и подвластно многое. С возрастом мы что-то теряем, но в то же время приходит жизненный опыт, осознание своего места в творчестве. Особенно ей стали дороги и близки роли, в которых она сыграла матерей. Роль Макпал, матери центрального героя в фильме «Қозы Көрпеш – Баян сұлу», стала воплощением женственности и силы материнской любви. В спектакле Лидии Егембердиевой «Көресіңді көрмей», поставленной режиссером театра Хусейном Амир-Темиром, актриса сыграла роль Акдидар. Спектакль посвящен одной из вечных тем – взаимоотношениям отцов и детей. Ее героиня Акдидар – вдова, ее муж стал жертвой сталинских репрессий. После его смерти она посвятила всю себя сыновьям, находя в них утешение и мечтая вырастить их достойными людьми. Надежды матери не оправдались, они выросли черствыми людьми, равнодушными к боли и страданиям матери. Спектакль имел успех у зрителей благодаря талантливой игре актрисы.

Надежным другом и верным спутником жизни для Камилы Абжановой стал ее муж Бахытбек Алпысбаев. Их познакомила и сблизила сцена родного театра. Он закончил ту же студию, что и она, только несколькими годами раньше. Они сыграли вместе во многих спектаклях.

– Он мой первый критик и в то же время главный соратник и профессиональный советчик. Это первый человек, с кем я обсуждаю свои проблемы и роли, которые предлагают. И для меня всегда очень важно его мнение.

Быть актером непросто. Профессия требует огромной самоотдачи и упорного труда. Чтобы воплотить на сцене тот или иной образ, необходимо вжиться в своего героя, понять и прочувствовать его, что требует огромного душевного и психологического напряжения.

На мой вопрос, насколько сегодня высок интерес к театру, Камила апай ответила:

– Интерес к театру есть. Зрители с удовольствием приходят сюда, особенно когда идут хорошие качественные постановки. Но аншлаги сегодня увидишь редко. Это не может не расстраивать. В то же время театр – это не цирк. Театр – это искусство, которое заставляет думать, мыслить, сопереживать. И зачастую зритель не бывает к этому готов. Особенно это касается молодежной аудитории. Театр требует особого отношения, так как это более утонченное и статусное искусство. Все же наш театр не стоит на месте, он развивается, и думаю, что в будущем интерес зрителей обязательно возрастет.

Ее труд и творческие успехи отмечены многими наградами. Она Почетный гражданин Кызылординской области, заслуженный деятель Казахстана, удостоена специального приза имени Шолпан Бакировой.

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Предыдущие номера 02 ноябрь 2019 г. 812 0