На сегодняшний день дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профтехспециалистов. Одновременно с азами науки студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве. То есть 1-2 дня в неделю – в аудиториях, остальное время – на предприятиях.
Сейчас рабочие специальности с соответствующей квалификацией, по словам специалистов Кызылординского центра занятости, нарасхват: требуются электросварщики, электрики, токари, штукатуры, плотники, строители, газоэлектросварщики, агрономы, мелиораторы… О дефиците представителей технических профессий можно узнать, взглянув на объявления о вакансиях в местных газетах и сайтах: предприятиям нужны сметчики, каменщики, стропальщики, бетонщики, штукатуры-маляры, машинисты-экскаваторщики, бульдозеристы… По данным Министерства труда и социальной защиты населения, в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития до 2020 года стране особенно нужны кадры для транспортной отрасли, горно-металлургической, нефтяного сектора, туристической индустрии и машиностроения.
Квалифицированных специалистов готовят в Кызылординском колледже сервиса и услуг. Здесь ведется обучение по специальностям «Маркетинг», «Организация питания», «Швейное производство и моделирование одежды», «Радиоэлектроника и связь», «Телекоммуникационные сети и электромонтер», «Холодильно-компрессорные машины и оборудование». Со дня основания, то есть с 1967 года в колледже подготовили и выучили более 12 тысяч квалифицированных специалистов. В 2013 году согласно Балансу трудовых ресурсов Кызылординской области в учебном заведении провели оптимизацию специальностей, в результате сократили пять устаревших специальностей, вместо них был размещен госзаказ на новые: «Радиоэлектроника и связь», «Ремонт и обслуживание телекоммуникационного оборудования и техники», «Кондитер». На оснащение материально-технической базы, лабораторий и учебных кабинетов по новым специальностям из областного и республиканского бюджетов было выделено почти сорок миллионов тенге. В соответствии с учебными программами и стандартами холдинга «Кәсіпқор», приказом министра образования и науки РК от 31 октября 2017 года был разработан комплексный план на основе модульно-компетентного подхода по шести специальностям. В частности, студенты, обучающиеся по специальности «Организация питания», по окончании курсов получают квалификацию (компетенцию) повара, официанта, кондитера или менеджера по обслуживанию.
В колледже работают 79 инженеров-педагогов, 34 преподавателя и 38 мастеров производственного обучения. Есть среди них кандидаты технических наук, магистры, преподаватели высшей категории. В колледже уделяют большое внимание повышению квалификации педагогов, инженеров и мастеров производственного обучения. Многие из них прошли специальные курсы не только в ведущих учебных заведениях и предприятиях республики, но и за рубежом. К примеру, 18 инженеров совершенствовали знания в Минске в республиканском центре профессионального образования. педагоги и студенты ездили для обмена опытом в колледж «Фатих» в Стамбуле… 55 инженеров-педагогов колледжа прошли специальные курсы повышения квалификации при содействии холдинга «Кәсіпқор». Языковые курсы в Англии в университете города Глазго прошла преподаватель Эльмира Ескараева, а Жанат Асылбеккызы и Инкар Куанышева в городе Валкеакоски (Финляндия). Педагоги и мастера производственного обучения становятся призерами всевозможных конкурсов. К примеру, мастер производственного обучения Зинат Жаркин-баева заняла первое место на областном туре республиканского конкурса «Мастера производственного обучения», призовое место в номинации «Спецпредметы» заняла Лаура Наушабаева.
Есть достижения и у студентов колледжа. К примеру, на форуме труда студенты колледжа представили свои разработки по монтажу видеокамер наблюдения и сигнализации на производственных объектах. В международном конкурсе «Worldskills Kazakhstan» Шахмардан Рахмет (специальность «Организация питания») занял первое место. Он получил направление на участие в республиканском туре конкурса, который пройдет в ноябре в Нур-Султане. Номинацию в этой же компетенции получил Мухамеддин Кайратулы. Айдын Ахметжан, которая учится по специальности «Швейное производство и моделирование одежды», заняла первое место на областном туре республиканского конкурса дизайнеров...
Колледж гордится и спортивными успехами студентов. К примеру, в 2018 году Дамир Муратбек занял 2 место по грепплингу в городе Шардаре. Максат Кенжегулов занял 2 место на городском открытом чемпионате среди юниоров и молодежи по национальным видам спорта в честь 200-летия Кызылорды. Аружан Нугман заняла 1 место в соревнованиях по боксу в 2018 году в Байконуре, в 2019 году - в Кызылорде. Кылышбек Жеткербай занял 1 место на международном турнире по таэквондо и 1 место на международном турнире по тхэквондо в Байконуре. Алия Бодан заняла 2 место в соревнованиях по дзюдо в 2019 году в Шымкенте.
