• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

В последнее время многие из нас все чаще слышат словосочетание «инклюзивное образование». Но не все знают, что оно означает. Инклюзив имеет несколько значений, в том числе – совместное обучение здоровых детей и ребят с ограниченными возможностями. Сегодня в Казахстане такое обучение возможно. В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы прописано внедрение инклюзивного образования, планируется, что уже через два-три года до 70 процентов школ будут работать по этой системе.

В Казахстане зарегистрировано свыше 150 тысяч детей с особыми потребностями. Многие из них обучаются либо в специализированных школах, либо на дому. Инклюзивное обучение в стране пытаются внедрить во многих школах в качестве пилотного проекта. В нашей области пилотной считается школа-лицей № 264. Здесь уже не один год вместе с обычными детьми учатся ребята с особыми потребностями. Там есть удобные пандусы, и дети с ограниченными возможностями в этой школе – полноправные члены коллектива, они приняты детским сообществом. Хороший пример в плане инклюзии (включенного обучения) подает и школа-лицей № 101 им. А.Муслимова.

– Инклюзивное образование – это обучение, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. В рамках инклюзивного образования не ребенок должен приспосабливаться к процессу обучения, наоборот – характер и темп обучения подстраиваются под нужды ребенка, – говорит директор школы-лицея №101 Айгуль Уткельбаева. – Школа должна повернуться лицом к ребенку. То есть, должен работать принцип – не ребенок для школы, как это сейчас в основном бывает, а школа для ребенка. И она, эта школа, должна быть гибкой во всем, начиная от стандартов образования, все мы разные, и наша система образования должна это понять и стать гибкой. Адаптация детей с особенными потребностями в общеобразовательных школах проходит лучше, чем в специализированных учреждениях, поскольку дети получают там также и социальный опыт. Кроме того, считается, что здоровые дети, обучаясь вместе с детьми с особыми потребностями, развивают толерантность и ответственность, становятся самостоятельнее. В стране для детей с инвалидностью функционирует система специального образования. Созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. Поэтому вопрос включенного (инклюзивного) образования актуален как никогда.

Отметим, что в школе-лицее в общеобразовательный процесс включены 12 детей с особыми образовательными потребностями, еще девять – обучаются на дому. По словам классного руководителя 2 «Ж» класса Зуры Тлеубаевой, где обучается ребенок с особыми потребностями, общество начало меняться в плане толерантности к детям с ограниченными возможностями.

– Эффективность включения детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения во многом зависит от педколлектива, – считает З. Тлеубаева. – Если он знает, как себя вести с такими детьми, знает, как найти к нему подход, то не будет проблем. В нашей школе таких проблем нет. Более того, призываю родителей здоровых школьников не опасаться, что качество преподавания якобы может пострадать от того, что в классе есть ребенок с ООП. Учитель подбирает для этого ребенка индивидуальную образовательную траекторию. То есть, если ребенок с особыми образовательными потребностями не справляется с программой, то для него разрабатывается индивидуальная учебная программа под его возможности. Особенность адаптированной программы в том, что применяются индивидуальные методы усваивания информации. То есть, ученик получает такое же образование, как и его одноклассники, но при этом овладеть им помогают специальные методы.

– Если в классе появляется ребенок с особыми образовательными потребностями, то школа с управлением образования оснащает необходимой мебелью, оборудованием его учебное место, обеспечивает учебниками и психолого-педагогическим сопровождением, если есть необходимость, то у ребенка может быть свой помощник – тьютор. Это может быть действующий учитель или нанятый специалист, – поясняет руководитель отдела областного управления образования Шолпан Жунисова. – Ребенку с особыми образовательными потребностями при поступлении в школу необходимо иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии. В нем отражаются рекомендации для построения обучающего процесса в школе. В остальном пакет документов не отличается от общепринятых. Перечень того, чем должны быть оснащены школы, детские сады, колледжи есть в приказе министра образования и науки РК «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций технического и профессионального образования». Помимо инфраструктуры, детям с особыми образовательными потребностями (ООП) должны предоставить специальные учебники. На сегодня разработано более трехсот учебных программ для детей с особыми образовательными потребностями по восьми видам нарушений.

В Кызылорде, по информации психолого-медико-педагогических консутальтаций (ПМПК), насчитывается 6996 детей с ограниченными возможностями. 1909 из них – дети дошкольного возраста, 5087 – дети до 18 лет. Благодаря внедрению инклюзивного образования обучением в общеобразовательных школах охвачено 2564 детей, в детсадах – 680, колледжи посещает 266 студент с инвалидностью. Инклюзивное обучение осуществляется в 199 дошкольных учреждениях, 136 школах, 12 колледжах.

