• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПРОЧНЫЙ СПЛАВ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

На рынке труда сейчас переизбыток гуманитариев. Это отмечают кадровики, работодатели, специалисты отделов занятости, да и сами молодые специалисты, когда-то считавшие, что идти в вуз – это модно, а в технический колледж – нет. Родители и дети стали понимать, что будущее – за инженерами и квалифицированными рабочими, которых сейчас катастрофически не хватает.

Более семидесяти процентов вакансий в Кызылординском центре занятости – это рабочие специальности. Причем не всегда предлагаемая работа связана с тяжелым физическим трудом. Квалифицированные специалисты могут работать с электроникой на современной технике и станках, и их труд ценится очень высоко. Список технических вакансий, судя по объявлениям в газетах и на интернет-сайтах, весьма обширный, требуются слесари по обслуживанию буровых установок, газоэлектросварщики, водители автопогрузчика, спецтехники, машинисты экскаватора и бульдозера, монтажники, бетонщики, сварщики, штукатуры… И это далеко не все специалисты, которых сейчас днем с огнем ищут работодатели.

Востребованных специалистов технического профиля готовят в Кызылординском политехническом колледже им. М. Иксанова, который наладил эффективное партнерство с предприятиями региона. Благодаря этому выпускники колледжа после его окончания чувствуют себя уверенно на рынке труда, а предприятия заинтересованы в их трудоустройстве. Дуальная система обучения здесь внедрена по специальностям «Газо-электросварщик», «Машинист автокрана». С 2017-2018 учебного года список пополнился еще двумя специальностями «Техобслуживание и ремонт автотранспорта» и «Теплотехническое оборудование и системы теплоснабжения». Колледж в рамках трехстороннего меморандума работает с компаниями «Мелиоратор», «Адемжан», «Инпласт», «Кернеу-СМ», СПФ «Монтажспецстрой», «Мурат Техсервис», с НИИ рисоводства им. И. Жахаева, городским отделом сельского хозяйства и ветеринарии... Шестьдесят процентов времени студенты проводят на предприятии, сорок – в аудиториях.

Сейчас рабочие специальности с соответствующей квалификацией, по словам специалистов городского центра занятости, идут нарасхват: требуются электросварщики, машинисты, трактористы, электрики, токари, штукатуры, плотники…. По данным Министерства труда и социальной защиты населения до 2020 года в Казахстане наблюдается наибольшая потребность в кадрах для транспортной отрасли, горно-металлургической, в нефтяном секторе, туристической индустрии и машиностроении. Семьдесят процентов заявленной потребности приходится на работников со средним техническим и профессиональным образованием, около пятнадцати процентов – с высшим образованием. Это значит, что для специалистов с профессионально-техническим образованием открываются большие возможности.

– Спрос на рабочие профессии будет всегда, – говорит директор политехнического колледжа Бахыт Кенбаев. – У нас обучается порядка пятисот студентов по восьми наиболее востребованным на рынке труда специальностям. Учебная, методическая, материально-техническая база учебного заведения позволяет готовить технические кадры более высокой квалификации, нежели раньше. Обучение ведется и в рамках программы продуктивной занятости и массового предпринимательства.

В колледже созданы оптимальные условия для учебы: современной техникой и оборудованием оснащены мастерские и аудитории, организовано горячее питание, оказывается поддержка детям, оставшимся без попечения родителей, в частности, в плане их обязательного трудоустройства. Переход к дуальной системе в колледже идет полным ходом. Поэтому здесь в первую очередь занялись переподготовкой кадров, мастеров-наставников, создали инструменты по стимулированию работников. Многое в подготовке квалифицированных кадров зависит от педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения. Нынешний статус профессиональных колледжей обязывает давать студентам углубленные знания, и тут очень нужны высококвалифицированные педагоги и мастера. К слову, преподаватели и мастера политехнического колледжа постоянно проходят обучение на курсах в республиканских институтах повышения квалификации, ездят перенимать опыт за рубеж. За три последних года свыше ста инженеров-педагогов прошли курсы повышения квалификации.

Отметим, что дуальная система в колледжах предусматривает свободу действий в выборе партнеров и методов стимулирования учащихся. Например, во время практики колледж обеспечивает студентов транспортом, а предприятие – спецодеждой. У несовершеннолетних, как и полагается по закону, шестичасовой рабочий день.

О том, что выпускники политехнического колледжа востребованны, говорят такие цифры: в 2017-2018 учебном году колледж окончили 213 выпускников, 166 из них без труда нашли работу в местных компаниях. 377 студентов колледжа получают стипендии, причем 100 из них в рамках программы продуктивной занятости. Отметим, что порядка восьмидесяти процентов от общего количества учащихся колледжа ежегодно становятся обладателями специального сертификата республиканского центра тестирования и присвоения квалификации.

– В нашем колледже акцент всегда ставился на активное участие бизнеса и работодателей в подготовке кадров, – говорит старший мастер производственного обучения Марат Дурманов. – Работаем в тесной спайке с ТОО «Мелиоратор», ТОО «Doostroy-Company», «КСМиК», «Сыр жарығы», «Қызылорда жолдары», «Қызылорда су жүйесі», «Монтажспецстрой», АО «Казахавтодор» и другими. К примеру, ребята, обучающиеся на газоэлектросварщиков, проходят производственную практику в ТОО «Монтажспецстрой». Раньше у каждого училища было базовое предприятие, где ребята проходили практику, а по окончании устраивались туда на работу. Такая система давала почти стопроцентную занятость выпускников. И хорошо, что подобная практика с учетом реалий рынка возрождается. Главная цель дуального обучения – подготовить квалифицированного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве. Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на хорошем профессиональном уровне. Дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей на специалистов с определенными навыками и знаниями. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник. Сейчас образование и бизнес уже не дискутируют, каких специалистов надо и не надо готовить, а ведут конструктивный диалог, как это делать вместе. Это огромный плюс.

По окончании политехнического колледжа в «Нурторгстрой» машинистом автокрана устроились Нурсултан Джорабеков, Бейбарыс Иманбек, Ерболат Бекназар.

По словам Н. Джорабекова, считать работу машиниста, слесаря или монтера зазорной нет оснований. Рабочие специальности сейчас в цене. Стоит ли работать в престижных, на взгляд многих молодых людей, организациях, когда довольно высоко оплачивается труд газоэлектро-сварщика, крановщика, строителя, электромонтера?

– Молодежь стала понимать, что престиж рабочих профессий поднимается, и есть хороший материальный стимул для работы. Мне моя работа нравится, она востребована и хорошо оплачивается, – солидарен с коллегой Б. Иманбек. – Нужно просто переломить сознание людей, которые считают профтехобразование второсортным, это далеко не так. Технические профессии будут востребованы всегда, никакой кризис им нипочем.

– Многие выпускники после окончания школы стоят перед непростым выбором, кем быть? Родители видят своих детей юристами, экономистами, финансистами, банкирами, менеджерами... И мало кто хочет, чтобы их отпрыск освоил рабочую специальность. Но что лучше – стать посредственным экономистом или электриком или сварщиком с хорошей зарплатой? – говорит студент колледжа Нурхан Жаксыбай. – В сентябре мы проходили полностью оплачиваемую практику в ТОО «Dosstroy-Company», меня уже пригласили работать в эту компанию.

Армана Алмаса, Сагдата Нурманбекулы, Алишера Бердибека тоже пригласили после окончания колледжа в ТОО «Dosstroy-Company».

– Благодаря дуальному образованию, которое внедрили в нашем колледже, я проходил практику в ТОО «Dosstroy-Company». И знаю, что по окончании учебного заведения рабочее место мне обеспечено, – говорит А. Алмас. – На производственной практике я понял специфику своей профессии: знаю методы и способы сварки сплавов, виды изъянов сварных соединений, могу делать электрогазовую сварку тремя видами швов. Каждый газо-электросварщик должен уметь нарезать заготовки любых форм и размеров, паять, наплавлять и подогревать металл. Главное преимущество дуальной системы обучения заключается в том, что ты можешь быть уверен в последующем трудоустройстве на этом предприятии. А еще она дает возможность проверить свои теоретические знания на практике уже в период учебы. На практике мы уже в реальности видим, как идет работа. А самое приятное — мы за это и деньги получаем. Я считаю, что это очень выгодное
обучение.

– На практике лучше усваивают материал, к тому же есть возможность трудоустроиться, ведь выпускнику без опыта работы очень трудно трудоустроиться, – говорит С.Нурманбекулы. – Я рад, что благодаря дуальной системе в период производственной практики получил полноценные знания, познакомился с будущей профессией, изучил тонкости дела.