Отмечу, что Кызылординский колледж сервиса и услуг одним из первых в области стал внедрять дуальное образование по специальности «Организация питания». При поддержке акимата области был подписан меморандум между лицеем и социальным партнером ТОО «Фирма Best – Service LTD». В рамках дуального обучения здесь стали готовить поваров, официантов, менеджеров по обслуживанию. Объем теоретической нагрузки по ряду учебных дисциплин в колледже сокращен. В результате производственной практике уделено более шестидесяти процентов времени.
– Экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения. Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих в ней сторон – предприятий, работников, государства,– говорит директор колледжа Ташим Оразбек. – Предприятиям всегда нужны специалисты, которые владеют новыми технологиями, техниками. Международный опыт показывает, что инвестиции в качество подготовки кадров окупаемы, и это надежный вклад капитала. Поэтому воспитание нового поколения специалистов – задача не только государственных органов, но и бизнеса. Радует, что работодатели сейчас стали активнее включаться в процесс подготовки кадров для своих предприятий. По большому счету, дуальная система в колледжах была и раньше, к обучению рабочих кадров прилагали совместные усилия учебные заведения и различные профильные предприятия. Сейчас эта практика восстанавливается.
– Извечная проблема образования – это разрыв между знаниями, которые учащиеся получают в учебном заведении, и требованиями практики. Этот пробел должна восполнить система дуального образования, которая совмещает теоретическую и практическую подготовку учащихся, – продолжает Т. Оразбек. – Наши студенты, обучающиеся по специальности «Организация питания», проходят практику, к примеру, на базе фирмы «Best-Service LTD». Один-два дня в неделю занятия проходят в колледже, все остальное время студенты закрепляют знания на предприятии. По договору с базовыми компаниями и предприятиями студенты нашего колледжа, обучающиеся по специальности «Кондитер», «Повар», «Швейное производство и моделирование одежды», регулярно проходят стажировку в ТОО «Best Service LTD», «Скиф-ТРЕЙД», «ДГУ-Сервис», АО «Қазақтелеком», «Планета Меркурий», «Goold Master», «Ritail A-A», «Мұз айдыны», «Dalatex», в швейной мастерской «Ай-Күн», «Браунис Қазақстан», гостинице «Султан Плаза», ресторане «Loft»...
Стажировку на крупных предприятиях общепита проходят не только студенты, но и мастера и педагоги колледжа. Контролируют весь процесс подготовки кадров так называемые эдвайзеры, которые должны помочь молодым людям пройти путь от студентов до квалифицированных специалистов. Причем стажировки проходят не только на отечественных предприятиях, но и за рубежом. К примеру, группа мастеров производственного обучения и студентов, обучающихся по специальности «Организация питания», ездила в Стамбул за опытом организации дуального образования. Кызылординская делегация в Турции посетила столовую колледжа, а также столовую типографии газеты, которая обслуживает журналистов и полиграфистов.
– Еду в столовых Стамбула готовят преимущественно мужчины, – отметила мастер производственного обучения Зинат Джаркинбаева. – Все специалисты с удовольствием делятся опытом. У нас же в основном на кухне трудятся женщины, хотя на наших курсах сейчас немало парней. Здорово, что появилась возможность перенять хороший опыт, увидеть все своими глазами, научиться непосредственно на месте тонкостям профессии. К слову, блюда, которые девушки научились готовить в Турции, включили и в повседневное меню кафе, в которых сейчас они работают. Конечно, столовые в Стамбуле оборудованы хорошо. Но и мы не лыком шиты. Есть у нас и тестомесы, и всевозможные шинковки, мясорубки, соковыжималки, новая посуда… У нас хорошая производственная база, есть возможность готовить квалифицированные кадры. В частности, обновлено материально-техническое оснащение лаборатории, где готовят будущих поваров и
кондитеров.
В колледже услуг и сервиса созданы хорошие условия для учебы: современной техникой и оборудованием оснащены мастерские и аудитории, оказывается поддержка детям, оставшимся без попечения родителей, в частности, в плане их трудоустройства. Выпускники профессионального колледжа востребованы. Около восьмидесяти процентов выпускников без труда находят работу по окончании учебы.
По окончании колледжа в ТОО «КазСпектрСтрой» устроился Асылбек Анапия, АО «Құрылыс» Мейрхан Жунис, ТОО «ТСЦ ТехАс» Муратбек Жанайдар, ТОО «Е.А.группснаб» Нурбек Байдусен. Все они окончили колледж по специальности «Холодильно-компрессорные машины и
оборудование».
– Престиж рабочих профессий растет, есть хороший материальный стимул для работы. Мне моя работа нравится, она востребована и хорошо оплачивается, – говорит Нурбек Байдусен.