Для детей с ООП функционирует 21 специальное образовательное учреждение: 5 психолого-медико-педагогических консультаций, 9 психолого-педагогических коррекционных кабинетов, 3 специальных школ-интернатов, 3 детских реабилитационных центра, 1 специальный детский сад. На сегодняшний день 101 детский сад посещает 680 детей с особыми образовательными потребностями. Также в семи школах действуют 34 специальных класса, где общее образование получают 215 детей с ООП. В 16 школах и 18 дошкольных учреждениях действуют и логопедические пункты для детей с речевым отставанием.

Согласно договоренности с учредителями частных детских садов в более чем тридцати дошкольных учреждениях открыты специальные и инклюзивные группы. В целом же, в детсадах области функционирует более пятидесяти инклюзивных групп и порядка тридцати специальных групп. Их посещают малыши со слабым слухом и зрением, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой речевого развития, синдромом Дауна. В области работает инклюзивный детский сад «Шағбан», который был открыт в 2014 году в рамках программы «Балапан». Сейчас его посещает 175 детей, 95 из них – с ограниченными возможностями. Здесь работают дефектологи, педагоги-психологи, логопеды. Детский сад помогает решить проблему адаптации в обществе детей с особыми потребностями. Методы и формы воспитательного процесса здесь подобраны с учетом психофизических способностей детей. Благодаря деятельности детского сада в общеобразовательный процесс удалось включить 76 детей. В 2017 году здесь открыт курс иппотерапии для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детском саду «Шаттық» есть три инклюзивные группы, одна специальная группа. С малышами с особыми образовательными потребностями здесь работают 7 специалистов – логопеды, сурдологи, тифлопедагоги… К слову, детский сад в прошлом году разработал и защитил проект «Организация инклюзивных групп».

В нынешнем году в рамках государственно-частного партнерства в Казалинске открыт инклюзивный детский сад. Сейчас его посещает 90 малышей, 50 из которых – дети с особыми образовательными потребностями.

В областном центре работает центр для детей с аутизмом, открытый при поддержке фонда «Асыл Мирас». Его посещает 80 детей с расстройством аутического спектра.

В 2018 году рамках проекта корпоративного фонда «Болашақ» в кызылординской школе № 6 открыт кабинет инклюзивной поддержки, здесь обучается 9 детей с аутизмом, с которыми работают 11 специально подготовленных педагогов и специалистов. По данным психолого-медико-педагогических консультаций, чуть больше одной тысячи детей получают образование на дому. Хотя, возможно, среди них есть дети, желающие обучаться наравне со сверстниками в обычной школе, которая, увы, их не принимает. Причин тому много. Помимо неготовности системы образования включить в общеобразовательный процесс детей с ограниченными возможностями существуют и морально-психологические барьеры. Педагоги, медики и родители приводят множество аргументов «за» и «против» совместного обучения детей с ограниченными возможностями и здоровых ребят. Главным аргументом «против» выступает то, что в наших общеобразовательных школах пока не созданы специальные условия для обучения слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих детей, ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Некоторые родители и педагоги считают, что, обучаясь в смешанном классе, дети-инвалиды не смогут получать должного внимания и поддержки. Педагог-организатор инклюзивного обучения школы № 264 Салтанат Кумекбаева придерживается другого мнения:

– Инклюзивный подход означает гибкий подход к образовательному процессу, постоянное общение с родителями, медиками, психологами, это совместная работа, которая поможет учителям лучше подстраиваться под интересы каждого ребенка, как здорового, так и с ограниченными физическими возможностями. Бывает так, что родители детей-инвалидов опасаются, что в обычном классе одноклассники будут сторониться их детей. Но многочисленные опросы школьников, учителей и родителей показывают, что между обычными детьми и детьми с особыми потребностями складываются дружеские отношения. Дети принимают непохожих на них сверстников вполне адекватно, толерантно. Проблема заключается во взрослых, которые не могут создать комфортные условия для адаптации детей с ограниченными возможностями в школах, – говорит она.

Несколько лет назад школа стала своеобразной экспериментальной площадкой по внедрению инклюзивного обучения. Здесь принимают детей не только с нарушением речи и зрения. В начальные классы принимают и детей с расстройством аутического спектра и с синдромом Дауна. Педагоги, дефектологи, психологи школы накопили хороший опыт работы с детьми с особыми потребностями.

– В нашей школе обучаются дети с различными пороками в развитии, и мы не замечали, чтобы здоровые дети сторонились их. К сожалению, в старых школах нет комфортных условий для обучения детей-инвалидов. А в психологическом плане проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями в принципе не возникает. Педагоги, которые работают в инклюзивных классах, прошли подготовку на базе школ, где успешно применяется инклюзивное обучение. В общем, Рубикон успешно пройден, мы накапливаем опыт по внедрению инклюзивного обучения, – говорит С. Кумекбаева.

Кстати, школа №264 одна из немногих приспособлена к нуждам детей с ограниченными возможностями, здесь есть пандусы, широкие коридоры для колясочников, специальный санузел... Наверное, потому, что она новая и строилась по современным стандартам, нежели старые школы. Значит, нужно продумать возможность максимально приблизить условия обучения в старых школах под нужды детей. Другими словами, «нестандартные дети» в нашу нынешнюю систему образования не всегда вписываются. Школы просто не приспособлены для того, чтобы принять тех же колясочников – нет пандусов, чтобы они могли передвигаться. А кроме того, нет специальных устройств и обучающих материалов для детей с отклонениями в развитии, нет специальных методических пособий для учителей, очень мало специалистов, готовых к работе с такими детьми.

Как отметила С.Кумекбаева, в области ощущается нехватка подготовленных педагогических кадров, могущих обучать детей интегрированно. Но эту проблему исправит переподготовка, обмен опытом со школами тех регионов, где успешно внедряется инклюзивное образование. Не хватает сурдопедагогов, тифлопедагогов. Эта проблема распространена по всей стране. Нет специалистов, которые могут работать с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Безусловно, в обучении детей-инвалидов есть своя специфика. Но и в обычном классе нет детей с равными способностями. Поэтому в любом случае приходится учитывать особенности и возможности каждого ребенка – с инвалидностью или без нее. К счастью, нормативно-правовая база инклюзивного образования с каждым годом совершенствуется, внесено много изменений в пользу детей с особыми потребностями.

В 2019 году из областного бюджета были выделены средства для привлечения специалистов для инклюзивного обучения. В настоящее время в 94 школах области работает 144 специалиста – логопеды, дефектологи, сурдологи, тифлопедагоги… Ожидается, что к 2025 году дефицита в таких специалистах уже не будет.

В следующем году, по информации Министерства образования и науки РК, условия для инклюзии будут созданы в 70 процентах школ Казахстана. Правда, довольствоваться уровнем развития инклюзивного образования в стране пока рано. Количество детей с особыми образовательными потребностями растет. К сожалению, пока еще не созданы все условия для полноценной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество. Решением проблемы является инклюзивное образование. Но зачастую встречается упрощенное понимание инклюзии, когда все сводится к материально-техническим вопросам. Но все не так просто. К примеру, многим детям с особыми потребностями нужны тьюторы – индивидуальные помощники, посредники между ребенком и педагогом.

– Еще одним новшеством является то, что выпускникам спецшкол для умственно отсталых детей сейчас выдают аттестаты, тогда как раньше были справки. Их не брали в колледж, так как правила приема предусматривали только прием на основе аттестата, – говорит Ш. Жунисова. – Отличие этих аттестатов от обычных – в их серии. Кроме того, внесены изменения в правила приема в колледжи, которые позволяют выпускникам спецшкол поступать.

Еще одной проблемой являлось отсутствие типовых учебных планов и программ для спецшкол по всем восьми видам нарушений. Долгие годы учителя самостоятельно адаптировали общеобразовательные программы. Теперь министерство разработало программы и планы для спецшкол и детсадов. Внесли изменения и для детей с аутизмом. В частности, такие дети не всегда могут сидеть на всех уроках, но по отдельным предметам они могут учиться лучше. Для них введена норма обучения по индивидуальным планам по международному опыту. Развитие инклюзии невозможно без дефектологов. В связи с этим увеличен госзаказ на подготовку таких кадров. Кроме того, для всех педагогических специальностей в вузах был введен курс по инклюзии, где будут делать уклон на практикоориентированность. Немаловажно финансовое стимулирование развития инклюзивного образования. Проект по внедрению подушевого финансирования в школах и колледжах также заметно отразится на развитии инклюзива. Так как школам будет выгодно брать детей с особыми потребностями.

Нельзя сказать, что общество не готово принимать людей с ограниченными возможностями, просто для них пока еще не созданы все условия. К примеру, даже в новых школах нет специальных санузлов, подъемников. Под нужды детей с инвалидностью приспособлены всего несколько школ, а это капля в море. Но инклюзивное образование необходимо развивать. Оно способствует социализации детей, имеющих проблемы со здоровьем. Им необходимо знать, что они не хуже других. А здоровых детей это учит толерантности. Главное, чтобы дети с особыми потребностями могли получить образование и войти в самостоятельную жизнь.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 14 ноябрь 2019 г. 1 180 0