– Выгоды дуального обучения очевидны. Во-первых, это экономия средств на поиск сотрудников. К тому же можно не сомневаться в хорошей квалификации учеников, воспитанных самим работодателем. Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает, – говорит директор ТОО «Doostroy-Company» Олжас Абдреев. – Дуальное образование – самая перспективная программа подготовки специалистов. Его актуальность обусловлена дефицитом технических кадров на рынке труда. Раньше учебные центры больше времени уделяли теоретической подготовке, тогда как на практику отводилось не больше десяти процентов учебного плана. В результате выпускники колледжей и техникумов, попав на производство, чувствовали себя беспомощными. У работодателя в свою очередь не было ни времени, ни ресурсов для формирования у них практических навыков. Нашелся наиболее приемлемый путь решения этой проблемы – дуальное обучение. Опыт показывает, что инвестиции в качество подготовки кадров – надежный вклад капитала. Поэтому воспитание нового поколения специалистов – задача не только государственных органов, но и бизнеса. Да, работодатели стали включаться в процесс подготовки кадров для своих предприятий, но нужно активизировать этот процесс, работодатели должны быть заинтересованы в подготовке кадров для себя и у себя на производстве. В процессе широкого освоения дуальной системы, наверняка потребуется дальнейшее совершенствование законодательства. В первую очередь, для развития мотивации бизнеса к участию в этой сфере. И еще один немаловажный аспект: структура рабочей программы колледжей должна быть ориентирована на запросы работодателя – заказчика конкретного специалиста. При разработке учебной программы нужно руководствоваться не специальностью, которую получает студент, а компетенциями – набором навыков и умений.

Работодатели часто выражают претензии и критикуют качество специалистов, хотя зачастую сами бывают недоступны для прохождения практики студентов и профессиональной стажировки преподавателей, большинство предпринимателей не готовы вкладывать деньги в подготовку специалистов. К сожалению, на производстве фактически забыто понятие профессионального наставничества. Это отношение нужно менять, производство должно стать практической учебной площадкой для подготовки кадров. Правда, для этого нужно четко определить перечень специальностей, по которым возможно применение дуальной системы обучения, перечень базовых предприятий, готовых стать партнерами по внедрению дуальной модели образования, а также выработать требования к предприятиям, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения. Необходимо продумать механизмы стимулирования предприятий, где студенты проходят производственную практику. К примеру, многие государства стараются поощрить работодателей, которые участвуют в системе дуальной подготовки. К примеру, в Канаде действуют налоговые льготы, во Франции предприниматели-инвесторы получают компенсацию… Решить эти задачи – значит сформировать новую модель подготовки профессионалов. Она сократит разрыв между тем, что умеют и знают выпускники учебных заведений, и тем, какие требования к ним предъявляют производства разных секторов экономики.

– Престиж технических специальностей растет. Доказательство тому – растут конкурсы в профессиональных колледжах. Но, к большому сожалению, родители продолжают делать за своих детей неправильный выбор, по-прежнему тянут своих детей в юристы, экономисты... Поэтому, на мой взгляд, в школах, семье очень важна профориентационная работа, пропаганда человека труда с рабочей профессией. Нужно на системной основе проводить разъяснение для повышения привлекательности рабочих и инженерно-технических специальностей, молодежь должна знать реальные истории успеха трудовых династий. Выбор профессии –
дело сложное. В любом случае ориентироваться на конъюнктуру рынка надо до поступления в вуз или колледж. И нужно выбрать ту специальность, которая будет котироваться во все времена, – считает Б.Кенбаев. – В настоящее время, основной мировой тренд, влияющий на рынок труда, – цифровизация и внедрение новых технологий. По оценкам специалистов, к 2035 году примерно треть производственных процессов будет автоматизирована. По информации центра развития трудовых ресурсов Министерства труда и соцзащиты населения РК, до 2022 года наибольшую потребность в экономике составят служащие по обработке информации, оформлению документации. Очень будут востребованы также любые профессиональные специалисты в области техники. Но больше всего нашей области, да и стране в целом, нужны рабочие: токари, плотники, сантехники, сварщики, электрики, арматурщики, машинисты спецтехники... разумеется, имеются в виду квалифицированные кадры. В странах с развитым дуальным обучением привлекательность обучения обеспечивается профориентацией. Считаю, что система «двойной» – дуальной подготовки кадров обеспечит успешное вхождение молодежи на рынок труда и качественный рост их профессиональных компетенций.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 26 ноябрь 2019 г. 331 0