В АО «Казахтелеком» сразу после окончания колледжа работают Шолпан Туманова, Нурия Токшылык. Менеджерами связи в отделениях военных частей Астаны, Кызылорды и Актау работают Едилжан Жунтаев, Бекзат Жанабай, Ержан Алихан, Асет Нуржанов, Колканат Бахарадин. Монтажниками в «ДГУ Сервис» трудятся Данабек Кенжебек, Мадяир Мирамбекулы, Размазан Ибрагим, Ердаулет Нургазы, Саги Саттай, Алмат Шилдебаев.
– Как бы ни ценилось высшее образование, но к обладателям дипломов по таким ходовым профессиям, как станочник, крановщик или слесарь, работодатели относятся с особым вниманием, – говорит Алмат Шилдебаев. – Время, когда юристов, психологов, рекламщиков и экономистов работодатели расхватывали, едва те встанут из-за студенческой скамьи, прошло. Теперь спрос на специалистов-технарей. Больше семидесяти процентов вакансий – за специалистами с техобразованием. Значит, выпускникам школ, которые хотят хорошо устроиться в жизни, нужно штурмовать технические колледжи и вузы. Еще несколько лет назад школьники думать не хотели о профессии сварщика или каменщика. А сейчас ситуация меняется.
Поварами в ТОО «Тургай Петролеум» работает Бек Алмат, в ресторане «Мақсұт» - Асель Аманбек, Багдат Оразбаев, Жауказын Нурлыбек, ресторане «Султан Плаза» - Жансая Бакир, Сымбат Ералхан. Выпускники колледжа работают не только на местных предприятиях. К примеру, Акжол Кулпыбай сейчас трудится поваром в одном из крупных ресторанов города Фамолуста в Кипре. Выпускники колледжа сервиса и услуг трудятся по своей специальности на швейной фабрике «ЛТД Ютария» в Астане, ТОО «Учебно-производственное предприятие инвалидов Кызылорды «Ұшқын», ТОО «Retail A-A», «Скиф Трейд»... И таких примеров масса. Большим спросом у работодателей пользуется профессия газоэлектросварщика. Будущих газоэлектросварщиков, машинистов экскаватора на практику приглашают компании «Тепломонтаж», «Техоснастка», ТОО «Мелиоратор», крупные нефтяные компании… Многим предприятиям строительного, дорожного профиля, сферы торговли нужны квалифицированные кадры, они готовы взять на производственную практику студентов колледжа сервиса и услуг, обучить их тонкостям профессии.
– Для молодых людей практика на предприятии – отличный шанс приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после окончания – работу, к которой хорошо подготовлены, – говорит руководитель ТОО «Dalatex» Дильмухамед Абизов. – Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Она позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность. Студенты колледжа сервиса и услуг проходили практику на нашем предприятии. Мы трудоустроили Асель Руслан, Перизат Сламбекову, Мархабат Тореали, Фаризу Зияхмет, Назерке Адилбекову швеями. Мы готовы и дальше сотрудничать с колледжем и готовить для себя квалифицированные кадры.
По словам Ташима Оразбека, ключевым успехом немецкой дуальной системы является тесное социальное партнерство. К примеру, в Германии около 90 процентов крупных компаний, и каждая пятая привлекает учеников. За каждым наставником на производстве закрепляется не больше двух обучающихся. Это обеспечивает индивидуальный подход и влияет на качество обучения. Почти 70 процентов выпускников по завершении обучения трудоустраиваются здесь же, на предприятии. Поскольку успех дуального обучения определяется уровнем развития соцпартнерства, у нас предстоит большая работа по выработке механизмов взаимодействия предприятий и колледжей. В частности, предприятия должны заключать договоры с учебными заведениями для целевой подготовки персонала по востребованным специальностям. А значит, на предприятиях нужно создавать производственные площадки для учеников. То есть теоретическая подготовка должна сочетаться с практическими навыками, к примеру, по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и эксплуатации... В результате стажер получает необходимый опыт. А после окончания учебного заведения ему будет проще найти работу. Предприятия же при таком подходе к обучению будут обеспечены притоком квалифицированного персонала.
– Для небольших предприятий дуальное обучение – удачный шанс заполучить талантливую молодежь, которая при других условиях вряд ли обратила бы внимание на такую фирму. Кроме того, во время дуального обучения компания в реальном режиме оценивает сотрудника, не полагаясь на сертификаты. Это позволяет работодателю избежать дорогостоящих ошибок набора персонала, – считает руководитель ТОО «Ұшқын» Бахыт Джумашев. – Простор для организации дуального обучения на базе предприятий есть, как есть желание работодателей готовить для себя квалифицированные кадры. А это значит, что студенты получат хорошую возможность освоить избранную профессию непосредственно на производстве, а по окончании колледжа наверняка устроиться на работу.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |